25/04/2012
С
распадом Советского Союза в 1991 году дал обратный ход процесс,
происходивший с 17-го века, когда возникла Российская империя. Она в
конечном итоге должна была вобрать в себя в себя четыре главных
компонента: Восточную Европу, Центральную Азию, Кавказ и Сибирь. В ее
основе лежала ось Санкт-Петербург - Москва, а ее центром притяжения были
Россия, Белоруссия и Украина. Границы у нее всегда были динамичными, в
основном расширяясь, но периодически и сокращаясь, когда того требовала
международная обстановка. На пике своего развития, с 1945 по 1989 год,
она достигла центральной Германии, господствуя в тех землях, которые
захватила в ходе Второй мировой войны. Российская империя никогда не
была в состоянии мира. Как часто случается с империями, всегда
находились части ее территории, которые оказывали сопротивление (порой
насильственное), районы, овладеть которыми стремились соседние державы, а
также, земли, которых жаждала сама Россия.
Российская империя
опровергла посылку о том, что политической и военной силе нужна мощная
экономика. Она никогда не процветала, но часто была сильной. Русские
разгромили Наполеона и Гитлера, а также более сорока лет противостояли
намного более богатым американцам в холодной войне, хотя экономика у них
была менее развитой и передовой. Экономическая слабость этой страны
порой подрывала ее военную мощь; но чтобы понять Россию, надо начать с
осознания того, что взаимоотношения между военной и экономической мощью
не такие уж и простые.
Экономика и безопасность
Есть
много причин экономической дисфункции России, но первым объяснением,
пусть и неполным, является ее географическое положение и транспорт. У
русских и украинцев одни из лучших в мире сельскохозяйственные угодья,
сравнимые с американским Средним Западом. Различие в транспорте, в
способности перевозить урожай в другие части империи и в отдаленные
населенные центры. В США есть речная система Миссисипи-Миссури-Огайо,
которая охватывает и объединяет огромный район от Скалистых до
Аппалачских гор. Российские же реки не создают в стране интегрированную
транспортную сеть. А учитывая расстояния и отсутствие альтернативных
видов транспорта, российские железные дороги никогда не могли надежно
обеспечить перевозки сельскохозяйственной продукции.
Нельзя
сказать, что интеграции в экономике империи не было, и что она не была
тем фактором, который объединял ее и удерживал вместе. Просто недостаток
экономической интеграции, и слабость сельскохозяйственного транспорта в
частности самым серьезным образом ограничивали и сдерживали
благосостояние и экономическое процветание в Российской империи и в
Советском Союзе. В то же время, относительная недоразвитость империи, а
затем союза лишали их возможности успешно соперничать с Западной
Европой. Следовательно, у составляющих империю и союз частей была
серьезная экономическая мотивация для интеграции и объединения друг с
другом. Между этими нациями могла быть синергическая связь на более
низком уровне развития.
Экономика это один фактор, связывавший
воедино Российскую империю и Советский Союз. Вторым фактором была армия и
аппарат безопасности. В частности, российский аппарат безопасности
сыграл важную роль в сохранении целостности сначала империи, а потом и
союза. Во многом это был самый современный и самый эффективный институт,
имевшийся у России. Каждый раз, когда у входивших в ее состав
территорий возникало искушение выйти из состава империи или союза, эти
попытки решительно подавлялись внутренними силами безопасности, которые
отыскивали и уничтожали выступавшую против центра оппозицию. Можно
сказать, что империю создала армия. Экономические интересы были слабой
силой, объединявшей империю, а аппарат безопасности был ее сильной
стороной. Чтобы выжить и развиваться, империи и союзу надо было строить
экономические отношения таким образом, что некоторые регионы оказывались
в невыгодном положении, а другие в выигрышной ситуации. Такое могло
произойти лишь в том случае, если государство было достаточно сильным,
чтобы насаждать эту реальность. А поскольку само государство по
большинству параметров было ограничено, вместо него эту функцию выполнял
аппарат безопасности. Когда аппарат безопасности давал сбои, как было в
конце Первой мировой войны и в период 1989-1991 годов, режим был не в
состоянии это пережить. Когда аппарат безопасности преуспевал, он все
удерживал вместе и воедино.
В Российской империи экономические
силы и силы безопасности дополнялись объединяющей идеологией. Речь идет о
Русской православной церкви, которая предоставляла логическое
обоснование существующей системе. Аппарат государственной безопасности
работал вместе с церковью и против диссидентских элементов в других
религиях империи. В Советском Союзе религиозная идеология дополнялась
светской идеологией марксизма-ленинизма. Советский Союз использовал свой
аппарат безопасности в попытке преобразовать экономику и сокрушить
оппозицию, что крайне негативно отражалось на таких преобразованиях. В
определенном смысле марксизм-ленинизм был более эффективной идеологией,
так как русское православие создавало религиозные различия, а
марксизм-ленинизм было одинаково враждебен ко всем религиям и
безразличен к многочисленным народам и народностям, населявшим страну -
по крайней мере, теоретически.
Распад Советского Союза на самом
деле начался с кризиса в экономике, который породил кризис в системе
безопасности КГБ. Именно руководитель КГБ Юрий Андропов начал первым
осознавать, насколько слабой и неэффективной стала в брежневские годы
советская экономика в условиях усиления коррупции и увеличения военных
расходов. КГБ понял две вещи. Первое, что России необходима
реструктуризация (перестройка), иначе наступит крах. Второе, что
Советскому Союзу придется избавиться от своей традиционной изоляции и
открыть страну для западных технологий и методов работы (гласность).
Советский лидер Михаил Горбачев был реформатором, но он также был
коммунистом, пытавшимся реформировать систему и спасти партию. Он
исходил из модели КГБ. Он и Андропов делали ставку на то, что Советский
Союз сможет выжить и открыться навстречу Западу, и при этом не рухнуть.
Они полагали, что СССР сумеет торговать своими геополитическими
интересами, такими как господство в Восточной Европе, променяв его на
экономические отношения с Западом и при этом не развалившись. В этой
игре они проиграли.
Распад Советского Союза
1990-е
годы были катастрофическим периодом для бывшего Советского Союза. За
исключением отдельных регионов распад советского государства и его
аппарата безопасности привел к хаосу, а приватизация превратилась в
воровство. Неудивительно, что самая современная и хорошо организованная
часть советского аппарата - КГБ - сыграла важную роль в клептократии и
больше других сохранила свою институциональную идентичность. Со временем
она восстановила неформальный контроль над экономикой, а затем один из
ее представителей Владимир Путин стал руководителем государства.
Путин
развивал три принципа. Первый - что система безопасности лежит в основе
государства. Второй - что Москва это сердце России. Третий - что Россия
это сердце бывшего Советского Союза. Эти принципы насаждались не сразу и
не вдруг. Старый КГБ, переименованный в ФСБ и СВР, медленно наращивал
свои силы, переходя от системы неформального доминирования в экономике
через клептократию к более системному господству государственного
аппарата при помощи спецслужб. Тем самым, он восстанавливал прежнюю
модель. Путин взял под свой контроль региональную власть, введя систему
назначения губернаторов и контролируя промышленность, находящуюся за
пределами Москвы. Что самое важное, он начал осторожно возвращать России
статус первой среди равных на постсоветском пространстве.
Путин
пришел к власти на волне косовской войны. Россия требовала, чтобы Запад
не начинал войну против Сербии. Это было все, что осталось от бывшей
Югославии. Россию проигнорировали, и такой недостаток влияния стал
унижением для президента Бориса Ельцина. А оранжевая революция на
Украине убедила Путина в том, что Соединенные Штаты постараются
развалить Россию, если ее возглавит некто подобный Ельцину. Украина с
экономической и географической точки зрения жизненно важна для
национальной безопасности России. И Путин увидел в попытках создания
прозападного правительства, стремящегося вступить в НАТО, усилия
Вашингтона по смене власти при помощи финансируемых из ЦРУ
неправительственных организаций, а также стремление навсегда ослабить
Россию. Когда оранжевая революция победила, Путин начал исправлять
ситуацию.
В первую очередь, он решил наглядно показать, что
Россия в значительной степени восстановила свои силы и готова их
использовать. Во-вторых, он постарался продемонстрировать, что
американские гарантии ничего не стоят. Война между Россией и Грузией в
2008 году помогла достичь обеих целей. Русские провели наступательную
операцию, а застрявшие в Ираке и Афганистане американцы не смогли ничем
ответить. Урок преподали не только Грузии (которая, подобно Украине,
стремилась вступить в НАТО). Это также был урок для Украины и всех
других стран на постсоветском пространстве. Это была демонстрация того,
что Россия снова находится в самом сердце Евразии. И действительно,
одним из последних путинских проектов стал Евразийский союз, который
связал воедино Россию, Казахстан и Белоруссию, являющиеся крупной и
важной экономической и военной составляющей бывшего Советского Союза.
Добавьте сюда Украину, и бывший СССР обретет свои явные очертания.
Перестройка Союза
Для
России воссоздание союза это стратегическая необходимость. Как заявлял
Путин, распад СССР был геополитической катастрофой. Москве нужна
экономическая интеграция, особенно с учетом новой экономической
стратегии постсоветской России, в основе которой лежит экспорт сырьевых
ресурсов, особенно энергетических. Объединившись с таким государством
как Казахстан в сфере энергетики и с Украиной в области производства и
поставок зерна, Москва обретет рычаги влияния на весь остальной мир, в
частности, на Европу. Не менее важно и то, что это придаст России
стратегическую глубину. Весь мир знает, что вторжение в Россию
немыслимо. Но русские могут себе такое представить. Они помнят, что
Германия в 1932 году была слаба и парализована. Но к 1938 году это уже
была необыкновенно мощная страна. Шесть лет это небольшой срок, и хотя
сейчас такая эволюция маловероятна с российской точки зрения, ее следует
воспринимать серьезно в отдаленной перспективе – и, надеясь на лучшее,
готовиться к худшему.
Следовательно, центральным элементом
российской стратегии после возрождения государственной власти в России
является создание такой системы взаимоотношений на постсоветском
пространстве, которая принесет совмещение экономических интересов и даст
стратегическую глубину. При этом у России не должны появиться
невыполнимые обязательства по поддержке внутренней политики других
государств. В отличие от Российской империи и Советского Союза, Путин в
своей стратегии хочет воспользоваться преимуществами таких
взаимоотношений на основе определенной взаимности, не беря при этом на
себя ответственность за другие страны.
Неожиданной удачей в
достижении этих целей стали американские войны в Ираке и Афганистане. До
11 сентября Соединенные Штаты деятельно отщипывали от постсоветского
пространства части бывшего Советского Союза, такие как Прибалтика, и
интегрировали их в западные системы. После 11 сентября у США возникла
мания джихадистских войн, что дало России возможность стабилизироваться и
усилить свою власть в регионе.
Сегодня, когда Соединенные
Штаты уходят из Афганистана, Россию должно беспокоить то
обстоятельство, что Вашингтон наряду со своим вниманием к Китаю
сосредоточит внимание на России. Поэтому возможное окончание этих
конфликтов не в российских интересах. Следовательно, один из элементов
внешней стратегии России состоит в том, чтобы новой навязчивой идеей
Америки на долгое время стал Иран. Например, в настоящее время Россия и
Иран это единственные крупные страны, поддерживающие режим сирийского
президента Башара Асада. Россия хочет, чтобы Сирия была проиранской - не
потому что это соответствует долговременным интересам Москвы, а потому
что в ближайшей перспективе все, что поглощает внимание США, ослабляет
давление на Россию и дает ей больше времени для реорганизации бывшего
Советского Союза.
Кризис в Европе точно так же выгоден России. То
смутное недовольство, которое возникло у Германии в отношении
Европейского Союза, пока не вызрело и не привело к разрыву, и может не
привести к нему никогда. Однако недовольство Германии говорит о том, что
она ищет других партнеров, отчасти, чтобы ослабить нагрузку на себя, а
отчасти, чтобы создать новые возможности. Германия зависит от
энергетического экспорта из России, и хотя в предстоящие годы такая
зависимость может уменьшиться, Москва думает о ближайшем будущем.
Германия находится в поиске других экономических партнеров, и что самое
важное в период экстремальных нагрузок на Европу, Германия не желает
очутиться в капкане американских попыток по перекройке российских
границ. Система противоракетной обороны не имеет большого значения, в
том смысле, что она не угрожает России. Однако американское присутствие в
регионе вызывает у Москвы тревогу. Для России было бы огромным
достижением убедить Германию в том, что Соединенные Штаты являются
дестабилизирующей силой.
Остальные вопросы носят второстепенный
характер. Есть проблемы между Китаем и Россией. Однако Китай не
представляет существенной угрозы для ключевых российских интересов, если
он не решит вдруг вторгнуться в российские пределы - чего он не
сделает. Конечно, есть проблемы экономического и политического
характера, однако Китай это не главное в стратегических озабоченностях
России.
Главная и все подавляющая стратегическая забота России
это господство на постсоветском пространстве, причем без превращения в
его покровителя и заступника. Украина это ключевое недостающее звено, и в
данном направлении ведется длительная и сложная политико-экономическая
игра. Вторая игра идет в Центральной Азии, где Россия настойчиво
самоутверждается. Третьим игровым полем является Прибалтика, где Россия
еще не сделала свой первый ход. И есть также нескончаемый конфликт на
Северном Кавказе, который постоянно держит двери открытыми для
восстановления власти России на юге. Внешняя политика России строится на
необходимости выиграть время, чтобы завершить свою эволюцию.
В
этих целях русским необходимо отвлекать внимание США, и российская
стратегия на Ближнем Востоке служит именно такой цели. Вторая цель -
застраховаться от Запада, вовлекая Германию во взаимовыгодное
экономическое сотрудничество, не порождая при этом мощное сопротивление
Польши и противодействуя американскому присутствию на ее территории.
Удастся ли достичь этой цели? Это в равной степени зависит от Ирана и от
России.
Россия прошла большой путь с того момента, когда ее
возглавил Ельцин. Силы безопасности снова оказались в самом центре
государства. Москва господствует над всей Россией. Россия осуществляет
попытки доминирования на постсоветском пространстве. Ее главный
противник, Соединенные Штаты Америки, отвлечены и сбиты с толку, а
Европа слаба и расколота. Конечно, в экономическом плане Россия
нефункциональна, но так было на протяжении многих веков, и это не
означает, что она всегда будет слабой. Пока Россия довольствуется своей
силой в так называемом ближнем зарубежье, или на постсоветском
пространстве. Дойдя до этого рубежа, она не пытается решать неразрешимые
проблемы.