В сентябре 2011 года на ярославском форуме в
выступлении одного из самых известных в России американских политологов
Збигнева Бжезинского прозвучал неожиданный для присутствующих, знакомых с
биографией оратора и его концепциями, пассаж о возможности выстраивания
альянса Запада и России «от Ванкувера до Владивостока». Повторение
этого же тезиса в его последней книге озадачило многих.
Трудно поверить, что один из наиболее последовательных и жестких
противников Москвы пытается пересмотреть основы концепции, которая на
протяжении нескольких десятилетий требовала если не борьбы не на жизнь, а
на смерть, то изоляции и игнорирования страны, в советский период
бывшей для него и его коллег «империей зла», а в современный ставшей
«черной дырой» мировой геополитики. Земля круглая и обеспечивать мир «от
Ванкувера до Владивостока» можно в обоих направлениях, не только
включая в зону безопасности Россию, но и останавливаясь на ее восточной
границе. Бжезинский никогда не был замечен в симпатиях к России, но с
чувством юмора у него всегда все было в порядке. Предположим, однако,
что новая концепция безопасности Запада в целом и США в частности
предложена им всерьез.
Америке нужны новые партнеры
Коллаж Андрея Седых
Сама по себе его доказательная база проста. Америка слабеет, как и
весь западный мир. Все больше вопросов на планете решается без ее
участия или не так, как она бы хотела. Традиционные союзники и сателлиты
ведут себя все более независимо и не склонны уже подчинять собственные
интересы интересам патрона. Наращивает силы Китай – наиболее вероятный
претендент на статус конкурирующей с США сверхдержавы. Как следствие
однополярный мир, сформировавшийся после самороспуска Советского Союза,
трещит по швам: на повестке дня становление мира многополярного. В этом
мире США и весь Евро-Атлантический блок рискуют занять существенно более
скромное место, чем то, к которому Запад привык на протяжении как
минимум последних ста лет. Резюме: необходимы союзники, которыми могут
быть Турция и Россия. Прием первой в Евросоюз и интеграция второй в
систему глобальных ценностей либеральной демократии решат проблему. В
противном случае Западу грозит не только забвение былого величия, но
через некоторое время катастрофическое падение влияния.
Сокращение в обозримой перспективе возможностей военно-политического
блока, упрощенно именуемого в отечественной практике Западом, до
пределов, которые недавно представлялись достижимыми только в рамках
агитационно-пропагандистских штампов идеологической войны, – такая же
реальность, как исчезновение с карты мира СССР и Югославии, не говоря
уже о прекращении существования Варшавского договора и СЭВ.
Объявление Фрэнсисом Фукуямой статус-кво, достигнутого по результатам
начала 90-х, «концом истории» тем, кто с историей был знаком в объеме
курса советской средней школы, представлялось не более чем сомнительной
спекуляцией. Понимание такими людьми, как Бжезинский, того, что этот
оптимистический для Вашингтона и Брюсселя прогноз – не более чем
очередное желаемое, выданное за действительность, реверансы в адрес
России, а также готовность принять концепцию Евгения Примакова о
многополярном мире, не есть повод для радости. Мир становится не столько
многополярным, сколько бесполярным: на военно-политическую арену в
соответствии с раскритикованной за неполиткорректность концепцией «войны
цивилизаций» Самуэля Хантингтона выходят движения и организации,
неготовые подчиняться какому бы то ни было внешнему центру. Конкуренция
ведущих мировых игроков позволяет им успешно изыскивать необходимые для
своего функционирования ресурсы, используя борьбу международных альянсов
в собственных интересах. Помимо прочего, совершенно неясно, зачем
России превращаться в опору Запада в его гипотетическом будущем
противостоянии с Китаем, как, впрочем, и то, зачем это сегодняшней
Турции.
Альянсы с Россией: бывшие и возможные
Альянс Москвы с Лондоном и Вашингтоном в противовес оси Рим – Берлин –
Токио был естественной данью раскладу сил, сложившемуся в начальный
период Второй мировой войны, и распался немедленно после ее завершения. В
годовщину 200-летия Отечественной войны 1812 года уместно вспомнить,
что русско-британский альянс против Наполеона в конечном счете окончился
Крымской войной. Точно так же, как победа во Второй мировой – холодной
войной и гонкой ядерных вооружений. Разумеется, бог троицу любит, но
мало кого в России может воодушевить традиция, в рамках которой Россия
объединяется с ведущими державами англосаксонского мира исключительно на
тот период, пока она им нужна в качестве спасательного круга, когда они
проигрывают войны, и союз разрывается сразу же после того, как вынесшая
на своих плечах основное бремя этих войн Москва вводит войска в столицу
побежденного противника. Или не вводит, поскольку союзники нарушили
свои обязательства в этой части, как было в случае оккупации Японии.
Осуждать тут некого и незачем, но учеба на предшествующих ошибках –
разумная плата за них.
Злорадство по поводу того, что Запад, с обычным для него
пренебрежением и недоверием относившийся и продолжающий относиться к
России, может оказаться в положении, когда ему в очередной раз
понадобится опереться на нее, столь же неуместно, как и оптимизм по
этому поводу. Умение выжимать из обстоятельств все, что можно, не
испытывая сантиментов, не впадая в эйфорию, точно рассчитывая
соотношение сил и возможностей, не перегибая палку и не ставя перед
собой невыполнимых задач, традиционно не является сильной стороной
России. Притом что обстоятельства часто предоставляли ей все шансы для
того, чтобы занять прочное место в ряду держав первого ряда. Но
пренебрежение разумной достаточностью в пользу разорительных и
рискованных проектов вроде Русско-японской или Первой мировой войн,
введения войск в Афганистан или участия в гонке вооружений, в
конкуренции с большинством стран в рамках «звездных войн» столь же часто
и последовательно обрушивало эти перспективы.
Рациональное зерно в концепции Бжезинского для Москвы состоит в том,
что в ней, несмотря на сохраняющуюся риторику времен противостояния двух
идеологических систем, не видят больше главного противника, на борьбу с
которым необходимо поднимать весь западный военно-политический блок,
пока что, несмотря на все возможности его ослабления в будущем,
неизмеримо более влиятельный и могущественный, чем Россия. Это можно и
нужно использовать – не более того.
Перспективы союза с конкурентами и противниками Запада против него
самого, будь то Иран, отдельные страны арабского мира или исламский мир в
целом или тот же Китай, – не более чем повторение ошибок руководства
Российской империи и СССР на последнем этапе существования этих
предшественников современной Российской Федерации. Попытки втянуть
Москву в противостояние с Западом, предлагаемые как альтернатива
сегодняшнему курсу руководства страны, успешно блокирующему
международные инициативы по проведению интервенции в Сирии на
дипломатическом поле, без прямой, тем более военной конфронтации с теми,
кто пытается эту интервенцию организовать, – следствие не только и не
столько усилий иранского или сирийского лобби, сколько естественной
реакции целого поколения отечественных военных и политиков. Последние
уже устали ждать на протяжении двух десятилетий начала сотрудничества с
Западом, вместо него они наблюдают попытки давления на Россию,
игнорирования ее интересов и невыполнения взятых на себя обязательств,
которые большая часть партнеров Москвы нарушала и нарушает по мере
необходимости и возможности. Реакция объяснимая, но нерациональная.
Союзники и противники
Повторим еще раз: выиграть у Запада в рамках прямого военного
столкновения не только невозможно, но и бессмысленно – времена, когда
результатов добивались военными победами и оккупацией государств
противника, прошли. Провалы США в Ираке и Афганистане свидетельствуют об
этом точно так же, как и успешная с военной точки зрения кампания в
Ливии, ставшая для НАТО пирровой победой, приведя к дестабилизации всей
Северной Африки и открыв дорогу в Европу миллионам африканских
нелегалов. По самым скромным подсчетам, «арабская весна», уничтожив
заградительный барьер в лице авторитарных режимов Туниса, Ливии и
Египта, привела в движение около 18 миллионов человек, направившихся к
южному побережью Средиземного моря на настоящий момент. Демографические,
экологические и военно-политические сдвиги в Африке южнее Сахары
позволяют предположить, что это только начало нового «великого
переселения народов», которое по объективным причинам имеет мало
отношения к России, но состояние дел в Европе может изменить
катастрофически.
Это реальная угроза, но, повторим, не для нашей страны в отличие от
так называемой желтой угрозы со стороны Китая, Японии или других стран
Тихоокеанского региона. Старение населения в Китае, спровоцированное
политикой «одна семья – один ребенок», означает невозможность
демографической экспансии. Реальное положение дел с китайской
иммиграцией в Сибири и на Дальнем Востоке заставляет говорить не о
китайской экспансии, опасной для российского будущего этой части страны,
а о ее стремительной деградации по сравнению с активно и эффективно
обустраиваемым Северным Китаем. Борьба с Китаем за Дальний Восток при
поддержке США, которую предполагает концепция Бжезинского, означает
встраивание России в программу обеспечения стратегической безопасности
Соединенных Штатов в качестве северного фронта их будущего
противостояния с КНР, что для Москвы не имеет никакого смысла.
Нейтральная позиция вне схватки этих сверхдержав – нынешней и будущей
при сохранении отношений с ними обеими, напротив, смысл имеет. Говоря
предметно, совместные учения, обмен информацией в объемах и по
направлениям, где это представляется целесообразным Москве, точечное
участие в совместных операциях по борьбе с наркоторговлей, действующими в
международных водах пиратами или террористами для России полезны.
Участие в глобальном противостоянии на любой стороне – нет. Тем более
что в рамках концепции Бжезинского оно предполагает подчиненное
положение Москвы, которая должна перестраивать свою внутреннюю и внешнюю
политику не исходя из собственных интересов, а подчиняясь необходимости
«соответствовать» рекомендациям старшего партнера.
Этот подход опоздал на 20–30 лет. В 80-х, когда советские войска еще
не ушли из Афганистана, интеграция с СССР вместо борьбы с ним позволила
бы США избежать не только теракта 9/11, но и всех будущих войн в
исламском мире. В начале 90-х, сразу после распада СССР российская
политическая элита и общественное мнение полагали неоспоримыми
преимущества западного политического устройства и были готовы на
интеграцию в качестве младшего партнера Запада. Два десятка лет,
прошедших с тех пор, не только подорвали веру в целесообразность и
пользу партнерства на таких условиях, но и доказали несостоятельность
Запада в целом и США в частности в качестве мирового лидера. Если заявка
на это лидерство была бы подкреплена делом, оно, возможно, и могло бы
обсуждаться в качестве одного из вариантов развития, и в этом случае
России, не исключено, имело бы смысл вместе с Турцией или самостоятельно
интегрироваться в будущую систему мироустройства по сценариям,
рассматриваемым Збигневом Бжезинским. Однако ситуация противоположна.
Присутствие западных войск в горячих точках не дает ни стабильности, ни
безопасности. Само их количество недостаточно для того, чтобы добиться
успеха в войне с противником, действующим партизанско-диверсионными
методами. Стратегические союзники Запада в исламском мире –
последовательные враги России, и их интересы как в разрушении светских
режимов арабского мира, так и в продвижении ориентированных на них
версий радикального ислама на территории РФ в корне противоречат базовым
российским интересам вне зависимости от того, являются ли этими
союзниками арабские монархии Залива, полагающие Россию территорией
джихада, или Турция, для которой она главный торговый партнер. Да и сама
Турция отнюдь не стремится больше в Евросоюз, но лишь использует
лозунги евроинтеграции для подавления генералитета в пользу политиков,
опирающихся на исламизм.
Политический ислам не является союзником США и Европы вопреки
иллюзиям западных политологов и политиков, среди которых Бжезинский
занимал и занимает не последнее место, о том, что это возможно.
Использовать Запад в собственных интересах, игнорируя призывы к
соблюдению прав человека и успешно извлекая пользу из экономического
сотрудничества, исламский мир будет – не более того. Попытки скопировать
этот опыт в российском случае были изначально обречены на провал, как и
любое копирование, производимое без учета сложившегося баланса
интересов, соотношения сил и уровня конкуренции за внимание местных
элит, при которой Россия не может быть источником бесплатных вооружений,
инвестиций под иллюзорные гарантии или контингентов вооруженных сил,
действующих в местных войнах в качестве военных советников, каким был
СССР. Точнее, вмешательство в эти войны, вне зависимости от того, на
чьей именно стороне, теоретически возможно, но приведет только к
банкротству и распаду самой России. Не учитывать этого нельзя, какие бы
аргументы «за» ни выдвигали сторонники или противники Бжезинского. Тем
более что местные игроки проявляли и проявляют нелояльность в отношении
необходимого им Запада и совершенно неясно, почему не будут вести себя
так же в отношении России. Речь не только о Турции, Пакистане или
арабских союзниках США, которые при случае поддерживают группировки,
открыто враждебные по отношению к Америке, будь это ХАМАС,
«Братья-мусульмане», «Исламский джихад» или движение Хаккани. Иран ведет
себя ненамного более дружественно в отношении РФ, что демонстрируют как
иск на четыре миллиарда долларов, поданный в швейцарский суд в связи с
непоставкой Тегерану комплексов С-300, так и неприкрытое давление на
Россию в отношении передела бассейна Каспийского моря.
В конечном счете, как показывает практика, единственное государство
Ближнего и Среднего Востока, которое не действует против США или ЕС, –
это Израиль, но Иерусалим вопреки мифологии и стереотипам, сложившимся в
отечественном силовом истеблишменте в советскую эпоху, и касательно
России действует корректно, несмотря на сложное восприятие
российско-сирийских и российско-иранских связей. Однако сами США в
отношении Израиля (даже Израиля с его мощным лоббистским ресурсом во
внутренней американской политике) действуют, мало считаясь с его
интересами, нарушая обещания и обязательства и игнорируя не только там,
где полагают это полезным для американской политики в целом, но и там,
где этого требуют корпоративные или личные карьерные интересы чиновников
Государственного департамента, оборонных ведомств или разведывательного
сообщества. Для России это хороший пример того, как поступают США с
ближайшими союзниками, к числу которых наша страна не относится и
относиться не будет. С союзниками временными и тем более попутчиками,
даже если их и называют союзниками, принято считаться еще меньше и не
только в Вашингтоне. Впрочем, пытаться вовлечь союзников США в зону
своего влияния невозможно. По крайней мере в арабском мире отношения
между местными элитами и Западом основаны на сотнях миллиардов взаимных
деловых интересов и инвестиций, десятилетиях сотрудничества и имеют
перспективы на поколения.
Как бы то ни было, гражданская война в Сирии вышла на фазу
межобщинного противостояния, распространилась на Ливан и, не исключено,
пойдет на турецкую и иорданскую территорию. В случае свержения Асада,
когда палестинские исламисты практически наверняка попытаются ограничить
власть иорданских Хашимитов, а в идеале свергнуть династию,
формирование в сирийской части Курдистана самостоятельного анклава в
добавление к Курдистану иракскому активизирует курдский сепаратизм в
Восточной Анатолии. До той поры пока Асад не ликвидирован физически, не
смещен ближайшим окружением, против него не организована внешняя
интервенция или в Сирии не воплотился в полной мере сценарий ливанской
гражданской войны, у него есть шанс сохранить власть. Если он усидит до
начала большой войны в Заливе с участием Ирана, вероятность которой
особенно высока в первое полугодие 2013 года, между американскими и
иранскими президентскими выборами, то, не исключено, свержение
алавитского режима в Дамаске перестанет интересовать Катар, Саудовскую
Аравию и Турцию в качестве первостепенной задачи и режим получит шанс на
трансформацию. Северокорейский пример заставляет предполагать наличие
такой возможности.
Ситуация с Ираном куда сложнее. Прорыв в ядерной сфере,
демонстрируемый Тегераном, означает обрушение режима нераспространения.
Удар по Ирану Израиля возможен, хотя остановит продвижение ИРИ к ядерной
бомбе не более чем на год-два – большой срок для такого региона, как
Ближний Восток. Удар Соединенных Штатов и их европейских союзников по
блоку НАТО уничтожит иранскую ядерную программу со стопроцентной
вероятностью, хотя идеи о смещении или вестернизации иранского режима
можно заранее отнести к несостоятельным мечтам американских идеалистов
от политики, таких как многократно упоминавшийся Бжезинский. Для России
нестабильность вокруг Ирана малоприятна, но в конечном счете означает не
столько угрозу распространения американского влияния в ближней
периферии РФ – как показывает афганский и иракский опыт, это влияние не
стоит преувеличивать, сколько отсутствие конкуренции с Ираном на
европейских рынках энергоносителей на протяжении сравнительно
длительного времени. Как говаривал Уинстон Черчилль: «Некоторые видят
кризис в каждой возможности. Другие находят возможность в каждом
кризисе». Россию сэр Уинстон любил не больше, чем Бжезинский, но в
отличие от него обладал завидной ясностью мышления и железной логикой.