Главной
организационной силой «цветного» протеста выступает группировка,
активно поддерживаемая Западом. Ради достижения своих целей ее
представители могут пожертвовать даже целостностью государства. Однако
российская власть в состоянии предотвратить «цветную революцию» в стране
и устранить условия для ее возникновения.
Реальность угрозы
«цветных» перемен в России очевидна. Анализ ситуации в стране позволяет
предположить существенное усиление социальных противоречий и
конфликтности в обществе к зимне-весеннему периоду 2013–2014 годов.
Это
обусловлено как объективными факторами – нарастающий глобальный кризис и
усиление негативных тенденций в российской экономике, вызванные
мировыми потрясениями и вступлением России в ВТО, так и субъективными –
намерение элит Запада, прежде всего США, разрешить проблемы своей
цивилизации за счет народов других стран и стремление отечественной
либерально-западнической олигархической группировки вернуть власть.
" Российская власть сможет предотвратить «цветную революцию» в стране в достаточно сложный зимне-весенний период 2013–2014 годов ”
Действующее
руководство располагает широким спектром методов и средств
нейтрализации возможной «цветной революции» в России. При этом ключевым
условием победы является выбор более эффективного, чем у противника,
способа действий.
Поэтому для устранения в стране «цветной» угрозы
необходим последовательный и четко согласованный комплекс действий в
масштабе всего государства, направленный на ликвидацию условий
возникновения подобной революции и устранение с политической арены сил,
готовых и способных ее осуществить.
Движущие силы
Анализ
социальной структуры общества и политического поля России показывает,
что основными составляющими «цветной революции» являются
либерально-западническая группировка в политической и экономической
элите страны, иностранная поддержка и часть активных протестных слоев
населения.
|
Коллаж Андрея Седых |
Главной
организующей силой здесь выступает либерально-западническая
группировка. Ее компоненты – идеологическое ядро, сырьевой и финансовый
олигархат, лобби в органах исполнительной и законодательной власти, а
также либеральная оппозиция.
Иностранные силы поддержки данной
группировки решают задачи интеллектуального, политического,
идеологического и отчасти материального обеспечения ее деятельности. Они
представлены государственными и негосударственными организациями,
дислоцирующимися как на зарубежной территории, так и в России. Эти силы
определяют стратегию и тактику подготовки и проведения протестных акций.
Кроме того, они обеспечивают международную поддержку революционерам в
политическом и морально-психологическом отношении. Значима и иностранная
материальная помощь организаторов революции.
Основу массовой
поддержки «цветных» перемен составляет активная часть населения с
космополитической и либерально-западнической позицией, а также не
имеющая четких идеологических ориентиров, как правило, неудовлетворенных
материальным и социальным положением. Среди них целесообразно выделить
организованные группы (мелкие партии либеральных националистов,
маргинальные организации с размытой идеологией) и неорганизованную,
политически незрелую часть, преимущественно молодежь.
Сильными
сторонами «цветных» сил в России являются наличие хорошей экономической
базы, мощная иностранная поддержка, ощутимое влияние в российской
экономике и политике, контроль над значительной частью электронных СМИ,
хорошее представительство в блогосфере.
К слабым сторонам приверженцев подобной революции можно отнести:
- идеологическую
изолированность либералов-западников в российском обществе,
обусловленную неприятием либеральных идей абсолютным большинством
населения, из-за чего они вынуждены прибегать к идеологической мимикрии,
прикрываясь патриотической и социалистической риторикой;
- кадровый дефицит, заставляющий предлагать протестным слоям в качестве лидеров лиц с негативным имиджем (Немцов или Собчак);
- невысокий
интеллектуальный и политико-организационный потенциал таких лидеров,
что не позволяет вырабатывать эффективную тактику политической борьбы,
следствием чего стал провал либералов в прошлогодней зимне-весенней
кампании;
- ярко выраженные корыстолюбие, амбициозность, эгоизм и
индивидуализм, диктуемые либеральной идеологией, что приводит к
неэффективному использованию имеющихся материальных, организационных,
административных и информационных ресурсов;
- общая структурная разобщенность, создающая благоприятные условия для их нейтрализации по частям;
- отсутствие
массовой, идеологически обусловленной поддержки в стане оппозиции, что
заставляет ее искать сторонников среди идеологически нейтральных или
даже заведомо враждебных слоев, делающих «цветные» силы весьма уязвимыми
от информационных воздействий;
- негативный имидж в глазах
большинства населения лидеров либерально-западнической группировки, чья
политическая предыстория связана с ответственностью за дела 90-х.
Опора власти
Основной
группировкой в политической элите России, активно противостоящей
«цветной революции», является имперская. Для нее такие перемены,
сопровождающиеся разрушением системы власти и распадом страны,
губительны.
|
Коллаж Андрея Седых |
Объективными
противниками революции также выступают оппозиционные партии и движения
патриотической, социалистической и коммунистической ориентации. Их
участие в подобной революции возможно либо вследствие политической
близорукости, либо с целью перехвата инициативы у либералов при
очевидной утрате властных полномочий действующим руководством страны.
Сильными
сторонами противников «цветных» потрясений являются доминирование в
органах всех ветвей власти и в федеральных СМИ, наличие мощной
экономической базы, контроль над силовыми структурами государства,
наличие относительно авторитетных и харизматичных лидеров, относительная
привлекательность их идеологических и концептуальных основ в глазах
активной части протестных слоев населения.
Их слабые стороны –
идеологическая разобщенность, наличие политического противостояния
оппозиционных партий и властных структур, взаимное недоверие, отсутствие
зарубежной поддержки при враждебном отношении значительной части
иностранных элит.
Цели, задачи и этапы
Для ликвидации угрозы «цветной революции» в России необходимо решить следующие основные задачи:
- идеологически и морально-этически дискредитировать либерально-западническое ядро;
- исключить
массовую поддержку идеологов и организаторов революции со стороны
политически активной части протестного населения страны;
- дезорганизовать управление силами протеста;
- устранить материальную и информационную базу деятельности сторонников революции;
- не
допустить иностранную поддержку в интеллектуальном, материальном и
информационном отношении приверженцев «цветных» потрясений.
Эффективная
стратегия предотвращения подобной революции должна предполагать
максимальное подчеркивание и последующее использование слабых сторон
группировки ее сторонников.
Противники «цветного» сценария во
власти и оппозиции обязаны, устранив свои организационные проблемы,
возложить ответственность за кризисные явления в российской экономике на
лидеров либералов-западников и всю либеральную идею. После чего,
парализовав политическую деятельность прозападных НКО, устранить
ключевые фигуры во властных структурах и важнейших сферах экономики и в
дальнейшем ликвидировать организационную, идеологическую и экономическую
базу такой революции в России, уничтожив тем самым саму возможность ее
проведения.
Исходя из этого стратегия предотвращения «цветных» потрясений может включать пять основных этапов.
Первый
– «организационный», предполагающий в качестве главной цели устранение
организационных проблем и противоречий среди сил противников революции.
Приоритетными задачами этого этапа являются устранение политического
противостояния и взаимного недоверия между патриотическими
оппозиционными партиями (движениями) и представителями имперской
группировки во власти; привлечение наиболее квалифицированных
специалистов по организации политической борьбы из экспертного
сообщества к подготовке контрреволюционных действий; создание в самом
общем концептуальном виде, без детальной проработки, идеологических
основ, консолидации власти и патриотической оппозиции; формирование ядра
партии (движения), способной консолидировать наиболее активную часть
протестного населения. По продолжительности этот этап может составить от
двух-трех до четырех-пяти месяцев в зависимости от интенсивности и
организованности действий властных органов. Конкретные условия
обстановки диктуют необходимость уложиться в пределах двух-трех месяцев,
обеспечив решение основных задач к октябрю-ноябрю текущего года.
Второй
этап – «назначение виновных». Его главной целью является дискредитация
лидеров либерально-западнической группировки, поддерживающих их НКО и
самой либеральной идеи. Основная задача этого этапа – возложение вины за
развал 90-х годов, последовавшие непопулярные меры и нынешние
экономические трудности на конкретных лиц из числа лидеров
либерально-западнической группировки и саму либеральную идеологию, на
которую они опираются. При этом лидеры имперской группировки во власти
должны дистанцироваться от либеральной идеи. Другая важная задача этого
этапа – дискредитация поддерживающих либералов-западников НКО как
агентов враждебного России иностранного влияния. Одновременно населению
необходимо предложить новые идеологические и концептуальные основы
развития страны, демонстрирующие реальный отход от губительного
либерального курса и переход к действительно прорывному пути развития
страны, предполагающему реальное возрождение промышленности, науки,
образования и национальной культуры, обеспечивающему достойную жизнь
основной массе населения. Ключевым содержанием этого этапа должна стать
информационная операция с охватом всей территории страны при
сосредоточении усилий на крупные города, прежде всего Москву и
Санкт-Петербург. По продолжительности он не должен превышать одного-двух
месяцев, чтобы не дать возможности противнику организовать эффективное
противодействие.
В ходе третьего этапа – «чистки верхов» – должны
быть устранены наиболее одиозные и влиятельные фигуры
либералов-западников из органов власти всех уровней и руководства
ведущих госкорпораций. Весьма эффективной мерой в этом направлении
следует признать принятие закона, запрещающего занимать должности в
органах государственной власти лицам, имеющим собственность за рубежом. В
ходе этого этапа властная элита, помимо устранения из нее откровенных
сторонников «цветной революции», должна пойти и на привлечение к
ответственности наиболее одиозных фигур, например Сердюкова и Чубайса.
Все эти действия необходимо обеспечить мощной поддержкой в рамках
специальной информационной операции. В случае успеха либералы лишатся
способности оказывать существенное влияние на деятельность органов
власти, а представители имперской группировки предстанут перед
населением в качестве реальных «борцов с разрушителями России», готовых
реально воссоздать ее могущество. В итоге они завоюют поддержку
значительной части протестного населения. По продолжительности этот этап
не должен превышать двух месяцев.
На четвертом этапе –
«дезорганизационном» – должна быть парализована деятельность
организационных центров сторонников «цветной революции» с последующим их
распадом. В ходе этого этапа необходимо дискредитировать (а еще лучше
изолировать) сохранившихся лидеров либерально-западнической группировки,
нарушить деятельность организационных центров сторонников «цветной
революции» с использованием агентов влияния спецслужб, запретить
деятельность ключевых их политических организаций (с предварительным
созданием необходимых нормативно-правовых условий). Одновременно
необходимо сформировать нормативно-правовые и морально-психологические
предпосылки к устранению из бизнес-сообщества России лиц, поддерживающих
либералов-западников. По продолжительности этот этап может составить
около трех месяцев.
В ходе последнего, пятого этапа целесообразно
ликвидировать условия возникновения «цветной революции» в России,
включая экономические и идеологические. Должны быть устранены из
российского бизнес-сообщества лица, сильно зависимые от иностранных
экономических и политических институтов. При этом вполне приемлемой
выглядит национализация их активов при надлежащем правовом и
морально-психологическим обеспечении. Важной задачей этого этапа
является устранение либералов-западников из российского
медиапространства, прежде всего с телевидения и радиовещания.
Продолжительность этого этапа может составить пять-шесть месяцев и
более. Однако уже по истечении двух-трех месяцев экономическая база
«цветной революции» в России будет в основном ликвидирована.
Таким
образом, российская власть сможет предотвратить «цветную революцию» в
стране в достаточно сложный зимне-весенний период 2013–2014 годов и
устранить условия для ее возникновения на дальнейшую перспективу.
Координация действий
Для
парирования «цветного» сценария необходимо использовать все возможные
методы действий. Их многообразие и масштабность предполагают
необходимость привлечения в этих целях всех государственных структур и
значительной части негосударственных организаций:
- дипломатические
представительства, решающие свойственные им задачи по предотвращению
иностранной поддержки сил «цветной революции» в России;
- органы
законодательной и исполнительной власти всех уровней, способные стать
главным инструментом реализации контрмер нормативно-правового и
административного характера;
- государственные органы и средства
массовой информации, которые станут основным инструментом ведения
информационного противоборства;
- научные учреждения, организации и общества, призванные создать государственную идеологию и помочь с ее распространением;
- находящиеся
под контролем государства экономические субъекты, которые должны стать
инструментом реализации мер противодействия в сфере экономики;
- органы,
обеспечивающие безопасность государства, негосударственные
военизированные формирования и казачество, обязанные стать силовым
инструментом борьбы с «цветной» заразой;
- патриотические, в том
числе и оппозиционные политические партии и движения, Русская
православная церковь и исламские религиозные организации,
государственные и негосударственные организации и учреждения культуры и
другие структуры, которые должны стать консолидирующей силой народа
внутри России в противостоянии «цветной» угрозе.
Все
перечисленные силы и средства существенно различаются по воздействию и
получаемым результатам, но эффективность каждой из них находится в
непосредственной зависимости. Это определяет необходимость теснейшей
увязки действий разнообразных структур единым замыслом и планом, а также
оперативное руководство ими из единого центра.
Константин Сивков,
первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук