Stratfor: геополитический прогноз на 2013 год. Восточная Азия и Китай
7:04 24.01.2013
В 2013 году три процесса будут влиять на повестку дня в Восточной
Азии: старание Пекина сохранить социально-политическую стабильность на
фоне спада его экспортоориентированной экономики; ускорение модернизации
вооруженных сил Китая и его все возрастающая агрессивность в попытках
защитить свои территориальные и экономические интересы в регионе;
попытки других региональных игроков, в том числе и США, адаптироваться к
изменениям, происходящим в Китае.
Китайская экономика в этом году продолжит постепенный и болезненный
процесс перехода от высокого экспортного роста к модели, более
устойчивой в долгосрочной перспективе. Китайский экспорт сократит свой
рост на фоне спада европейского спроса.
Росту экспорта также будут препятствовать рост зарплат и
производственных затрат в традиционных китайских экспортоориентированных
прибрежных регионах, снижая экспортную конкурентоспособность Китая
сравнительно с другими региональными экономиками таких стран, как
Индонезия, Филиппины и Вьетнам.
Восточная Азия и Китай
Но с приближением второй волны глобального финансового кризиса,
сравнимой в масштабах с кризисными 2008-2009 годами, прибрежная
производственная экономика Китая рухнет не сразу. Снижение будет
постепенным. В 2013 году еще больше заводов, особенно с низким уровнем
конечной сборки с самой низкой нормой прибыли, покинут Китай. Другие
производители, учитывая преимущества превосходной транспортной системы
Китая, развитой инфраструктуры, налаженных цепочек поставок, а также его
растущий потребительский рынок, останутся на месте или переместятся
вглубь страны, где рабочая сила в изобилии, а заработная плата ниже.
Продолжающийся постепенный спад экономики в прибрежной зоне Китая,
известной в качестве мирового центра производства, в течение ближайших
нескольких лет приведет к росту безработицы и социальной напряженности,
когда более 250 млн китайских трудовых мигрантов начнут возвращаться
вглубь страны в поисках работы.
Поэтому Пекину придется продолжать балансировать во внутренних
конфликтах весь 2013 год. Ему необходимо будет обеспечить высокий
уровень производства и занятости в то время, когда прибрежные заводы и
фабрики станут увольнять рабочих или вообще закрываться. Но
Коммунистическая партия Китая не может себе позволить допустить
дестабилизацию в стране, начиная с высокой инфляции и заканчивая
лопанием пузыря недвижимость, поэтому, следует ожидать второго раунда
правительственного стимулирования экономики, как это уже имело место
быть ранее в 2009-2011 годах.
Поддержание общего уровня занятости будет достигнуто благодаря
инвестированию в крупномасштабные инфраструктурные проекты (особенно в
развитие транспорта и городского строительства во внутренних
провинциях). Также следует ожидать постепенного ослабления контроля за
рынком недвижимости. Пекин поддержит экономический баланс за счет
стимуляции производственной активности во внутренних провинциях Китая,
особенно в тех, что находятся вдоль реки Янцзи и граничащих с
прибрежными производственными регионами.
В целях урбанизации внутренних территорий китайское правительство
может пойти на ограниченные реформы системы регистрации граждан и
прописки. Но приоритетная задача поддержания уровня занятости будет
сдерживать любые попытки реальной реструктуризации экономики Китая в
сторону большей эффективности, производительности и рентабельности.
Государственное регулирование и монополия на инвестиции продолжит
определять китайскую экономику и в 2013 году.
Со стороны представителей китайского экспорта раздается ропот, а в
это время правительство пытается перенаправить инвестиционные потоки из
сферы недвижимости в сторону более устойчивых проектов. Поэтому ему
следует готовиться к защите от потенциальных угроз своей финансовой
системы, особенно на фоне разрастания сектора теневого кредитования.
«Серые» банки – отнюдь не новость в Китае.
Но проблема в том, что за последние несколько лет их роль и вес
ощутимо выросли: если раньше это были географически изолированные
неформальные ссудные кассы отдельных прибрежных городов, то сегодня это
уже целая сложная сеть полу-юридических лиц, оперирующих от 12 до 30
триллионов юаней (от $1,9 трлн до $4,8 трлн) кредитных средств с
процентными ставками от 20% до 36%, которые вкладываются в тысячи и
тысячи мелких и средних бизнесов по всей стране.
Теневое кредитование, по сути, не является проблемой. Более того, оно
необходимо в экономике, в которой официальное финансирование зачастую
ограничивается лишь госкомпаниями. Но экспортный рост замедляется, а
неограниченное денежное стимулирование (большинство из которого ушло на
строительство, взвинтив внутрикитайский спрос на сталь, цемент, уголь и
другие материалы в период между 2009 и 2011 годами до небес) также
исчерпывает себя.
Это означает, что все больше и больше становится желающих получить
«серые» кредиты. Пекин вполне способен погасить краткосрочные финансовые
риски, если в 2013 году разразится кризис теневой банковской системы
Китая. Тем не менее, сопутствующие эффекты от инфляции и безработицы до
протестов со стороны инвесторов теневого банковского сектора (к которым
принадлежат в том числе и миллионы простых китайских граждан) могут
существенно обострить внутреннюю социальную и политическую стабильность
Китая.
Задачи, стоящие перед Партией и правительством…
В 2013 году Коммунистической партии Китая придется что-то делать с
огромными социально-экономическими переменами на фоне смены поколения
своих лидеров, а также поработать над пересмотром и обновлением своего
публичного имиджа, если уж ничего нельзя поделать с практиками.
Политические скандалы 2012 года сильно подорвали имидж КПК, но сама
система пережила неспокойные времена. Смена поколения у власти может
дать партии шанс перестроить свои фаланги и возобновить полный контроль
во внутриполитических проблемах, таких как внутренняя безопасность,
цензура и военно-бюрократический аппарат, но пока партия все же не может
чувствовать себя в безопасности.
Растущее в КПК ощущение опасности – как внутрипартийной, так и
общественной в связи с тяжелой экономической ситуацией – скорее всего
скажется в ужесточении цензуры в онлайновых социальных платформах типа
Weibo, в гонениях на религиозные и другие общественные группы,
подозреваемые в оппозиционности и росте китайской военной мощи для
защиты национальных интересов в Южно- и Восточно-Китайском морях и в
Юго-Восточной Азии.
Влияние изменений в Китае на регион
Волновой эффект медленного перехода Китая от двух десятилетий
царствования в качестве главного мирового поставщика недорогих товаров
будет ощущаться в 2013 году сильнее всего в Восточной Азии. Снижение
количества прибрежных сборочных производств в Китае предоставит огромные
возможности странам Юго-Восточной Азии, таким как Индонезия, Вьетнам,
Филиппины и, возможно, Мьянма: все они будут усиленно привлекать
иностранные инвестиции, но не только в разработку своих природных
ресурсов и сырьевых отраслей, но и под внедрение более эффективной
городской, транспортной, энергетической и перерабатывающей инфраструктур
и отраслей.
В то же время спад в Китае снизит общие темпы роста региона и станет
его ближайшей проблемой в краткосрочной перспективе, так как китайское
потребление сырья, от которого зависит большая часть Юго-Восточной Азии,
стабилизируется после неустойчивого максимума 2010-2011 годов. Более
развитые страны региона, такие как Южная Корея, Сингапур и Австралия,
также сильно зависящие от спроса со стороны Китая, получат меньше выгоды
от оттока иностранных инвестиций из прибрежного Китая и станут все
более сильно стараться поддерживать рост экономики и уровень занятости.
Даже в случает структурных изменений в регионе вследствие замедления
китайской экономики – и, как следствие, обострения региональной или
глобальной экономической нестабильности – растущий военный потенциал и
самоуверенность Пекина будут оказывать давление на другие страны
Восточной Азии.
В Северо-Восточной Азии военная модернизация Китая будет подливать
масла в огонь милитаризации Японии, которая в том числе предпримет новые
усилия, чтобы снять конституционные ограничения на использование своих
вооруженных сил. Это также может ускорить экспансию японского бизнеса и
инвестиций из Китая в сторону развивающихся стран Юго-Восточной Азии,
поскольку дипломатическая напряженность и территориальные споры все
больше угрожают японским бизнес-интересам в Китае.
На Корейском полуострове, который оказался зажатым между китайской
военной модернизацией и возможной японской ремилитаризацией, могут
начаться процессы большего сближения двух Корей, особенно учитывая
попытки КНДР постепенно уменьшить свою зависимость от китайской
поддержки.
Между тем, Вьетнам и Филиппины, как наиболее последовательные
конкуренты и оппоненты Китая в Юго-Восточной Азии, будут по-прежнему
стремиться к более тесной интеграции в рамках АСЕАН и поддерживать
американский бизнес и военное присутствие в регионе.
2013 будет решающим годом для Мьянмы, так как она работает над
укреплением демократии и уменьшением зависимости от китайских
инвестиций. Пекин, видя угрозу от роста инвестиций и влияния Запада в
Мьянме своим собственным стратегическим и энергетическим интересам в
Юго-Восточной Азии и бассейне Индийского океана, может сорвать
демократический переходной процесс в Мьянме – либо через усиление своего
экономического присутствия в этой стратегически важной стране, либо
путем разжигания этнической напряженности вдоль китайско-мьянманской
границы.
То, что произойдет в Мьянме в 2013 году, сформирует будущее
Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, а также повлияет на связи между
АСЕАН и США.
Читайте предыдущие части геополитического прогноза на 2013
год от авторитетного аналитического агентства Stratfor на сайте «Хвиля»:
Пролог, Ближний Восток, Европа, Бывший Советский Союз
ИСТОЧНИК: Stratfor, перевод «ХВИЛЯ»
http://hvylya.org/analytics/geopolitics/stratfor-geopoliticheskiy-prognoz-na-2013-god-vostochnaya-aziya-i-kitay.html
================================================================
Stratfor: геополитический прогноз на 2013 год. Афганистан, Индия и Пакистан
Stratfor 19:11 25.01.2013
Уход США из Афганистана
Накануне вывода в 2014 году вооруженных сил США из Афганистана
усиливаются тенденции в сопутствующих этому консультациях, которые
предполагают участие Талибана в будущем правительстве. Талибы могут
пойти на демонстрацию своих организационных возможностей чтобы
подчеркнуть свою роль в политике. В зависимости от хода консультаций,
Талибан может учредить легальную политическую организацию, которая будет
представлять муллу Омара в будущих переговорах по поводу дележа власти.
Соединенные Штаты могут пойти на уступки в признании политического
статуса талибов и использовать растущий интерес движения в привлечении
международных инвестиций, чтобы получить гарантии нейтрализации влияния
международных джихадистов. В то же время США сконцентрируются на поиске
замены нынешнему президенту Афганистана Хамиду Карзаю, чтобы еще больше
контролировать Талибан.
Южная Азия
Переговорам в этом году будут мешать многочисленные препятствия.
Ожидается всплеск насилия – как в результате официально
санкционированных атак на террористов, предназначенных для получения
преимущества за столом переговоров, так и нападений Талибана в союзе с
Аль-Каидой по обе стороны афгано-пакистанской границы. Кроме того, в
Пакистане начинается год выборов: парламентские выборы, запланированные
на 2013 год, должны впервые привести к избранию демократического
правительства и мирной передаче власти из рук старого.
К концу года Пакистан ожидают также перестановки в военном
руководстве. Скорее всего, во время передачи власти баланс сил в
гражданской и военной сферах будет поддерживаться и, следовательно,
никаких серьезных изменений во внутренней и внешней политике Пакистана
не следует ожидать. Новое военное руководство уже ведет переговоры с США
по поводу урегулирования в Афганистане. Но сложность переговоров и
политические интересы в предвыборный период позволят Исламабаду
поднимать более острые вопросы, особенно учитывая то, что Пакистан
пытается контролировать внутреннюю вооруженную оппозицию, выступающую
против переговоров.
Намерение Вашингтона сократить свое присутствие в регионе
спровоцирует региональных игроков попытаться заполнить возникшую
пустоту. Пакистан увеличит сотрудничество с Россией, Средней Азией и
Ираном, чтобы быть готовым к «постамериканскому» Афганистану.
Индия, разделяя региональную озабоченность по поводу расползания
воинствующих исламистов с территории Афганистана, также начнет
приделять больше внимания этим региональным игрокам, чтобы хотя бы
сохранить свое до сих пор ограниченное экономическое и дипломатическое
присутствие в регионе и защитить себя от неизбежного роста
нестабильности, исходящей из Юго-Западной Азии.
Индия и Пакистан по-прежнему с опаской относятся друг к другу, но они
начнут медленный процесс нормализации отношений, чтобы быть в курсе
планов друг друга по поводу Афганистана и предотвращения роста
напряженности.
Балансирующая Индия
Индия также обратит свое внимание на Восток, где Соединенные Штаты
по-тихому пытаются сформировать коалицию из своих региональных
союзников, чтобы сохранить контроль над Китаем в Индо-Тихоокеанском
бассейне. В частности, одно из главных политических сражений за
перераспределение влияния в регионе произойдет в Мьянме.
Индия будет избегать формального блокирования, но найдет общий язык с
Японией, Австралией и Юго-Восточной Азией, что позволит Японии
расширить свое экономическое, политическое и оборонное присутствие в
регионе. Индия не желает конфронтации с Китаем, а также не хочет быть
втянутой во внешнюю политику США в регионе, когда дело дойдет до таких
проблем, как Китай и Иран. Как и Пакистан, Индия потратит некоторое
количество ресурсов на дипломатическом фронте для нормализации своих
отношений с Пекином.
В глазах индийской общественности проблемы замедления экономического
роста страны и увеличение потребности в энергии являются более
приоритетными, чем проблемы внешней политики. Как только оппозиция
попытается объединиться под новым руководством перед выборами 2014 года,
она сразу же начнет соревноваться на региональном уровне с правящим
меньшинством из Объединенного прогрессивного альянса в рамках подготовки
к выборам.
Читайте предыдущие части геополитического прогноза на 2013
год от авторитетного аналитического агентства Stratfor на сайте «Хвиля»:
Пролог, Ближний Восток, Европа, Бывший Советский Союз, Восточная Азия и Китай
ИСТОЧНИК: Stratfor, перевод «ХВИЛЯ»
Также по теме: Stratfor: геополитический прогноз на 2013 год. Пролог. Ближний Восток Stratfor: геополитический прогноз на 2013 год. Европа. Бывший Советский Союз
|