Уже не первый год остаётся достаточно сложной ситуация вокруг Каспия. После распада СССР и появления на карте мира независимых государств из числа бывших Союзных Республик проблема разделения каспийских ресурсов между прибрежными государствами так и не была решена. Сегодня практически каждая страна пытается пролоббировать собственное мнение в отношении разделения Каспийского моря и его недр, однако это мнение часто разбивается о демонстративную незыблемость мнений других государств. Проблема может перейти в совершенно иную плоскость, если начнется операция западной коалиции против Ирана.
Попытаемся разобраться, что же может произойти с так называемым каспийским спором, если Иран всё-таки окажется под ударом военной мощи США, Израиля и других государств.
Итак, для начала нужно сказать об иранских идеях по поводу разделения богатств Каспийского моря, а также о разделе его акватории. Так вот, официальный Тегеран предлагает другим четырём прикаспийским государствам (России, Азербайджану, Туркмении и Казахстану) решить вопрос следующим образом: просто взять и разделить как недра, так и воды Каспия между всеми странами поровну. Казалось бы, что предложение очень даже конструктивное, и странно, что его не поддерживают другие прикаспийские государства… Но если обратить внимание на карту прикаспийского региона, то становится понятно, что Тегеран явно лукавит. Дело в том, что его береговая линия почти в 2 раза меньше российской и в 2,3 раза меньше казахстанской. Но даже ни длина береговой линии является камнем преткновения в вопросе разделения ресурсов Каспия. Категорически против иранского предложения выступает Азербайджан, который с Ираном граничит. По мнению Баку, если разделить Каспийское море «поровну», как предлагают власти Тегерана, то у Ирана могут возникнуть претензии на владение шельфовыми месторождениями углеводородов, которые сейчас Азербайджан фактически закрепляет за собой. В это же время Баку никак не может договориться с Ашхабадом по поводу того, кто имеет право на владение месторождением Сердар-Кяпаз. Сегодня даже ученые точно не могут точно ответить, какое государство в большей степени может претендовать на эти каспийские недра. В этой связи ситуация нередко обостряется до предела: не так давно азербайджанские пограничные суда ясно дали понять туркменскому научно-исследовательскому судну, что ему на Кяпазе делать нечего… А ведь если руководствоваться мыслями Тегерана о том, что Каспий нужно делить на пять равных частей (как акваторию, так и дно), то уже не факт, что на Сердар-Кяпаз будут претендовать исключительно Туркмения и Азербайджан. Вот официальные власти в Баку и выступают против Иранского предложения по равным долям при разделе Каспийского моря.
Выходит, что всем прикаспийским государствам (из числа бывших Союзных Республик) может быть даже на руку операция коалиционных войск против иранских ядерных объектов… Как говорится, одной страной меньше в неугасающем споре за морские просторы и недра. Но так ли очевидно это суждение?..
С одной стороны, вроде бы, действительно, пока Ахмадинежад будет пытаться что-то противопоставить возможной американо-израильской атаке, можно договориться о разделе Каспия в более узком кругу государств. Но только в момент гипотетической кампании в отношении Ирана вряд ли остальные прикаспийские государства будет заботить исключительно проблема ресурсов Каспия. Здесь можно привести такой пример: пятеро соседей никак не могли поделить между собой общий двор, тут пришли люди из другого двора и дом одного соседа подожгли… Конечно, в этот момент можно затевать размежевание, но в таком случае лучше подумать о том, как сделать так, чтобы огонь не превратил в пепел все окружающие двор постройки.
Другими словами, если агрессия в отношении Ирана будет начата, то регион ждёт масштабная гуманитарная катастрофа со всеми вытекающими последствиями, которые вряд ли оставят время России, Азербайджану, Туркмении и Казахстану время на обсуждение того, кому и какая доля на Каспии достанется.
Следует ожидать, что в направлении границы с Азербайджаном и Туркменией хлынут потоки беженцев из Ирана, число которых трудно прогнозировать, но то, что оно может составлять сотни тысяч человек – вполне вероятно. При этом плотность населения в северо-западной части Ирана больше, чем на остальной территории страны, а потому именно в сторону Азербайджана, Армении, а далее – Грузии и России, пойдут иранские беженцы, наполняя и без того неспокойный кавказский регион.
Выходит, что вторжение западной коалиции в Иран может спровоцировать новую фазу кавказского конфликта. Очевидно, что тот, кто замышляет воздушный удар вместе с наземной операцией в Иране, явно прокручивает и вариант тотальной дестабилизации кавказских территорий, а дестабилизация явно приведет к необходимости стягивать силы и средства в регион со стороны Российской Федерации. Даже если этим силам и средствам удастся полностью закрыть южную границу России в Дагестане, то не факт, что это нейтрализует угрозу на 100%. Мало того, в регионе находится уже упомянутая Армения, состоящая в ОДКБ. А потому любая дестабилизация в этой стране априори подтолкнет к участию в конфликте и других стран Организации Договора о коллективной безопасности.
Кроме того, нельзя упускать из виду и тот факт, что страны, готовящиеся ударить по ядерным объектам Ирана, только лишь на ядерных объектах вряд ли остановятся. Им, как говорится, нужно всё и сразу: уничтожение ядерных объектов, иранская нефть, иранские военные цели, ну, и к Каспию руку приложить тоже вполне может захотеться – зачем же отказываться от того, на что сам Иран претендует…
Вот и получается, что сегодняшние иранские претензии на пятую часть ресурсов Каспийского моря – это, конечно, проблема, но гораздо большей проблемой может стать то, что уже новые силы вместо нынешних официальных властей Ирана будут диктовать в регионе свои требования. Как говорится, нам такой расклад не нужен…