Погода в Киеве на неделюSV  Ukraine
Среда, 18.12.2024, 22:30| RSS | Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Главная
Меню сайта
Категории раздела
Аналитика [180]
Геополитика [180]
Политика [199]
Экономика [213]
История [97]
IT-info [32]
Религия [52]
Публикации [101]
Кухня [32]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Поиск


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Новий РОЗВИТОК

  • Главная » Статьи » Геополитика

    Кому выгодно сталкивать интересы Украины и России в Ираке?


    Кому выгодно сталкивать интересы Украины и России в Ираке?

    Дмитрий ТЫМЧУК
    | 20.11.2012


    В Украине и России с очень небольшим разрывом по времени прогремели однотипные скандалы – вокруг поставок вооружений и военной техники в Ирак. И хотя скандалы эти имели различную подноготную, масса экспертов и СМИ успели сделать единый общий вывод – украинские и российские оборонщики якобы сцепились в конкурентной схватке за одного из самых привлекательных в ближневосточном регионе клиентов.

    При этом о жестком противостоянии Киева и Москвы на рынке вооружений говорят давно (хотя по объемам реализации военной продукции Украине, с трудом удерживающейся в первой десятке крупнейших экспортеров оружия, никак не сравниться с Россией, не покидающей первые места мирового рейтинга в этом бизнесе). И в данном случае разгоревшийся ажиотаж как раз и объясняется тем, что, казалось бы, Ирак и стал ареной конкурентной борьбы между Украиной и Россией со всеми ее негативными проявлениями. Однако, прежде чем принимать этот навязываемый постулат на веру, стоит все же разобраться в ситуации.

    «Украинская оружейная эпопея» в Ираке началась еще девять лет назад. Сам факт участия украинского военного контингента в операции США с союзниками против Саддама Хусейна давал надежду на то, что Киев получит серьезные контракты на так называемое восстановление послевоенного Ирака и вооружение его силовых структур при новой власти. Однако до выхода украинцев из Ирака Киев получил лишь скромные (на фоне выделявшихся миллиардных сумм в долларах США на «восстановление» Ирака) заказы: на поставку 30 тепловозов ТЕ-1141, 2 тысяч армейских автомобилей «УАЗ» из запасов советских времен, 1,5 тысячи «КрАЗов». Что касается продукции военного назначения, то самой крупной сделкой был контракт на оснащение 15 батальонов и 6 бригад иракской армии и сил безопасности армейской амуницией, при этом осуществлялся он украинско-американской фирмой. Вообще же стоит особо отметить тот факт, что из 15 основных программ восстановления иракской экономики украинские предприятия не были задействованы ни в одной.

    Однако ситуация изменилась в сентябре 2009 года, когда Украина получила первый серьезный оружейный контракт с Ираком на поставку самолетов Ан-32Б и бронетранспортеров БТР-4Е. Украина обязалась поставить Ираку 420 бронетранспортеров на сумму 457,5 млн. долларов, из которых 270 линейных БТР-4, 80 командирских, 30 штабных, 30 медицинских и 10 ремонтно-эвакуационных машин, а также 6 транспортных самолетов АН-32 на сумму 99 млн. долларов. При этом первый контракт на 556,5 млн. долларов подкреплялся перспективной программой сотрудничества между двумя странами на пять лет со стартовым бюджетом в 2,5 миллиарда долларов. Указывалось, что поставка украинских самолетов и БТР – лишь «пробный камень». И если иракскую сторону удовлетворит украинская продукция и ход реализации контрактов, то Киев может выйти на более высокий уровень сотрудничества с Багдадом, а общий объем контрактов может достигнуть 14 млрд. долларов – цифра просто фантастическая для украинских «оборонщиков».

    Но с выполнением этого «пробного» контракта, как известно, сразу же начались различные недоразумения. Так, вместо ноября 2010 года первые украинские БТР прибыли к заказчику лишь в марте 2011года, из-за чего в качестве штрафных санкций Киев недополучил около 2 миллионов долларов. Затем, как сообщали СМИ, специалисты из Багдада, которые в конце мая прибыли в Украину обследовать партии изготовленных для Ирака БТРов, якобы обнаружили существенные дефекты в системах вооружения и управления огнем. К тому же возник юридический казус: срок подписанного с Ираком контракта закончился в марте 2012 года, и остался невыполненным по вине украинской стороны, тогда как к лету текущего года в Одессу для отгрузки прибыла вторая партия БТР — 62 штуки. Но отгружать военную технику по закону было нельзя, поскольку старый контракт уже не действовал, а новый не был заключен.

    Впоследствии министр обороны Украины Дмитрий Саламатин сообщил президенту страны В. Януковичу, что с премьер-министром Ирака достигнута договоренность о продлении контракта на поставку военной техники. Между тем документы, опубликованные СМИ в то время, свидетельствовали, что никаких договоренностей с иракским премьером достигнуто не было. Уже на исходе лета, 9 августа 2012 года Дмитрий Саламатин доложил Виктору Януковичу, что чрезвычайный и полномочный посол Республики Ирак решил инициативно встретиться с министром обороны для выражения благодарности за активное сотрудничество в военно-технической сфере. Посол Ирака якобы заверил, что «за последние два-три месяца вокруг выполнения украинско-иракского контракта на поставку бронетранспортеров облака развеяны». А в сентябре 2012 года Министерство обороны Украины опровергло информацию о том, что контракт с Ираком на поставку военной техники не возобновлен, и заявило, что он «сегодня работает». Заодно военное ведомство в контексте информационных «уток» вокруг «иракского контракта» стало заявлять о развернувшейся «грязной кампании по дискредитации министра обороны Дмитрия Саламатина».

    Параллельно в США вспыхнул коррупционный скандал вокруг американских посредников и их украинских коллег, обеспечивающих выполнение украинско-иракского контракта. В частности, как сообщили американские, а позже и украинские СМИ, судом Сан-Антонио (Западный Техас, США) был вынесен приговор по выплате техасскому бизнесмену Говарду Лоури 61 миллиона 750 тысяч долларов от украинско-американских брокеров, которые решили не выплачивать ему комиссионные за участие в сделке с Ираком по поставкам вооружений. При этом суд установил, что комиссионные платежи для украинских, иракских и американских посредников и участников составляют порядка 120 миллионов долларов при общей сумме сделки 560 миллионов долларов(1). Скандал этот пока остался в Украине без последствий, но тема скандальности украинско-иракского оружейного контракта явно не закрыта. Так, в октябре 2012 года стало известно, что концерну «Укроборонпром» грозит судебное разбирательство за невыплату американскому посреднику комиссионных при выполнении контрактов на поставку вооружений в Ирак(2).

    А в начале ноября 2012 года скандал вокруг поставок оружия в Ирак вспыхнул уже с участием России. Как сообщили СМИ, власти Ирака якобы аннулировали сделку с Россией на покупку оружия стоимостью 4,2 млрд. долларов. Речь шла о поставке 42 пушечно-ракетных зенитных комплексов «Панцирь-1С» и 30 вертолетов МИ-28НЭ(3). О ее отмене сообщил информационному агентству AFP представитель иракского правительства Али Мусави. Позже информацию со ссылкой на «высокопоставленный военный источник» подтвердило иракское информационное агентство INA. По данным AFP, у Багдада имелись некие подозрения в коррупции с российской стороны. «Сделка была аннулирована. Когда премьер-министр Ирана Нури аль-Малики вернулся из России, у него были некоторые подозрения в коррупции, поэтому он решил пересмотреть всю сделку. По этому делу идет расследование», - сказал представитель главы правительства Ирака Мусави. Чиновник при этом не уточнил, в отношении кого именно будто бы началось расследование.

    Правда, очень скоро глава оборонного ведомства Ирака Саадун ад-Дулайми опроверг эту информацию. Согласно его заявлению, контракт о поставке российского оружия в Ирак остается в силе, а разговоры о «коррупционной составляющей» были вызваны всего лишь тем, что иракское правительство просто опоздало с предоставлением информации о сделке в антикоррупционный комитет страны(4). Правда, далее правительство Ирака заявило, что будет заново обсуждать условия сделки по закупке вооружений у России, и для этого в составе Совета национальной безопасности Ирака был сформирован целый комитет(5).

    Хотя этот российско-иракский скандал пока что продолжения не имеет, в нем сразу появилась и «украинская» составляющая, которая на сегодня так и не исчезла. А именно, волей СМИ эта история сразу переросла в якобы имеющую место картину «оружейного противостояния» Украины и России - мол, не в силах нормально обеспечивать выполнение контрактов с Багдадом, Киев ставит палки в колеса Москве, которая готова более качественно работать с иракскими партнерами(6). Смысл данных заявлений состоит в том, что, заручившись поддержкой США, Украина якобы стремится перебить у России весьма перспективного покупателя, тесное сотрудничество с которым уже в ближайшем будущем сулит многомиллиардные контракты, серьезно превосходящие даже нынешнюю впечатляющую сумму в 4,2 млрд. долларов.

    По этой версии, под давлением Вашингтона в иракском правительстве нашлись силы, которые стремятся под различными предлогами заблокировать военно-техническое сотрудничество Ирака с Россией и расширить его с Украиной. Это вроде как и есть весьма яркий пример того самого пресловутого противостояния между Киевом и Москвой на рынке вооружений, о котором так часто любят говорить некоторые эксперты.

    Стоит признать, что конкуренция между украинскими и российскими «оборонщиками» на оружейном рынке имеет место. Но лишь в редких тендерах третьих сторон в открытой и честной борьбе, когда обе страны представляют свою аналогичную продукцию. А потому Ирак в данном случае не может быть примером такого противостояния по определению.

    В частности, стоит вспомнить, какую технику поставляет в Ирак Украина, и какую планирует поставлять Россия. И согласимся, что украинские транспортные самолеты Ан-32, которые предназначены исключительно для перевозки грузов и личного состава, уж никак не могут составлять какую-либо конкуренцию российским ударным вертолетам Ми-28, предназначенным для поиска и уничтожения бронированной техники, а также малоскоростных воздушных целей и живой силы противника. Это - машины абсолютно разных типов и разного назначения, и заменять друг друга они не могут ни при каких условиях или чьем-либо желании.

    Точно так же украинские бронетранспортеры БТР-4, предназначенные для доставки личного состава мотопехотных/механизированных/мотострелковых подразделений к месту боя и поддержки пулемётным огнём, никак нельзя сравнивать с российскими пушечно-ракетными зенитными комплексами «Панцирь-1С», созданными для прикрытия на ближних подступах стратегически важных военных и промышленных объектов. Правда, этот комплекс, способный вести борьбу с широким спектром средств воздушного нападения, включая самолеты тактической авиации, вертолеты, баллистические и крылатые ракеты и управляемые авиабомбы, также может уничтожать наземные легкобронированные объекты и живую силу противника. Но для транспортировки личного состава его уж никак не удастся использовать. Это все равно что забивать гвозди золотым молотком.

    Что касается перспектив, то, согласно экспертным оценкам, у России есть возможности по наращиванию экспорта в Ирак и других вооружений – прежде всего, по номенклатуре вертолетной техники типа Ми-17 и ее обслуживания, а также истребителей МиГ-29М/М2. В обоих случаях Украина – не конкурент российским «оборонщикам». Более того: говоря сейчас о создании, например, украинской вертолетной техники, разработчики изначально утверждают, что стремятся занять нишу, в которой не работают российские производители (машины массой 5,5-6 тонн), как раз, чтобы избежать ненужной конкуренции(7). Кстати, те же упомянутые российские вертолеты Ми-17 на сегодня оснащаются двигателями ТВ3-117ВМ и ТВ3-117ВМ-02 производства украинского ОАО «Мотор Сич». Значит, украинские производители в данном случае кровно заинтересованы в том, чтобы партнерские отношения в сфере оружейного бизнеса у России с Ираком развивались.

    Кстати, в плане развития военно-транспортной авиации, в которой нуждается Ирак (как и многие другие страны региона), обе страны – Россия и Украина - также тесно работают вместе. Причем в конце сентября 2012 года к широко известному украинско-российскому Ан-70 присоединился еще один проект: авиастроители Украины и России заявили, что в программе сотрудничества завода «Авиакор» (Самара) и госпредприятия «Антонов» (Киев) предусматривается расширение модельного ряда семейства самолетов Ан-140, в том числе разработка транспортной рамповой версии. По мнению обеих сторон, этот новый самолет должен иметь большой спрос в мире.

    Таким образом, все разговоры о каком-либо противостоянии Украины и России на иракском оружейном рынке не имеют оснований. Наоборот, именно Ирак способен стать яркой иллюстрацией того, что Киев и Москва могут даже при поставках вооружений одному потребителю избегать конкуренции, заняв свои «ниши», а успешное выполнение контракта одной страной может быть выгодно для другой. 

    1.http://www.bne.eu

    2.http://news.zn.ua

    3.http://ria.ru

    4.http://www.ntv.ru

    5.http://www.interfax.ru

    6.http://news.zn.ua

    7.http://biz.liga.net



    Источник:    http://odnarodyna.com.ua/node/11015








    Категория: Геополитика | Добавил: ekjack (24.11.2012)
    Просмотров: 383
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz