В
Украине и России с очень небольшим разрывом по времени прогремели
однотипные скандалы – вокруг поставок вооружений и военной техники в
Ирак. И хотя скандалы эти имели различную подноготную, масса экспертов и
СМИ успели сделать единый общий вывод – украинские и российские
оборонщики якобы сцепились в конкурентной схватке за одного из самых
привлекательных в ближневосточном регионе клиентов.
При
этом о жестком противостоянии Киева и Москвы на рынке вооружений
говорят давно (хотя по объемам реализации военной продукции Украине, с
трудом удерживающейся в первой десятке крупнейших экспортеров оружия,
никак не сравниться с Россией, не покидающей первые места мирового
рейтинга в этом бизнесе). И в данном случае разгоревшийся ажиотаж как
раз и объясняется тем, что, казалось бы, Ирак и стал ареной конкурентной
борьбы между Украиной и Россией со всеми ее негативными проявлениями.
Однако, прежде чем принимать этот навязываемый постулат на веру, стоит
все же разобраться в ситуации.
«Украинская
оружейная эпопея» в Ираке началась еще девять лет назад. Сам факт
участия украинского военного контингента в операции США с союзниками
против Саддама Хусейна давал надежду на то, что Киев получит серьезные
контракты на так называемое восстановление послевоенного Ирака и
вооружение его силовых структур при новой власти. Однако до выхода
украинцев из Ирака Киев получил лишь скромные (на фоне выделявшихся
миллиардных сумм в долларах США на «восстановление» Ирака) заказы: на
поставку 30 тепловозов ТЕ-1141, 2 тысяч армейских автомобилей «УАЗ» из
запасов советских времен, 1,5 тысячи «КрАЗов». Что касается продукции
военного назначения, то самой крупной сделкой был контракт на оснащение
15 батальонов и 6 бригад иракской армии и сил безопасности армейской
амуницией, при этом осуществлялся он украинско-американской фирмой. Вообще
же стоит особо отметить тот факт, что из 15 основных программ
восстановления иракской экономики украинские предприятия не были
задействованы ни в одной.
Однако
ситуация изменилась в сентябре 2009 года, когда Украина получила первый
серьезный оружейный контракт с Ираком на поставку самолетов Ан-32Б и
бронетранспортеров БТР-4Е. Украина обязалась поставить Ираку 420
бронетранспортеров на сумму 457,5 млн. долларов, из которых 270 линейных
БТР-4, 80 командирских, 30 штабных, 30 медицинских и 10
ремонтно-эвакуационных машин, а также 6 транспортных самолетов АН-32 на
сумму 99 млн. долларов. При этом первый контракт на 556,5 млн. долларов
подкреплялся перспективной программой сотрудничества между двумя
странами на пять лет со стартовым бюджетом в 2,5 миллиарда долларов.
Указывалось, что поставка украинских самолетов и БТР – лишь «пробный
камень». И если иракскую сторону удовлетворит украинская продукция и ход
реализации контрактов, то Киев может выйти на более высокий уровень
сотрудничества с Багдадом, а общий объем контрактов может достигнуть 14
млрд. долларов – цифра просто фантастическая для украинских
«оборонщиков».
Но
с выполнением этого «пробного» контракта, как известно, сразу же
начались различные недоразумения. Так, вместо ноября 2010 года первые
украинские БТР прибыли к заказчику лишь в марте 2011года, из-за чего в
качестве штрафных санкций Киев недополучил около 2 миллионов долларов.
Затем, как сообщали СМИ, специалисты из Багдада, которые в конце мая
прибыли в Украину обследовать партии изготовленных для Ирака БТРов,
якобы обнаружили существенные дефекты в системах вооружения и управления
огнем. К тому же возник юридический казус: срок подписанного с Ираком
контракта закончился в марте 2012 года, и остался невыполненным по вине
украинской стороны, тогда как к лету текущего года в Одессу для отгрузки
прибыла вторая партия БТР — 62 штуки. Но отгружать военную технику по
закону было нельзя, поскольку старый контракт уже не действовал, а новый
не был заключен.
Впоследствии
министр обороны Украины Дмитрий Саламатин сообщил президенту страны В.
Януковичу, что с премьер-министром Ирака достигнута договоренность о
продлении контракта на поставку военной техники. Между тем документы,
опубликованные СМИ в то время, свидетельствовали, что никаких
договоренностей с иракским премьером достигнуто не было. Уже на исходе
лета, 9 августа 2012 года Дмитрий Саламатин доложил Виктору Януковичу,
что чрезвычайный и полномочный посол Республики Ирак решил инициативно
встретиться с министром обороны для выражения благодарности за активное
сотрудничество в военно-технической сфере. Посол Ирака якобы заверил,
что «за последние два-три месяца вокруг выполнения украинско-иракского
контракта на поставку бронетранспортеров облака развеяны». А в сентябре
2012 года Министерство обороны Украины опровергло информацию о том, что
контракт с Ираком на поставку военной техники не возобновлен, и заявило,
что он «сегодня работает». Заодно военное ведомство в контексте
информационных «уток» вокруг «иракского контракта» стало заявлять о
развернувшейся «грязной кампании по дискредитации министра обороны
Дмитрия Саламатина».
Параллельно
в США вспыхнул коррупционный скандал вокруг американских посредников и
их украинских коллег, обеспечивающих выполнение украинско-иракского
контракта. В частности, как сообщили американские, а позже и украинские
СМИ, судом Сан-Антонио (Западный Техас, США) был вынесен приговор по
выплате техасскому бизнесмену Говарду Лоури 61 миллиона 750 тысяч
долларов от украинско-американских брокеров, которые решили не
выплачивать ему комиссионные за участие в сделке с Ираком по поставкам
вооружений. При этом суд установил, что комиссионные платежи для
украинских, иракских и американских посредников и участников составляют
порядка 120 миллионов долларов при общей сумме сделки 560 миллионов
долларов(1).
Скандал этот пока остался в Украине без последствий, но тема
скандальности украинско-иракского оружейного контракта явно не закрыта.
Так, в октябре 2012 года стало известно, что концерну «Укроборонпром»
грозит судебное разбирательство за невыплату американскому посреднику
комиссионных при выполнении контрактов на поставку вооружений в Ирак(2).
А
в начале ноября 2012 года скандал вокруг поставок оружия в Ирак
вспыхнул уже с участием России. Как сообщили СМИ, власти Ирака якобы
аннулировали сделку с Россией на покупку оружия стоимостью 4,2 млрд.
долларов. Речь шла о поставке 42 пушечно-ракетных зенитных комплексов
«Панцирь-1С» и 30 вертолетов МИ-28НЭ(3).
О ее отмене сообщил информационному агентству AFP представитель
иракского правительства Али Мусави. Позже информацию со ссылкой на
«высокопоставленный военный источник» подтвердило иракское
информационное агентство INA. По данным AFP, у Багдада имелись некие
подозрения в коррупции с российской стороны. «Сделка была аннулирована.
Когда премьер-министр Ирана Нури аль-Малики вернулся из России, у него
были некоторые подозрения в коррупции, поэтому он решил пересмотреть всю
сделку. По этому делу идет расследование», - сказал представитель главы
правительства Ирака Мусави. Чиновник при этом не уточнил, в отношении
кого именно будто бы началось расследование.
Правда,
очень скоро глава оборонного ведомства Ирака Саадун ад-Дулайми опроверг
эту информацию. Согласно его заявлению, контракт о поставке российского
оружия в Ирак остается в силе, а разговоры о «коррупционной
составляющей» были вызваны всего лишь тем, что иракское правительство
просто опоздало с предоставлением информации о сделке в
антикоррупционный комитет страны(4).
Правда, далее правительство Ирака заявило, что будет заново обсуждать
условия сделки по закупке вооружений у России, и для этого в составе
Совета национальной безопасности Ирака был сформирован целый комитет(5).
Хотя
этот российско-иракский скандал пока что продолжения не имеет, в нем
сразу появилась и «украинская» составляющая, которая на сегодня так и не
исчезла. А именно, волей СМИ эта история сразу переросла в якобы
имеющую место картину «оружейного противостояния» Украины и России -
мол, не в силах нормально обеспечивать выполнение контрактов с Багдадом,
Киев ставит палки в колеса Москве, которая готова более качественно
работать с иракскими партнерами(6).
Смысл данных заявлений состоит в том, что, заручившись поддержкой США,
Украина якобы стремится перебить у России весьма перспективного
покупателя, тесное сотрудничество с которым уже в ближайшем будущем
сулит многомиллиардные контракты, серьезно превосходящие даже нынешнюю
впечатляющую сумму в 4,2 млрд. долларов.
По
этой версии, под давлением Вашингтона в иракском правительстве нашлись
силы, которые стремятся под различными предлогами заблокировать
военно-техническое сотрудничество Ирака с Россией и расширить его с
Украиной. Это вроде как и есть весьма яркий пример того самого
пресловутого противостояния между Киевом и Москвой на рынке вооружений, о
котором так часто любят говорить некоторые эксперты.
Стоит
признать, что конкуренция между украинскими и российскими
«оборонщиками» на оружейном рынке имеет место. Но лишь в редких тендерах
третьих сторон в открытой и честной борьбе, когда обе страны
представляют свою аналогичную продукцию. А потому Ирак в данном случае
не может быть примером такого противостояния по определению.
В
частности, стоит вспомнить, какую технику поставляет в Ирак Украина, и
какую планирует поставлять Россия. И согласимся, что украинские
транспортные самолеты Ан-32, которые предназначены исключительно для
перевозки грузов и личного состава, уж никак не могут составлять
какую-либо конкуренцию российским ударным вертолетам Ми-28,
предназначенным для поиска и уничтожения бронированной техники, а также
малоскоростных воздушных целей и живой силы противника. Это - машины
абсолютно разных типов и разного назначения, и заменять друг друга они
не могут ни при каких условиях или чьем-либо желании.
Точно
так же украинские бронетранспортеры БТР-4, предназначенные для доставки
личного состава мотопехотных/механизированных/мотострелковых
подразделений к месту боя и поддержки пулемётным огнём, никак нельзя
сравнивать с российскими пушечно-ракетными зенитными комплексами
«Панцирь-1С», созданными для прикрытия на ближних подступах
стратегически важных военных и промышленных объектов. Правда, этот
комплекс, способный вести борьбу с широким спектром средств воздушного
нападения, включая самолеты тактической авиации, вертолеты,
баллистические и крылатые ракеты и управляемые авиабомбы, также может
уничтожать наземные легкобронированные объекты и живую силу противника.
Но для транспортировки личного состава его уж никак не удастся
использовать. Это все равно что забивать гвозди золотым молотком.
Что
касается перспектив, то, согласно экспертным оценкам, у России есть
возможности по наращиванию экспорта в Ирак и других вооружений – прежде
всего, по номенклатуре вертолетной техники типа Ми-17 и ее обслуживания,
а также истребителей МиГ-29М/М2. В обоих случаях Украина – не конкурент
российским «оборонщикам». Более того: говоря сейчас о создании,
например, украинской вертолетной техники, разработчики изначально
утверждают, что стремятся занять нишу, в которой не работают российские
производители (машины массой 5,5-6 тонн), как раз, чтобы избежать
ненужной конкуренции(7).
Кстати, те же упомянутые российские вертолеты Ми-17 на сегодня
оснащаются двигателями ТВ3-117ВМ и ТВ3-117ВМ-02 производства украинского
ОАО «Мотор Сич». Значит, украинские производители в данном случае
кровно заинтересованы в том, чтобы партнерские отношения в сфере
оружейного бизнеса у России с Ираком развивались.
Кстати,
в плане развития военно-транспортной авиации, в которой нуждается Ирак
(как и многие другие страны региона), обе страны – Россия и Украина -
также тесно работают вместе. Причем в конце сентября 2012 года к широко
известному украинско-российскому Ан-70 присоединился еще один проект:
авиастроители Украины и России заявили, что в программе сотрудничества
завода «Авиакор» (Самара) и госпредприятия «Антонов» (Киев)
предусматривается расширение модельного ряда семейства самолетов Ан-140,
в том числе разработка транспортной рамповой версии. По мнению обеих
сторон, этот новый самолет должен иметь большой спрос в мире.
Таким
образом, все разговоры о каком-либо противостоянии Украины и России на
иракском оружейном рынке не имеют оснований. Наоборот, именно Ирак
способен стать яркой иллюстрацией того, что Киев и Москва могут даже при
поставках вооружений одному потребителю избегать конкуренции, заняв
свои «ниши», а успешное выполнение контракта одной страной может быть
выгодно для другой.
1.http://www.bne.eu
2.http://news.zn.ua
3.http://ria.ru
4.http://www.ntv.ru
5.http://www.interfax.ru
6.http://news.zn.ua
7.http://biz.liga.net