НАТО и Белоруссия
Андрей ГЕРАЩЕНКО | 19.05.2012 | 00:00
За несколько дней до Чикагского
саммита НАТО в Белоруссии побывала делегация военных из брюссельской
штаб-квартиры альянса. Официально объявленной целью их приезда было
согласование позиций сторон в рамках Процесса планирования и оценки сил
программы «Партнерство ради мира» и Индивидуальной программы
сотрудничества и партнерства НАТО и Белоруссии на 2012-2013 годы. Минск
посетили члены секретариата НАТО, представители двух стратегических
командований, военные атташе стран-членов Североатлантического альянса,
имеющие аккредитацию при Министерстве обороны Белоруссии. Информация о
состоявшихся переговорах была достаточно скупой.
Между тем для Белоруссии характер её отношений с НАТО принципиально важен.
После распада Советского Союза и вступления в НАТО Польши, Литвы и
Латвии вооружённые силы альянса вышли прямо к белорусской границе.
Белорусы, которые помнят, что во время Великой Отечественной войны в их
республике погибла почти треть населения, были разрушены все города,
сожжены тысячи деревень вместе с их жителями, воспринимают появление у
своих границ военного блока, «отличившегося» войнами и в Югославии, и
Ливии, достаточно болезненно.
Ещё в 1992 году Белоруссия вступила в Совет североатлантического
сотрудничества (ССАС), преобразованный в 1997 году в Совет
евроатлантического партнёрства. После прихода к власти А.Лукашенко в
1995 году Белоруссия присоединилась к программе «Партнёрство ради мира»,
а в 1998 году открыла постоянное представительство при штаб-квартире
НАТО.
1999 год стал годом первого серьёзного кризиса в отношениях между
Минском и Брюсселем. Выражая протест против натовских бомбардировок
Югославии и политики альянса в отношении Косова, Белоруссия
демонстративно вышла из ряда соглашений с НАТО.
Однако уже в 2004 году Белоруссия присоединилась к так называемому
Процессу планирования и анализа «Партнёрства ради мира» (ПАРП). В 2006
году возник очередной кризис в связи с негативной оценкой руководством
альянса президентских выборов в Белоруссии. Тем не менее в 2007 году
НАТО выделила Белоруссии из целевого фонда средства для уничтожения 700
000 противопехотных мин. Проектом руководили канадцы, участвовала в
финансировании Литва. В 2010 году было подписано соглашение о
железнодорожном транзите через белорусскую территорию грузов ИСАФ (МССБ)
для Афганистана. В 2011 году НАТО профинансировала создание новой
системы мониторинга риска наводнений в Белоруссии и Украине, что дало
альянсу подробную информацию о гидросистемах этих стран. Ценность данной
информации в военном отношении сомнений не вызывает.
В настоящее время осуществляется Индивидуальная программа партнёрства
(ИПП) между НАТО и Белоруссией. В рамках данной программы белорусские
военные и иные лица регулярно проходят обучение в странах-членах блока.
ИПП предполагает взаимодействие сторон в вопросах гражданского
чрезвычайного планирования, кризисного регулирования, контроля над
вооружениями, ПВО, управления воздушным движением, телекоммуникациями.
То есть речь идёт о взаимодействии по широкому кругу вопросов. Проявляет
НАТО внимание и к белорусскому научному потенциалу: с 1993 года 75
белорусских ученых стали стипендиатами стран-членов НАТО.
Альянс активно использует появившиеся после распада СССР возможности
прямых контактов с белорусскими НПО. Эту работу координирует Управление
общественной дипломатии НАТО. Подавляющее большинство белорусских
общественных организаций в той или иной степени оппозиционны и
ориентированы на Запад, что позволяет функционерам из штаб-квартиры НАТО
легко находить с ними общий язык. Функции представительства НАТО в
Белоруссии возложены на посольство Франции.
Значительный интерес НАТО к Белоруссии вполне объясним. Во-первых, пока
Белоруссия выпадает из общей сферы влияния НАТО. Во-вторых, она
располагает неплохими вооружёнными силами, сохранив многое из того, что
ей досталось в наследство от Белорусского военного округа времён СССР.
Важным в развитии белорусских вооружённых сил после 1991 года был отказ
Белоруссии от ядерного оружия, которое было представлено ядерными
боеголовками, установленными на межконтинентальных баллистических
ракетах РС-12М. В 1996 году ракеты вывезли в Россию. Соответственно,
Россия и США подписали с Белоруссией соглашение, в котором взамен на
отказ от ядерного оружия гарантировали Минску безопасность и
неприменение против него каких либо санкций. Однако, как свидетельствует
возрастающий дипломатический нажим на Белоруссию, Вашингтон не намерен
выполнять собственные обязательства.
На сегодняшний день у Белоруссии сохраняется тактическое ракетное
оружие – 26 ракетных комплексов «Точка» и 60 ракет Р-11. Небо охраняют
более 300 зенитно-ракетных комплексов различных типов – «С-300В», «Бук»,
«Оса», «Стрела», «Тор». К слову, опыт ведения войн конца ХХ – начала
XXI вв. показывает, что именно наличие сильной ПВО часто является
решающим фактором в сдерживании потенциального агрессора.
Помимо регулярных Вооружённых сил в Белоруссии создана и действует
система территориальной обороны. В последнее время А.Лукашенко уделяет
ей значительное внимание. Во многом это «белорусский ответ» на
прокатившуюся по миру волну «цветных революций», в ходе которых
выдвинулась на первый план проблема сохранения управляемости государства
в условиях резкой дестабилизации внутриполитической обстановки.
Вместе с тем Белоруссия – страна небогатая и ей стоит немалых усилий
содержать даже относительно небольшую армию. К тому же идёт время,
устаревает техника, и рано или поздно Белоруссия неизбежно столкнётся с
проблемой необходимости массового перевооружения. Есть и другой аспект.
Большие потери во время Великой Отечественной войны, активное участие
белорусов в боевых действиях в Афганистане, в Чечне сформировали в
республике довольно устойчивое общественное мнение в отношении
нежелательности участия белорусских военнослужащих в конфликтах за
пределами республики. Используя это, белорусская оппозиция активно
дебатирует вопрос о том, что Белоруссии следует хранить «нейтралитет» и
сокращать расходы на оборону. Одновременно оппозиция пытается
эксплуатировать недовольство части белорусских военных уровнем зарплаты,
подталкивая к мысли, что было бы перспективнее участвовать в операциях
НАТО, например в составе вспомогательных подразделений. Наличие такой
«агитации» нельзя не учитывать, оценивая, как складываются отношения
Белоруссия - НАТО. Руководство НАТО как раз всё это хорошо учитывает.
* * *
Попытки продолжения начатой в 2011 году в Северной Африке «ротации
элит» с применением вооружённых сил НАТО не могут не распространиться на
Евразию. И в свете этого Белоруссия не может не стать для альянса одной
из первых мишеней. Любые заигрывания с НАТО грозят Белоруссии самыми
пагубными последствиями. Время невнятных, половинчатых ответов на вопрос
«друг НАТО или враг?» прошло.
Источник:
|