Польская стратегия для Украины
Николай МАЛИШЕВСКИЙ | 13.02.2013 | 00:00
Варшава вернулась к своей
традиционной геополитике еще в начале нового столетия, когда польские
дипломаты вроде тогдашнего исполнительного директора Новой атлантической
инициативы в Вашингтоне и нынешнего главы польского МИД Р.Сикорского
заговорили о роли Польши как «лидера группы посткоммунистических стран в НАТО и в Европейском союзе»,
а правые политики вроде будущего президента Л.Качиньского заговорили о
необходимости создания новой Речи Посполитой, подразумевая в числе
прочего влияние Польши «от можа [Черного] до можа [Балтийского]» в
соответствии с классической формулой польской экспансии.
Первым этапом реализации этих планов стала активность Варшавы во время
«революции роз» в Грузии в 2003 году, выборов президента Молдавии в 2005
году и «оранжевой революции» на Украине в 2004 году, в которой, наряду с
рядом польских политиков, участвовал и нынешний президент Польши
Б.Коморовский (он выступал на Майдане и даже привёз туда своих детей,
дабы те «прочувствовали атмосферу», памятную ему со времен
«Солидарности»).
Вторым этапом стал запуск в 2006 году проекта Четвёртой Речи
Посполитой, предполагающего «формирование особого
национально-культурного ландшафта» т.н. Малой Польщизны, которая
включает в себя приграничные с Польшей земли Украины и Белоруссии… В
рамках этого проекта Варшава финансирует и реализует ряд программ вроде
«карты поляка», программ обучения в Польше активистов молодёжных
структур, спутникового телеканала и радиостанций, вещание которых на
восточном направлении курирует Совет по телевидению и радиовещанию
Польши.
На третьем этапе польским МИДом в 2008 году был выдвинут проект «Восточное партнёрство», ставший продолжением ГУАМ, обнаружившего в августе 2008 года свою военно-политическую несостоятельность. Польша
с подачи Вашингтона и Брюсселя стала куратором восточного направления
евроатлантической политики; это направление включает Украину, Молдавию и
Белоруссию. (Южное направление, включающее Грузию, Азербайджан и
Армению, курирует Турция).
Интерес Запада – превращение постсоветских республик в энергоотмычку
для взлома сырьевой кладовой Евразии. Интерес Варшавы – под «крышей»
Вашингтона и Брюсселя опередить Москву и, использовав заминки в
интеграционных процессах на постсоветском пространстве, закрепить это
геополитическое пространство за собой. Реализовать проект возрождения
легендарной Сарматии в политическом (интеграция в рамках
Четвёртой Речи Посполитой) и экономическом смыслах – на энерготранзитном
пространстве, которое свяжет в единую инфраструктуру Черное и
Балтийское моря.
Соответствующее соглашение о создании Черноморско-Балтийского
энергоколлектора («о развитии грузоперевозок от Балтийского моря до
Черного») было подписано Литвой, Украиной и Белоруссией практически
одновременно с появлением «Восточного партнерства» - 12 мая 2008 года в
Вильнюсе. Тогда же было заявлено о намерении расширить географию данного
проекта, пригласив присоединиться к нему Турцию, Азербайджан, Грузию «и
другие заинтересованные государства».
Отношение Варшавы к восточным соседям выглядит так: Россия –
потенциальный, всё ещё сильный враг, Литва – недостаточно сильный
союзник-конкурент, Белоруссия – «всходние кресы», Молдавия –
единственная страна, заслуживающая «продвинутого диалога», Украина –
курируемый Варшавой потенциальный и послушный партнёр в перманентном
противодействии России.
В рамках реализации стратегии на Востоке Варшава пытается разыгрывать в
первую очередь украинскую карту, стремясь заставить Киев двигаться в
фарватере своей политики. Шагами в данном направлении являются
бесплатная выдача гражданам Украины польских виз, а затем и «карты
поляка» (по оценкам польской печати, только на западе Украины ее
обладателями могут стать около миллиона человек), стремление к
«повышению безопасности и целостности Европейского союза в
энергетической сфере» через поддержку проектов вроде украинско-польского
нефтепровода Одесса – Броды - Плоцк (в этом же контексте можно
упомянуть противодействие созданию Украиной двустороннего консорциума с
Россией по управлению украинской газотранспортной системой).
В настоящее время Варшава основательно готовится к предстоящему
в ноябре 2013 года саммиту «Восточного партнерства», который планируют
посетить главы всех стран ЕС. Скорее всего, этот саммит будет посвящен
политике Евросоюза на всём восточном направлении и станет началом
очередного этапа освоения постсоветского пространства; на это
указывают и согласование в начале февраля на 23-м заседании
Консультационного комитета президентов Украины и Польши проекта
Программы стратегического партнерства между Польшей и Украиной на
2013-2015 годы, и планируемый в начале третьей декады февраля визит В.Януковича в Польшу.
Польский президент Б.Коморовский констатирует: «В Киеве ключ от нашей
части Европы… Я чувствую себя человеком, имеющим особый опыт польского
бытия на Востоке, а также польского ведения восточного мира» (Komorowski
B. Prawa strona - zycie, polityka, anegdota. – Warszawa: Oficyna
Wydawnicza Rytm, 2005. - с.15, 29). В этом «особом ведении» он убежден
непоколебимо, считая, что именно Польша должна быть региональным
лидером, ибо у нее «особая миссия в интеграции Европы», а поляки «имеют
богатый опыт совместного бытия» с другими народами еще со времен Первой
Речи Посполитой. В своем мировоззрении президент Польши является
последователем идей Гедройца-Мерошевского, сформулированных в среде
польской эмиграции в годы холодной войны на страницах парижского журнала
«Культура». Истоки их лежат в политических представлениях Ю.Пилусдского
о «федерализме» территорий, входивших некогда в состав Первой Речи
Посполитой.
Польским устремлениям способствует и нынешняя ситуация на Украине -
зависимость по энергоносителям, нехватка энергетических мощностей, малая
емкость внутреннего рынка, слабая конкурентоспособность промышленности,
стремительно растущий внешний долг... Как во внешней, так и во
внутренней политике Украины ситуация неустойчива. Киев декларирует
стратегическое партнёрство чуть ли не с десятком государств и в то же
время не имеет ни одного надёжного западного союзника, легко поддаётся
давлению извне, подтверждает своё участие во многих проектах, но до
реальных дел, как правило, не доводит. В результате Польша,
следующая в фарватере США, ставит задачу оторвать Украину, обладавшую в
составе СССР экономическим потенциалом примерно десяти Польш, от России,
«увести ее на Запад и встроить в орбиту влияния Варшавы».
Однако сводить всё к вопросу о том, до чего же нужно довести большую
богатейшую республику, чтобы теперь уже и Польша ставила задачу сделать
ее своим вассалом, - значит существенно упрощать ситуацию. Хотя бы
потому, что в Европе, на этом западном полуострове Евразии, сталкиваются
два проекта.
Континентальный проект целостности Европы, или проект
собственно европейский, возрождавшийся одновременно с преодолением
трудностей объединения Германии, способный, в принципе, стать
конкурентом американской сверхдержаве с её глобальными притязаниями - в
том числе благодаря совместным российско-германским энергопроектам (в
настоящий момент именно они мешают Варшаве окончательно взять «шефство»
над Киевом).
Атлантистский проект, способствующий проамериканской
ориентации Евросоюза, размывающий целостность и границы ЕС, выступающий
противовесом устремлениям европейской элиты. С этой целью США
стимулируют Турцию и втягивают в специфический «Евросоюз-2»,
конструируемый на основе Польши, Прибалтики и Юго-Восточной Европы,
постсоветское пространство. И прежде всего, самую большую по территории
постсоветскую республику - Украину, которую, по сути, пытаются тем самым
лишить суверенного внешнеполитического выбора.
Источник:
|