Каждый мусульманин должен быть террористом
Закир Абдул Карим Наик
Закир Абдул Карим Наик
Ирфан аль-Алави, сотрудник Института международной политики Гейтстоуна, на чистом английском языке предупреждает: под видом так называемого «умеренного исламизма» — фальшивой личины экстремизма и радикализма — на Балканы, в первую очередь в Косово, стекаются со всего мира немалые силы ваххабитов, деобандистов и прочих исламистов-террористов. «Правоверные» концентрируются там под лозунгами «исламского возрождения», умеренного толкования ислама и уважения к другим религиям. Благодаря такой постановке вопроса исламисты уже добились многого.
К примеру, их «заслугой» является то, что британский благотворительный фонд «Rahma» («Милосердие») подкармливает радикальную секту Деобанди, которая, в свою очередь, служит экономическим вдохновителем «Талибана».
Мощным средством пропаганды для привлечения в регион новых исламистских сил служит в Косово телеканал «Peace TV» («Мир») — детище фундаменталиста-проповедника Закира Наика. Именно он создал 12-часовую ежедневную программу в Косово, где живёт 90% мусульман.
«Peace TV» господина Наика вещает ежедневно, с 9:30 утра до 10 часов вечера. Вещание в Косово ведётся на албанском языке. Пропагандистские телепрограммы — эффективный элемент новой кампании по закреплению южно-азиатских исламистов среди коренных европейских (балканских) мусульман. Передачи «Peace TV», отмечает аналитик, носят жёстко ваххабитский характер, и балансируют на грани оскорблений и агрессии, откровенно направленных против суфиев, мусульман-шиитов, суннитов не фундаменталистского толка, евреев, христиан, индуистов и др. «неверных».
Сегодня радикальные исламисты ради телепроповедей прибывают в Македонию, Боснию и Герцеговину, Черногорию и Сербию в основном из Саудовской Аравии и других стран Персидского залива, откуда осуществляется и финансирование телеканала.
Деятельность «Мира» координирует в Косово местный «Центр исламских исследований» — некая таинственная организация, не имеющая представительства в «реале» и существующая как бы только в Интернете и на телеэкранах. Этот Центр будто бы что-то исследует и издаёт фетвы, однако не известно, кто им руководит. Мраком тайны покрыты и источники финансирования Центра.
Через спутник телеканал передаёт также на английском языке и урду, осуществляя трансляции на страны Южной Азии; передачи же в Косово ведутся с 2009 года.
Господин Наик, врач по образованию, публично дал высокую оценку терроризму и похвалил Усаму бен Ладена, за что был подвергнут осуждению членами индийской мусульманской общины. Этому человеку в 2010 году запретили въезд в Великобританию, а затем была аннулирована и его канадская виза.
Что касается фонда «Милосердие», то он был создан в 1999 году — якобы для оказания послевоенной помощи беженцам в Косово.
Деобандисты и ваххабиты, пишет с грустной иронией автор, по-видимому, полагают, что край нуждается в «исламском возрождении». Под вывеской умеренного толкования ислама и религиозной толерантности агитаторы-экстремисты считают необходимыми «поправить» нравственное здоровье местной исламской общины, имеющей глобальные связи. Ведь Косово — единственная часть континентальной Европы, за исключением малой части Турции, в которой суфийская духовность является одним из основных элементов в исламской культуре. Целых 40% мусульман в западном Косово — суфии.
Между тем для Закира Наика и иже с ним суфизм — лишь повод для «очищения» края от «отклонившихся».
Не только в Косово, но в Боснии и Герцеговине ширится и крепнет радикальный исламизм. БиГ тоже накрывает волной исламизации. Так считает профессор социологии Университета в Баня Луке (Республика Сербская в составе БиГ) Иван Шиякович.
По его мнению, здесь, как и в Косово, после войны появились новые течения из исламского мира — а конкретно из Саудовской Аравии и Ирана. Ислам перестал быть умеренным, он стал радикальным. В районах БиГ, где доминируют мусульмане, христианскому меньшинству жить нелегко: люди там запуганы. Они уже боятся показывать принадлежность к христианской культуре. Преобладает в БиГ, как и в Косово, ваххабизм. За последнее время ваххабиты громко заявили о себе в октябре прошлого года: представитель этого движения, прибывший в Сараево из сербского города Нови Пазар, стрелял по посольству США. Тем не менее, замечает аналитик, пункт, посвященный ваххабитам, был вычеркнут из весенней резолюции Европарламента по БиГ.
Цель местных радикальных сил — это создание унитарного мусульманского государства.
Не только в БиГ и Косово, но и вообще на Балканах ситуация сложилась весьма напряжённая. Об этом в интервью «Голосу России» рассказал бывший посол Югославии в Турции и Азербайджане Дарко Танаскович.
По его мнению, политическая и социальная ситуация последних двадцати лет позволила на Балканах усилиться радикальному исламу. Именно его программы заполнила образовавшуюся идеологическую пустоту в регионе.
«…Балканы
— очень подходящий регион, тем более что все государства здесь
переживают переходный период, общественно-экономическая ситуация в них,
как правило, нестабильная, что идёт на руку тем, кто предлагает
альтернативные «пути к счастью», точнее, к тому, что они представляют
как счастье…»
Д. Танаскович поясняет:
«Если
упрощать, ислам на Балканы воздействует по трём направлениям. Первое —
через Турцию, которую балканские мусульмане считают духовной родиной.
Турция сейчас через свою неоосманскую политику стремится вернуть
влияние, в том числе и на Балканах.
Второе — это постепенное внедрение военизированных группировок, теологов, моджахедов из исламского мира, особенно из Пакистана и Афганистана, где они уже давно ведут джихад против западного мира, как это обычно подаётся.
Третье — при финансировании, особенно из Саудовской Аравии и других богатых арабских государств, а также из международных фондов, как, например, Исламская лига, на Балканы отправляются миссионеры, которые выступают за ислам гораздо более радикального типа, чем тот, который присутствует там сейчас».
Второе — это постепенное внедрение военизированных группировок, теологов, моджахедов из исламского мира, особенно из Пакистана и Афганистана, где они уже давно ведут джихад против западного мира, как это обычно подаётся.
Третье — при финансировании, особенно из Саудовской Аравии и других богатых арабских государств, а также из международных фондов, как, например, Исламская лига, на Балканы отправляются миссионеры, которые выступают за ислам гораздо более радикального типа, чем тот, который присутствует там сейчас».
По теологической сути, в регионе доминирует ваххабизм (кстати, официальная религия Саудовской Аравии). У ваххабизма — жёсткая доктрина, в соответствии с которой едва ли не все немусульмане — враги.
Что касается деобандизма, поясняет экс-посол, то Деобанд — исламский научный центр в Индии, за последний век приобретший большой авторитет. Деобандизм не имел раньше прямых связей с Балканами, однако, нынче здесь появляются проповедники, связанные с талибами, а таким образом и с деобандизмом.
Упоминаемый СМИ Закир Наик — отнюдь не «маргинал», считает Д. Танаскович. Хотя у него и нет формального исламского образования, он — влиятельный исламский проповедник. Его книги выходили по всему миру огромными тиражами.
Что касается быстрого распространения исламизма на Балканах, то из этого региона, по мнению аналитика, радикалы-экстремисты имеют возможность «продуктивно влиять на Европу и Запад» — куда продуктивнее, чем из удалённых мусульманских стран. Балканы — «мягкое подбрюшье Европы, где можно создать то, что в свое время назвали «Белой Аль-Каидой», где местных жителей, в которых Запад не узнаёт террористов и экстремистов, можно обучить, подготовить — и постепенно внедрять в Европу».
Танаскович говорит:
«…Учитывая
общее состояние хаоса в Косово, криминал, коррупцию и ярый национализм,
характеризующий сейчас косовское общество, этот край — идеальная
площадка. Как мы знаем, мусульмане в Косово составляют 90% албанского
населения, и считается, что в духовном смысле они «брошены», и что их
надо «разбудить».
Запад, поддерживающий исламистов на Балканах, да и по всему миру. поступает, согласно убеждению бывшего посла в Югославии, абсурдно:
«Это
действительно абсурдно, что западные силы поддерживают, в том числе и на
Балканах, мусульман, которые затем становятся серьёзной угрозой для
своих наставников…»
Танаскович различает «подходы» к этому вопросу Западной Европы и Соединённых Штатов. Европа не имеет нынче сил решать внутренние проблемы, а в духовном плане она переживает кризис идентичности. Поэтому она не способна выработать единую позицию и принять факт тотальной исламизации Балкан.
Позиция же Вашингтона — попросту бездумна:
«…не
первый раз в Вашингтоне выбирают союзников, не думая, во что выльется
такое сотрудничество. Потому что, как говорят в Сербии, «кто с дьяволом
сажает тыквы, тому они об голову и разбиваются».
В качестве примеров экс-посол приводит Афганистан и Ливию. В последнем случае в прошлом году «Аль-Каида» призвала всех мусульман бороться против безбожника Каддафи, а одновременно с крестоносцами из Америки и сионистами из Израиля. (По сути, произошло то же, что в восьмидесятых в Афганистане, добавим от себя, правда, там это было не одновременно).
«…В
тот момент, — говорит Танаскович, — «Аль-Каиду», видимо, недостаточно
внимательно слушали. Удар был направлен на то, чтобы разрушить режим
Каддафи с западной помощью, а потом настал второй этап программы —
борьба против «империи зла»: США и сионистов».
Точного ответа Танаскович на сложный вопрос отношения США к исламизму не даёт. По его мнению, в США уже поняли, что исламисты вот-вот окажутся мощной силой, которая будет доминировать в мусульманском мире десять лет, а то и больше, и им придётся с этим как-то справиться. Вместе с тем они не могут защищать авторитарные режимы, которые ранее препятствовали приходу исламистов к власти.
В общем, заметим, Штаты оказались на распутье: с одной стороны — «американские ценности» (на пару с минеральными ресурсами) и влияние «гегемона» в мире, с другой — рост исламизма в итоге реализации этих самых ценностей и приход его кое-где к власти — в якобы умеренных формах.
Танаскович заключает тем, что выражает опасение, что в мире нет ясного понимания настоящей природы этих отношений и последствий.
Ф. Плещунов (Институт Ближнего Востока) указывает, что, если недавно радикальные движения на Балканах действовали в большинстве случаев скрытно, то сегодня возросшая активность исламистов в регионе видна невооружённым глазом. Она усиливается не только на благоприятной местной почве, но и потому, что многим из экстремистов стали отказывать во въезде в страны Западной Европы, вынуждая их «переносить деструктивную активность в другие государства Европы».
Исламизацию Балкан Плещунов находит «принципиально новым вызовом». Аналитик приходит к выводу, что противостоять агрессивной пропаганде паразитирующих на религии экстремистов придётся в первую очередь мусульманам Косово, а затем вообще мусульманам Балкан.
«Но
весь вопрос в том, смогут ли коренные мусульмане Европы быть
последовательными в своих действиях или же впадут в заблуждение, когда
активность исламистов в регионе достигнет своего пика».
Авторы недавней публикации в «SETimes», посвящённой теме исламизма и терактов на Балканах, приводят заявление ливанского экстремиста Омара Бакри Мухаммада. Этот деятель утверждает, что Западные Балканы — исламские, и потому станут целями для будущих терактов.
Бакри прожил 20 лет в северной части Лондона, пока ему не пришлось переехать в 2005 году в Ливан. 4 октября 2012 года этот боец за чистоту веры заявил:
«Когда ислам приходит на землю, эта земля становится исламской, поэтому в конце концов ислам обязан освободить её».
Бакри не поленился перечислить исламские земли:
«…Испания,
например, является мусульманской территорией… Румыния, Албания,
Македония, Сербия, Косово, Босния… Болгария… являются законными целями».
Подобные заявления, конечно, не могут иметь немедленных прямых последствий, однако могут послужить толчком к экстремистским действиям или со временем вызвать некий стратегическим сдвиг в указанных или иных европейских странах. Этого нельзя недооценивать, особенно в балканских странах, где угрозы радикализма весьма сильны.
Милан Михайлович, шофёр из Босански-Нови, сказал журналистам «SETimes»:
«Честно
говоря, я боюсь. Если вы заметили, мечети в Боснии растут как грибы, в
то время как других церквей намного меньше, хотя здесь живут и католики,
и православные, и другие верующие».
Балканская тема косвенно озаботила и премьер-министра Турции, чью речь анализирует та же «SETimes». В речи, обращённой к Совбезу ООН по сирийскому вопросу, Р. Т. Эрдоган, который считается «умеренным исламистом», сравнил ситуацию в Сирии с положением в Югославии в 1990-х годах и призвал международное сообщество остановить кровопролитие. Эрдоган, основной критик Башара Асада, заявил на конференции в Стамбуле 13 октября, что Совет Безопасности ООН «не должен повторять ошибок, которые привели к резне в Боснии в 1990-х годах», и заодно назвал ООН «беспомощной». Эрдогана волнует и то, что в Турцию «переехало» из Сирии уже примерно сто тысяч беженцев.
Между тем ветеран дипломатии Омер Энгин Лутем, занимавший ряд должностей в МИД Турции и ответственный за балканскую и ооновскую дипломатию в 1980-е гг., полагает, что реакция международного сообщества на резню в Сребренице «в значительной степени объясняет нынешнюю ситуацию вокруг Сирии». Именно поэтому «механизм ООН работает очень медленно».
Резня в Сребренице в июле 1995 года считается одним из худших злодеяний, которые только были совершены на территории Европы после Второй мировой войны. Как считается, сербы убили до 8000 мусульман, в большинстве мужчин.
Генсек ООН Пан Ги Мун, будучи в Сребренице в июле 2012 г., тоже сравнил резню 1995 года с ситуацией в Сирии. По его словам, ООН тогда не выполнила своих обязанностей, не сумела предотвратить геноцид в Сребренице. И провёл параллель с Сирией: «Это можно сравнить с сегодняшней ситуацией в Сирии, где международное сообщество снова проходит тест».
Эрдоган же заявил, что резня в Сребренице случилась потому, что международное сообщество не было готово «решить вопросы, поставленные по окончании холодной войны. Но как несправедливость и слабость в сирийском вопросе объяснить сегодня?» — спросил он.
Однако Хайруджин Сомун, бывший посол Боснии и Герцеговины в Турции, а сейчас преподаватель истории дипломатии в Международном университете в Сараево, не считает, что можно сравнивать подход ООН и международного сообщества к сегодняшней Сирии и события в Боснии в 1990-х годах. Свою позицию он строит на убеждении в том, что «варварство в Боснии, Хорватии и Сербии» происходило не из-за сектантских споров, но из-за агрессивной политики Слободана Милошевича, целью которого было создание Великой Сербии. Отсюда и геноцид против несербского населения. «На Балканах шла война за территории», — говорит он, считая безрассудным давать намёки на иные параллели: ведь таковые могут поощрить националистов.
В то же время аналитик готов принять сравнение сегодняшней Сирии и Югославии 1990-х — но «только тогда, когда наблюдение фокусируется на внешних факторах и их борьбе за влияние в регионе».
Если читать между строками, то Сомун указывает здесь на желание Эрдогана (как раз «внешнего актора») усилить влияние Турции в регионе, превратив Сирию в клоаку религиозной войны, где курды, друзы, сунниты и шииты при некоторой ловкости рук исламистов-радикалов перережут друг друга. Та ещё будет Сребреница… Поэтому-то Эрдоган постоянно критикует ООН и вообще страны Запада за «слабость». Эта самая слабость не даёт Турции стать сильнее.
Теперь, когда крепчает исламизм на Балканах, сравнение ситуации в распадавшейся Югославии 1990-х годов и нынешней Сирии выглядит даже не двусмысленно. Само его допущение показывает, насколько «умеренным» может быть исламизм того же Эрдогана, настаивающего на военной интервенции в Сирию. Ведь в случае развала ослабленной страны по югославскому сценарию в стране немедленно, в виде «временных правительств» (каждое на манер ливийского ПНС), или чуть погодя, в результате «демократических выборов», придут к власти различные радикалы исламистского толка, которые дадут обещание объединить народ под знаменем Аллаха. Недаром в Сирии на стороне «повстанцев» воюют бойцы из «Аль-Каиды» и террористы со всего мира, в т. ч. и с Балкан.
Таким образом, стремительно наполняющиеся ваххабизмом Балканы — при безразличии Европы и США и наряду с исламизацией ряда стран Ближнего Востока и Северной Африки — представляют собой новейший анклав мирового религиозного экстремизма, который, по мнению аналитиков, уже сейчас несёт угрозу миру на Балканах, а в скором будущем окажется одним из очагов терроризма для всей Европы.
Обозревал и переводил Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
— специально для topwar.ru