Украинское правительство вновь и вновь отправляет своих «гонцов» в Москву, надеясь, что они смогут решить весьма простую, но по каким-то причинам до сих пор не решенную задачу – уговорить российское правительство хоть немного снизить цены на природный газ, который является важной составляющей украинской экономики.
Неоднократно в числе таких «гонцов» был Юрий Бойко. В этот раз он уже прибыл в новом статусе – вице-премьера, а не министра энергетики. Однако, по всей видимости, особо надеяться на скорое разрешение газового спора не стоит, ведь карьерный рост этого политика никоим образом не сможет повлиять на решение элементарной проблемы, которая неоднократно обговаривалась, и способы решения которой хорошо известны обеим сторонам.
Украинское правительство упорно не теряет надежды на то, что Россия в конечном итоге уступит, даже несмотря на то, что все чаще российское руководство более радикально высказывается по данному вопросу. Украина не оставляет попыток добиться снижения цен на газ до уровня тех, по которым осуществляются поставки в Белоруссию. Однако Москва на это, понятное дело, никогда не согласится. Да и понятно: с чего ей идти на подобные шаги? Россия и Белоруссия являются членами Таможенного Союза, они строят Единый экономический союз, в то время как Украина не может определиться, какой вектор развития внешней политики ей выбрать: то ли вступать в Европейский Союз, в котором, честно говоря, ее особо никто не ждет, либо же вступить в Таможенный Союз, но на своих условиях. Но на двух стульях еще никому не удавалось усидеть, и вряд ли это сможет сделать украинская политическая элита.
В то же время, Киев не прекращает думать о том, как бы все-таки сбавить цены на голубое топливо, но при этом обойтись без членства в Таможенном Союзе. Одним из возможных вариантов решения данной проблемы является участие Москвы в управлении украинской газотранспортной системой. Но этот вариант также маловозможен, потому как Россия, убедившись в ненадежности Украины в качестве транспортера газа, запустила в обход страны «Северный поток» и уже приступила к строительству «Южного».
Еще в декабре прошлого года в ходе пресс-конференции российский глава государства намекнул о том, что украинская газотранспортная система не очень интересует Москву. Несмотря на это, украинское правительство по-прежнему уверено в том, что это всего лишь слова, и от нее Россия никогда не сможет отказаться. Впрочем, официально российское руководство не заявляло о том, что украинская ГТС более не актуальна. А потому слова российского президента можно понимать в том ключе, что по объективным причинам интерес к ней снизился, и ее нельзя больше рассматривать в качестве весомого аргумента в переговорах.
По словам Валерия Боровика, руководителя альянса «Новая энергия Украины», вопрос передачи российскому «Газпрому» части акций украинской транзитной системы практически решен. Каждая из сторон, как предполагается, получит по 50 процентов акций. Таким образом, после оценки половины газотранспортной системы, будет сформирована скидка на природный газ. Однако, по мнению экспертов, вопрос с транзитной системой вряд ли будет решен в скором времени.
По мнению политолога, директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, говорить о том, что переговоры относительно перспектив украино-российского сотрудничества по газовому вопросу нельзя считать исчерпанными. Дело в том, что строительство «Южного потока» только началось. Процесс строительства продлится несколько лет, и на протяжении всего этого времени Украина будет выполнять функции страны-транзитера, пропуская, в зависимости от потребностей Европейского Союза, порядка 80-100 миллиардов кубических метров газа. К тому же, ни одна из сторон пока не достигла своих целей: Киев хочет покупать дешевый газ, Москва готова его предоставить, но в обмен на определенные действия. И просто так никто сокращать цены не будет, тем более что существует договор по принципам ценообразования, который будет действовать до 2019 года.
К.Симонов также высказал свое мнение по вопросу относительно потребности России в украинской ГТС. Так, по его словам, украинская транзитная система была бы не нужна России в том случае, если бы проект «Южный поток» был бы реализован в полном объеме, который составляет 4 нитки с общей мощностью в 63 миллиарда кубических метров газа.
Что касается украино-российских газовых переговоров, то Симонов уверен в том, что украинское правительство сделало все возможное, чтобы Россия приступила к строительству нового потока, оставив для Киева немного возможностей для дальнейшего сотрудничества. Бесспорно, переговоры будут продолжаться и в будущем, однако условия их становятся все более призрачными, поскольку строительство «Южного потока» уже начато.
Украинское руководство потратило весь прошлый год на то, чтобы всеми возможными и доступными способами шантажировать Москву, пытаясь таким образом добиться своего: это и добычи на шельфе, и строительство терминала по переработке газа под Одессой. Чем закончились все эти истории – известно всем: украинские власти подписали миллиардный контракт с представителем испанской компании на поставку сжиженного газа, который обернулся грандиозным скандалом. В итоге Украина стала посмешищем на международной арене, опозорившись по полной программе.
Таким образом, на данный момент ситуация выглядит следующим образом: начато строительство «Южного потока», и у украинского правительства остается все меньше места для маневров. Даже если предположить, что две стороны придут к каким-то соглашениям, новые российские потоки все равно придется нагружать. То есть, Украина в данном вопросе потеряла уже очень много, и можно с уверенностью говорить о том, что в прошлом остались те времена, когда через украинскую территорию прокачивалось до 120 миллиардов кубометров газа.
Однако «Северный» и «Южный» потоки – это далеко не все, чем Россия грозит Украине. Так, в конце ноября 2012 года появилась информация о том, что «Газпром» планирует в 2013 году увеличить транзит природного газа через белорусскую территорию в Европу на 30 процентов. Для этого российский монополист намерен вложить порядка 2 миллиардов долларов в модернизацию «белорусской» трубы и строительство дополнительных газохранилищ. Предполагается, что работы начнутся уже в этом году.
Таким образом, если принимать во внимание все эти факторы, то уже окончательно понятно, что в перспективе Украина полностью утратит свой статус страны-транзитера газа. Украинская газотранспортная система может, таким образом, превратиться, грубо говоря, в груду металлолома. При этом государство потеряет ежегодную ренту за прокачку голубого топлива, которая составляет три миллиарда долларов. А для страны, экономика которой находится не в лучшем состоянии, это весьма неплохие деньги…
В подобной ситуации вызывают недоумение заявления украинского главы государства В.Януковича, которые он сделал 19 января в ходе пресс-конференции в Давосе. Президент заявил о том, что украинское правительство в ближайшее время надеется договориться с российской стороной по газовому вопросу. При этом он добавил, что государства обречены на компромисс. Переговоры длятся уже несколько лет, и руководство страны понимает, что необходимо найти решение, которое удовлетворит обе стороны.
Кроме того, Янукович рассказал и о том, что Украина сократила объемы потребления российского газа. Более того, он отметил, что подобная политика будет продолжаться и в дальнейшем, даже несмотря на то, что газовая проблема на Украине приобрела признаки угрозы национально безопасности. По словам Януковича, на Украине принята жесткая программа диверсификации поставок энергоносителей, замена природного газа другими энергоносителями, которая успешно выполняется. При этом глава государства отметил, что повышать цены на закупку газа больше некуда, потому как это сразу же отразится на материальном состоянии социально незащищенных слоев населения.
Вместе с тем, согласно заявлению С.Куприянова, который является официальным представителем «Газпрома», за последнее время отбор российского газа Украиной наоборот увеличился, достигнув 115 миллионов кубических метров в сутки.
Не совсем логичными кажутся и заявления украинского премьер-министра Н.Азарова о том, что газовый спор между государствами, вполне возможно, будет решаться через суд (такой вариант возможен, если стороны не смогут договориться). Но украинское правительство хорошо понимает, что суд невыгоден в первую очередь для Украины, ведь разбирательства будут длиться как минимум год. На протяжении всего этого времени страна вынуждена будет покупать газ по высокой цене. К тому же, нет никакой уверенности в том, что спор будет решен в пользу Украины. Тогда у Киева не останется никаких аргументов в дальнейших переговорах.
К.Грищенко, украинский министр иностранных дел, заявил о том, что Украина выступала против строительства Россией «Южного потока». Может, надо было думать раньше, и вместо того, чтобы считать свою ГТС главным козырем в переговорах с Россией, украинскому руководству следовало бы не злить лишний раз российское руководство резкими и не всегда обдуманными высказываниями?
Использованы материалы:
http://www.km.ru/world/2013/01/24/stroitelstvo-i-ekspluatatsiya-gazoprovodov-i-nefteprovodov/702308-shantazhiruya-ros
http://newvesti.info/ukrainskij-shelf-chyornogo-morya-sdali-amerikancam/
http://gazeta.ua/ru/articles/business/_razorvat-kontrakt-s-gazpromom-ne-pomozhet-dazhe-bankrotstvo-naftogaza-ekspert/479279