Пропагандистско-идеологическая риторика об очередном
скором начале третьей мировой войны, которая разразится после ядерного
удара по Ирану, обычна для ряда политиков и обозревателей СМИ. Ведь
зачастую их карьера не предполагает личного участия в происходящих
на международной арене процессах и ответственности за прогнозы,
которые делают эти люди с тем большей легкостью, чем ближе походят к
пенсионному возрасту.
В рамках подобной риторики, являющейся стандартным фоном любого
обострения ситуации на Ближнем и Среднем Востоке (БСВ), России
предлагается, в зависимости от симпатий или антипатий автора той или
иной концепции, вступить в различные союзы. Приведем перечень этих
альянсов – с Ираном против Израиля и США, с Китаем против США, с миром
ислама против США, с Западом и суннитскими монархиями Персидского залива
против Ирана, с Западом против Китая, с Индией и Китаем против Запада.
Комбинировать возможное блокирование Москвы с кем-либо против кого
угодно в теории можно до бесконечности. С реальной политикой все это
имеет мало общего, тем более что у руководства РФ есть собственное
представление о том, в какой мере прочны межгосударственные союзы,
основанное на опыте не только советских времен, но и последних двух
десятилетий. А он способствует крайней осмотрительности при заключении
договоренностей о сотрудничестве любого плана с зарубежными партнерами
Москвы.
Крах умиротворения исламистов
До самого последнего времени альянсы на БСВ казались устоявшимися. Но
сирийская гражданская война определила размежевание основных игроков.
Запад, Турция и монархии Персидского залива при политической поддержке
«новых арабских демократий» и «Аль-Каиды» ратуют за свержение Башара
Асада. Иран выступает на его стороне. Россия и Китай воспрепятствовали
принятию Советом Безопасности ООН резолюции, которая по аналогии с
ливийской ситуацией дала бы «зеленый свет» интервенции в Сирии. Алжир,
Ирак и Ливан сделали это же в Лиге арабских государств. Израиль занял
позицию вооруженного нейтралитета.
Однако сентябрьские массовые антиамериканские выступления после
появления в Интернете снятого в США фильма «Невинность мусульман»,
начавшиеся со стран «арабской весны» и быстро распространившиеся по
всему исламскому миру (не исключая мусульманские общины Европы), внесли
существенные коррективы в ближневосточную стратегию администрации Барака
Обамы. Тем более что произошли эти события в предвыборный период.
Показательная демонстрация полного провала американской политики
умиротворения исламистов в рамках «стратегического союза» Вашингтона с
Дохой и Эр-Риядом, продвигающих «Братьев-мусульман» и салафитов во
власть во всех арабских государствах за пределами Аравийского
полуострова, не привела к разрыву связей с этими странами, но,
несомненно, ослабила их. Вне зависимости от того, выиграют ноябрьские
президентские выборы республиканцы или демократы, США более не смогут
игнорировать антиамериканизм вчерашних «клиентов», которым Запад при
ведущей роли в этом Соединенных Штатов на протяжении всей «арабской
весны» оказывал поддержку в свержении «светских диктаторов».
Убийства посла США и трех американских дипломатов в Ливии,
организованные бывшими «повстанцами», хорошо знакомыми с распорядком дня
и расположением помещений в консульстве в Бенгази вследствие частых
встреч с его руководством, лишь наиболее показательный инцидент из
многих событий такого рода в исламском мире.
Другая тенденция из того же ряда проявилась в ходе недавних массовых
нападений афганских военнослужащих на западных «собратьев по оружию», в
результате которых войска оккупирующей Афганистан коалиции понесли
большие потери, чем в прямых боестолкновениях с талибами. Отныне
командованием натовских войск запрещены любые совместные операции с
афганскими силовиками подразделениям менее батальона.
Удачный повод
Можно констатировать, что Соединенные Штаты и западный блок в целом
на Ближнем и Среднем Востоке столкнулись с теми же проблемами, что и
СССР в период активного распространения в регионе влияния
социалистического лагеря. Есть лишь формальные отличия. Сегодня на
пространствах БСВ пытаются культивировать не социализм, а демократию.
Западные вложения в данный процесс осуществляются в свободно
конвертируемой валюте, что облегчает разворовывание этих средств без
реализации крупных сельскохозяйственных, промышленных и инфраструктурных
проектов.
Коллаж Андрея Седых
В качестве местных партнеров выступают «клиенты» монархий Залива,
Госдепартамента США и европейских правительств, а не движения и партии
«социалистической ориентации», договорившиеся с ЦК КПСС. Фактически же
американские и европейские дипломаты и военные советники, как в прошлом
советские, становятся мишенью для местных военно-политических
группировок, как только в подобных «друзьях» пропадает немедленная нужда
– не для страны как таковой, а для того или иного полевого командира
или политического деятеля. Верность союзническим обязательствам на БСВ –
категория исключительно теоретическая, благо, политика Запада в
отношении таких союзников, как Мубарак, или позитивно нейтральных
государственных деятелей, каким был в конце своего правления Каддафи, не
дает оснований для верности патронам со стороны премьер-министра Ирака
аль-Малики или президента Афганистана Карзая.
Оставим за рамками настоящей статьи утверждения о том, что упомянутый
выше провокационный фильм стал причиной массовых антиамериканских
демонстраций в исламском мире, а не всего лишь удачным поводом для
реализации собственной программы действий, профессионально
использованным их организаторами. Анализ динамики волнений, проведенный
экспертами Института Ближнего Востока (ИБВ), в первую очередь Ю. Б.
Щегловиным, дает основания разделить государства, в которых они
проходили, на несколько категорий.
К первой относятся страны «арабской весны», в которых идет
ожесточенная борьба за власть между группировками, близкими Катару
(«Ан-Нахда» в Тунисе, «Братья-мусульмане» в Египте) и Саудовской Аравии
(салафитские военно-политические и террористические движения и
формирования). Оказавшиеся аутсайдерами, салафиты пытаются перехватить
контроль над ситуацией у занявших ключевые посты в исполнительной и
законодательной ветвях власти «умеренных исламистов». Умеренность
последних, правда, под большим вопросом и в зависимости от текущих
обстоятельств легко дрейфует в сторону радикализма. Однако упрощая, мы
вполне можем использовать этот устоявшийся в политологии термин.
Во вторую категорию входят страны, в том числе арабские монархии,
руководство которых держит внутриполитическую ситуацию под контролем.
Антиамериканские выступления там не переросли в погромы и являются
средством давления на США, клапаном для «выпуска пара», успешно
перенаправляющим разрушительную энергию улицы вовне. В частности, в
Судане волнения вышли за мирные рамки при попустительстве официального
Хартума, использовавшего ситуацию для шантажа США в противостоянии с
теперь независимым Южным Суданом.
К третьей категории принадлежат страны, не входящие в исламский мир, в
том числе государства ЕС и Россия. Выступления здешних последователей
пророка Мухаммеда – очередная демонстрация силовых возможностей
политического ислама, спонсируемого извне, и проверка центральных
властей на прочность, а самих мусульманских общин – на лояльность
властям и готовность к восприятию идей панисламизма в рамках их будущего
использования в качестве потенциальной «пятой колонны».
«Потеря лица»
Оптимальным непосредственным ответом Вашингтона на «пробу на
прочность» США на Ближнем и Среднем Востоке могла бы стать серия
точечных ликвидаций лидеров группировок, непосредственно участвовавших в
атаках на американские диппредставительства, и в первую очередь всех
причастных к уничтожению консульства в Бенгази.
Следующий по эффективности уровень воздействия на организаторов и их
спонсоров по принципу талионного права «око за око» – уничтожение
штаб-квартир движений, о которых идет речь, преимущественно салафитской
направленности, во всех странах, где были организованы выступления.
Наконец, «высшим пилотажем» американской политики возмездия,
полностью соответствующей традициям самого региона, был бы «огонь по
штабам», точнее – по саудовским кураторам если не высшего, то хотя бы
среднего уровня.
Все это рассуждения теоретические, поскольку подобные шаги, логичные
для любой государственной машины, исходя из логики успешного
противостояния с неприятелем, не имеют никаких шансов на реализацию.
Действия такого рода противоречат современной внешней стратегии США,
политкорректной в отношении монархий Залива, вне зависимости от их роли в
организации и текущем функционировании исламистского террористического
интернационала, против которого президент Джордж Буш-младший объявил
«крестовый поход» после теракта «9/11».
Аравийские монархии, включая «ваххабитский тандем» – Саудовскую
Аравию и Катар, – крупнейшие деловые партнеры Запада в сфере поставок
энергоносителей и главные заказчики изделий ОПК, инвесторы и покупатели
технологий и готовой продукции, спонсоры американских и европейских
научно-исследовательских центров, занимающихся Ближним Востоком, и
политические лоббисты, играющие на высшем уровне. Похоже, они имеют
индульгенцию от последствий всего, что ими организуется за спиной
западных лидеров, в том числе серию последних инцидентов, тем более в
преддверии приближающегося столкновения с Ираном.
Как следствие реакция США и Франции после публикаций очередных
карикатур на пророка Мухаммеда во французской прессе оказалась
исключительно пассивной. Пределом ее стали усиление охраны
дипломатических представительств, эвакуация семей дипломатов и
обслуживающего персонала, сворачивание контактов с местными
политическими лидерами и как верх «жесткости» – замораживание
экономической помощи Египту до проведения в США президентских выборов.
Вот почему можно говорить о «потере Америкой лица» в регионе, где
жесткий ответ на оскорбление флага, вне зависимости от того, сколько он
стоит и какое число человеческих жертв влечет (точнее, прямо
пропорционально этому числу), – единственное приемлемое средство это
лицо сохранить. Что в перспективе позволяет любому внешнему игроку на
БСВ сэкономить гораздо большие средства и сберечь множество жизней – как
собственных граждан, так и местных жителей.
Каковы последствия?
Администрация Барака Обамы – лауреата Нобелевской премии мира –
скована его имиджем миротворца, обязательствами по выводу из региона
американских войск и уроками, извлеченными из опыта администрации Буша:
Америка может вести одновременно только одну войну. Именно это
останавливало до последнего времени удар США по Сирии, который
окончательно потерял актуальность после начала антиамериканских волнений
в странах «арабской весны». Поддержка и обучение инструкторами ЦРУ
подразделений вооруженной сирийской оппозиции на территории Турции без
интервенции НАТО под эгидой Вашингтона недостаточны для того, чтобы
режим Асада распался.
Каковы последствия? Продолжение гражданской войны в Сирии по
ливанскому образцу, перетекающей в этноконфессиональное противостояние
общин, которое может длиться десятилетиями, – сценарий для этой страны
наиболее вероятный. Выход сирийского химического и биологического оружия
из-под контроля центральных властей или попытка передачи его боевикам.
Вне зависимости от того, попадет ли оно в руки шиитской ливанской
«Хезболлы» или суннитских отрядов оппозиции, это будет единственный
вариант, который спровоцирует немедленную операцию американских и
израильских спецподразделений на сирийской территории. Они с высокой
степенью вероятности столкнутся с бойцами иранского Корпуса стражей
исламской революции (КСИР), присутствие которых в Сирии официально было
подтверждено военным руководством Исламской Республики Иран (ИРИ).
Соперничество Ирана и аравийских монархий в «шиитском полумесяце»,
где обе стороны ведут «войну по доверенности», используя местные
племенные и военно-террористические группировки, может спровоцировать
вооруженное противоборство в Заливе регионального масштаба. Причем
неважно, где произойдет конфликт: в Сирии, Ливане, Йемене, Ираке,
Восточной провинции Саудовской Аравии или Бахрейне.
Это же относится к ирано-израильскому столкновению и сценарию, в
рамках которого Иран перекроет Ормузский пролив. Разногласия Израиля и
США по поводу нанесения удара по Ирану – военного или с использованием
высокотехнологического воздействия, без прямых бомбардировок ядерных
объектов ИРИ – по срокам непринципиальны. Иерусалим настаивает на шести
месяцах, Соединенные Штаты говорят о годе, в течение которого так или
иначе проблема ядерной программы Ирана будет решена без появления у этой
страны ядерного оружия. Соответствующие маневры по отработке
вооруженными силами ИРИ блокирования Ормузского пролива, через который в
настоящее время идет до четверти мирового потока энергоносителей,
прошли. Контрманевры ВМС США с участием нескольких десятков стран,
призванные продемонстрировать готовность к деблокированию пролива в
условиях прямого столкновения с Ираном, проводятся в настоящее время.
По оценке экспертов ИБВ, наиболее вероятно, военные действия начнутся
в марте-апреле 2013-го, что не исключает более раннего срока вследствие
какого-либо инцидента на любом из перечисленных выше плацдармов
суннито-шиитского противостояния. Израиль также готов к войне с Ираном, в
том числе без поддержки США, хотя большая часть членов
правительственного «узкого кабинета» этой страны, занимающегося
вопросами безопасности, полагают совместные операции с Вашингтоном
ключевым фактором, обеспечивающим успешность кампании.
В этой связи важны результаты ноябрьских выборов президента США.
Победа Ромни и формирование республиканской администрации усилят
американо-израильские военные связи, в том числе в иранском вопросе.
Успех Обамы ослабит их, хотя его заинтересованность в Катаре, Саудовской
Аравии и ОАЭ сама по себе – серьезный аргумент для атаки Америкой
Ирана. Удар нанесут в то время и при тех обстоятельствах, когда это
будет выгодно США, без учета растущей угрозы Ирана в отношении Израиля.
Как неоднократно указано автором в предшествующих статьях, в том
числе на страницах «Военно-промышленного курьера», идеальным для
суннитских монархий Залива было бы прямое столкновение Ирана с Израилем,
в рамках которого они могли бы остаться в стороне от театра военных
действий под защитой американских, французских и британских ВС.
Сценарий для России
На фоне стагнации гражданской войны в Сирии, а также приближающегося и
практически неизбежного вооруженного противоборства в Заливе с участием
Ирана в РФ активизировались как иранское лобби, так и исламистские
группировки, спонсируемые аравийскими монархиями. Материалы о том, что
Москве необходимо помочь Ирану и Китаю противостоять Западу,
напоминающие по лобовому стилю советский агитпроп 50-х годов, в
поддерживаемых Тегераном печатных изданиях и на интернет-сайтах
соседствуют с жесткой критикой в адрес российских экспертов и
международных организаций, занимающихся ядерной программой ИРИ.
Радикальные суннитские группы, в первую очередь салафитские,
активизировали деятельность в исламских регионах Северного Кавказа и
Поволжье. Террористические акты в отношении лидеров традиционного ислама
и кампании по захвату мечетей на российской территории сопровождаются
агрессивной риторикой против РФ в арабской прессе, стержнем которой
служит обвинение Москвы в поддержке шиитов против суннитов.
Эти тенденции, как представляется, демонстрируют успешность
российского курса позитивного нейтралитета и отказа от присоединения к
какой-либо из сторон в разворачивающемся арабо-персидском противостоянии
в исламском мире. Характерно, что наряду с попытками давления на Россию
– не только мягкого, но и жесткого – в рамках поданного ИРИ в Швейцарии
иска к РФ на четыре миллиарда долларов за отказ от поставки ракетных
комплексов С-300 углубляются разногласия Ирана с Азербайджаном, а из-за
диаметрально разных оценок ситуации в Сирии – с Турцией.
А что Анкара?
Ситуация осложнена усилением позиций Рабочей партии Курдистана (РПК)
на территории Сирии. Благодаря занятому в отношении режима Асада
нейтралитету РПК получила возможность создания рядом с Ираком
подконтрольной зоны. В борьбе турецкой армии с курдскими боевиками обе
стороны несут серьезные потери. Постепенно усиливается сотрудничество
сирийских и иракских отрядов РПК при благожелательном нейтралитете
курдских пешмерга (военизированных формирований в Иракском Курдистане),
формально критикуемое официальным Багдадом, который в сирийском вопросе
занимает позицию, близкую Ирану, а не Турции.
Принятие новой конституции Турции, превращающей в историческое
прошлое кемализм и лаицизм (республиканизм и светскость. – Ред.),
укрепляет позиции действующего премьер-министра Р. Т. Эрдогана,
готовящегося, по оценкам экспертов, к превращению возглавляемой им
страны в президентскую республику с собой в качестве президента. Это
переориентирует Анкару с внешней политики на внутренние проблемы.
Турецкая Республика наращивает свои вооруженные силы (одни из мощнейших в
регионе и вторые по основным показателям в НАТО) до уровня пятых по
величине в мире. Агрессия против Турции кого-либо из ее соседей
исключена. В то же время сама она не заинтересована в непосредственном
участии в боевых действиях, в том числе с Сирией, без поддержки блока
НАТО или как минимум Соединенных Штатов.
Анкара не поддержит войну с Ираном (поступит точно так же, как в 2003
году, когда не поддержала агрессию США против Ирака). Однако в случае
ее начала будет вынуждена значительно усилить военное присутствие на
восточной границе. Приток иранских беженцев на турецкую территорию
(потенциально до двух миллионов человек) в дополнение к уже находящимся
там сирийским беженцам (в настоящее время – свыше 80 тысяч) усилит
давление на турецкую экономику, в том числе из-за резкого сокращения
приграничной торговли, как это произошло в ситуации с Сирией.
Вопросы безопасности, включая усиление давления со стороны курдских
боевиков, действующих с иранской территории, в случае потери контроля
Тегерана над Иранским Курдистаном, рост контрабанды, наркотрафика и
потока нелегальных эмигрантов, криминализация приграничной зоны –
неизбежные для Турции последствия возможного удара по иранским ядерным
объектам. Не слишком обнадеживающая, но реальная среднесрочная
перспектива.