-
«Expert Online»
/- 23 окт 2012, 18:26
Среднеазиатский блицкриг
В.Путин всего двумя краткими визитами решил стратегическую задачу по сохранению влияния России в среднеазиатском регионе
В течение последних двух лет Запад
предпринял серьезные усилия по «уводу» среднеазиатских стран в свою
орбиту влияния. В итоге Россия оказалась перед реальным риском потери
своих военных баз в регионе и замыкания военно-стратегического кольца
НАТО по периметру российских границ. Однако буквально за несколько
осенних дней президент РФ Владимир Путин всего двумя визитами смог
кардинально и надолго решить проблему лояльности политических элит
Средней Азии и влияния в регионе в целом. В основном переговоры
сводились к раздаче вкусных пряников, но кое-где пришлось и кнут
доставать.
В.Путин всего двумя краткими визитами решил стратегическую задачу по сохранению влияния России в среднеазиатском регионе
Иллюстрация: Эксперт Online
Началось с того, что Узбекистан демонстративно вышел из ОДКБ
и стал заигрывать с Вашингтоном. Посетивший страну уже в третий раз
американский чиновник Уильям Бернс не скрывал радости: «Узбекистан и США
полны решимости углублять сотрудничество в экономической и военной
областях…» А впоследствии появилась информация о размещении большой
американской военной базы на юге страны. 15-17 августа состоялось
трехдневное турне помощника госсекретаря США Роберта Блэйка по странам
Центральной Азии. Первоначально он планировал посетить Киргизию,
Узбекистан и Казахстан. В Астане предполагалось провести презентацию
«Нового Шелкового пути» — активно продвигаемого
Соединенными Штатами проекта региональной интеграции, нацеленного на
изоляцию России от важнейших трансконтинентальных коммуникаций в
Евразии. Однако в последний момент график визита Блэйка неожиданно был
изменен в пользу Ташкента. 15 августа помощник госсекретаря США был
принят президентом Узбекистана Исламом Каримовым.
Главной темой визита Блэйка в Ташкент стало размещение в Узбекистане
военной базы США. Вашингтон и Ташкент начали переговоры о создании на
узбекской территории Центра оперативного реагирования с задачами
«координации действий» на случай обострения ситуации после намеченного
на 2014 г. вывода войск США из Афганистана. Речь идет о крупнейшем
военном объекте США в Центральной Азии. Прояснился и смысл планов США
оставить часть вывозимой из Афганистана военной техники странам региона.
Большая ее часть достанется Узбекистану и будет использована для
создания упомянутого Центра оперативного реагирования. Часть
оборудования передаётся Узбекистану безвозмездно, другая — на временное хранение.
Сразу после среднеазиатского турне американского чиновника у России
начались проблемы с военным присутствием в регионе. Через несколько дней
в Москве президент Киргизии Алмазбек Атамбаев заявил, что Бишкек не
заинтересован в существовании российской 999-й авиабазы, расположенной
на территории Киргизии (в Канте). Под угрозой оказались и три других
военных объекта России в Киргизии — базы подводных
испытаний оружия в Караколе, центра военной связи в Кара-Балте и
радиосейсмической лаборатории в Майлы-Суу. Кроме того, Кремлю
непрозрачно намекнули, что контрольные пакеты акций «Кыргызгаза»,
«Кыргызнефти», завода «Дастан» и другие стратегические активы, созданные
еще Советским Союзом, будут выставлены на продажу другим странам.
Одновременно власти Таджикистана выступили с примерно такими же
недружественными заявлениями в отношении России. Неожиданно Душанбе
потребовал повышение платы за 201 военную базу РФ в 110 раз, выдвинув
условия, на которые даже США со своими глобальными амбициями никогда не
шли (например, крупнейшая американская база в Турции Инджирлик обходится
Вашингтону в 3 раза дешевле). Главком Сухопутных войск России
генерал-полковник Владимир Чиркин объявил, что Душанбе выдвинул Москве
свыше 20 требований, которые постоянно изменяются и в большинстве своем
для России неприемлемы. Он, в частности, рассказал, что таджикская
сторона настаивает на сокращении срока размещения базы (с 49 до 10 лет),
а также введении платы за ее пребывание в республике. «Идет некрасивая
"восточная торговля", которой пока не видно конца», — подчеркнул Чиркин.
Экспертное сообщество и дипломаты в один голос заговорили о провале
среднеазиатского направления внешней политики России и потере влияния в
регионе на долгие годы. Некоторые оптимисты высказывали предположение,
что постепенно Кремль будет отвоевывать назад свои позиции. Однако никто
не ожидал, что решение проблемы будет настолько быстрым и изящным.
Президент Владимир Путин просто съездил туда с мешком подарков и
взбрыкнувшие республики снова стали «друзьями России навеки». 21
сентября он прибыл в Киргизию и заключил целый ряд межгосударственных
соглашений, геополитически резко разворачивающих эту страну в нашу
сторону. Во-первых, Россия списала 489 млн долларов киргизского долга. А
во-вторых, согласилась построить в республике технологически сложные и
капиталоемкие инфраструктурные энергетические объекты, которые позволят
поднять энергетическую и продовольственную безопасность страны на целый
порядок. Россия и Киргизия договорились о строительстве и совместной
эксплуатации каскада Верхне-Нарынских ГЭС, а также ГЭС Камбарата-1.
Стоимость возведения этих сооружений предварительно оценивают в 5 млрд
долларов. Бывший секретарь Совета безопасности Киргизии генерал Мирослав
Ниязов считает, что давно следовало совершить своего рода прорыв в
отношениях двух стран. «Киргизия находится в трудном
социально-экономическом положении. Сегодня Россия подставила плечо.
Более того, эти соглашения позволят далее достичь политической и
экономической стабильности в Киргизии», — заявил генерал Ниязов.
Щедрые подарки резко развернули внешнеполитический вектор Киргизии в
сторону Москвы. И, конечно же, все проблемы военных РФ в этой стране
оперативно решились. Соглашения, подписанные во время визита российского
президента, надолго закрепляют военное присутствие России в регионе.
Согласно документу, все имеющиеся в Киргизии российские военные объекты
объединены в одну базу. Ее нахождение продлено еще на 15 лет —
до 2032 года. Причем авиабаза Кант всего в паре десятков километров от
киргизской столицы используется Россией на безвозмездной основе, за
другие объекты предусмотрена бартерная плата — поставками
военного снаряжения, а также подготовкой специалистов для киргизской
армии. Также немаловажно, что правительство Киргизии подтвердило свое
намерение выдворить американскую базу ВВС Манас сразу после истечения
срока договора аренды — через 1,5 года.
Через пару недель, 5 октября, президент России съездил еще в одну проблемную среднеазиатскую республику — Таджикистан. И снова в качестве деда мороза —
с миссией раздачи пряников. Россия взяла на себя обязательство ежегодно
осуществлять в Таджикистан беспошлинные поставки 1 млн тонн
нефтепродуктов (при ежегодной потребности республики в 1,6 млн тонн).
Это поможет снизить стоимость бензина и дизельного топлива в республике
примерно на 30–40%. Однако не исключено, что таджикские власти просто
будут зарабатывать на реэкспорте этих нефтепродуктов. Кроме того, Россия
пообещала предоставить антинаркотическому ведомству Таджикистана 5 млн
долларов. Также, по словам Рахмона, «российская сторона берет на себя
вопросы модернизации и технического переоснащения Вооруженных сил
Таджикистана, укрепления их материально-технической базы современными
видами вооружения. Российская сторона также окажет содействие в
подготовке кадров в этой области, а также по другим аспектам укрепления
обороноспособности Таджикистана». Главным же подарком Таджикистану стало
специальное миграционное соглашение, по которому таджикские
гастарбайтеры получат привилегии по сравнению со своими конкурентами из
Киргизии и Узбекистана. Теперь гражданам Таджикистана в России будет
выдаваться разрешение на работу сроком до трех лет, а срок для их
регистрации на территории РФ увеличен до 15 дней. Стоит напомнить, что в
настоящее время на территории России находятся 1,13 млн рабочих из этой
республики, а денежные переводы таджикских мигрантов на родину в 2011
году составили около 3 млрд долларов, то есть почти половину ВВП страны.
Подарки сделали свое дело по восстановлению лояльности таджикской
политической элиты по отношению к Москве. В итоге Россия и Таджикистан
заключили соглашение о продлении срока пребывания российской военной базы на таджикской территории
до 2042 года. Причем размещаться она будет на почти безвозмездной
основе. А российские военнослужащие и члены их семей получат статус,
аналогичный тому, который имеет административно-технический персонал
дипломатических миссий, и будут обладать «иммунитетом от юрисдикции властей Таджикистана». Отметим, что даже служащие американских баз не имеют таких привилегий в большинстве стран своего присутствия.
Самую большую головную боль РФ в Центральной Азии —
Узбекистан, решившийся предать Москву по полной программе, пришлось
уламывать уже не пряником, а кнутом. Но так, походя, без особых усилий.
Россия совместно со своими союзниками в регионе начала использовать
«водный шантаж», объявив о строительстве каскадов ГЭС в общем с
Узбекистаном водном бассейне. Успешная реализация гидроэнергетических
проектов в Киргизии (Рогунская ГЭС) и Таджикистане (Камбар-Атинская
ГЭС-1) приведет к ситуации полной зависимости узбекской экономики от
владельцев этих станций (50% в таджикской станции будет у России). При
необходимости, оператор ГЭС может в буквальном смысле «обезводить»
Узбекистан, что приведет к настоящему голоду всего населения страны,
коллапсу сельского хозяйства и катастрофическим социально-экономическим и
политическим последствиям (включая свержение правящего режима). Властям
в Ташкенте просто будет некуда деваться — им придется
притормозить в своих устремлениях к Вашингтону и совершить хотя бы
частичный разворот в сторону Большого северного брата.
Источник:
|