К вопросу о современном состоянии военной и внешней политики России
К вопросу о современном состоянии военной и внешней политики России
06.05.2013, 06:04
В марте 2013 года на коллегии Министерства обороны рассматривались
итоги четырехлетней военной реформы. В ее работе принял участие
президент России В.В. Путин. В своем выступлении он отметил, что
оборонная политика и определение военных потребностей должны
соответствовать имеющимся у страны ресурсам и военно-техническим
мощностям.
Исторически так сложилось, что военная политика
России всегда была в зоне внимания мирового сообщества. Ведь она влияла
не только на безопасность самой России и ее ближайших соседей, но и на
ситуацию всего европейско-азиатского региона. В настоящее время, по
мнению экспертов, этот интерес вызван следующими обстоятельствами:
- противостояние с Грузией в 2008 году показало, что Россия может принять решение о силовой защите своих интересов; -
военная политика напрямую связана со всеми сферами жизнедеятельности
российского государства, а изменений в лучшую сторону ни в армии, ни в
обществе нет, несмотря на значительные расходы из бюджета страны; -
объявлено о завершении первого этапа реформирования вооруженных сил,
однако доказательств повышения уровня безопасности страны пока не очень
наблюдается; - в настоящее время создалась критическая ситуация - прежней армии нет, а новую не создали (а военных угроз меньше не стало); -
Россия во время жестокого финансово-экономического кризиса удержала
свой статус, как субъект, осуществляющий свою политику на глобальном
уровне. И хотя Россия входит в десятку лидеров по военным расходам, она
все же отстает от других стран в разработке нового вооружения и техники;
- на западе и востоке России находятся субъекты с мощным военным
потенциалом (НАТО и Китай), на юге взрывоопасные регионы - Азия и
Кавказ. В любом военном конфликте Россия может рассчитывать только на
собственные силы, поэтому она заинтересована в обеспечении мира и
порядка вдоль своей границы.
На военно-политическое руководство
страны возложено проведение обоснованной, взвешенной военной политики,
принятие решений по реализации мер в области военного сотрудничества,
выработка структуры военной организации всего государства, формирование
вооруженных сил страны в соответствии с современными реалиями.
Так,
по мнению аналитиков, президентство Д. Медведева привнесло достаточно
серьезные противоречия между военной доктриной и внешней политикой
российского государства. Д.Медведев считал, что с такими трудными для
страны проблемами, как модернизация демократии, выстраивание новой
экономики, Россия может справиться только совместно с ведущими
европейскими государствами - Германией, Францией, Италией, а также с
Соединенными Штатами Америки. Д.Медведев полагал, что Россия не обладает
достаточными финансовыми и технологическими ресурсами, чтобы
самостоятельно достичь реального подъема на основных направлениях
жизнедеятельности страны. Эксперты утверждают, что приоритетными
задачами внешней политики Д. Медведев считал выстраивание
модернизационных альянсов с международными партнерами. Уж совсем не
реально, прозвучали его слова на ростовском саммите российских и
зарубежных инвесторов, где иностранным бизнесменам были предложены для
совместной реализации крупные проекты, включая и те, которые по сути
являлись работами по перевооружению и модернизации российской
промышленности.
Исходя из этого, для завоевания доверия
международных партнеров Россия пошла на достаточно большие уступки: был
заключен новый договор СНВ, отменена поставка зенитно-ракетной техники
Ирану, выражено согласие на создание, совместно с НАТО, новой
европейской системы противоракетной обороны, обеспечен транзит военных
грузов через российскую территорию в Афганистан, российские военные
подразделения участвовали в совместных учениях с западноевропейскими
армиями и т.д.
Но российская военная доктрина в это время
существовала независимо от внешней политики страны. Основой военной
доктрины был курс на противодействие расширению зарубежных альянсов
вблизи границ России. Военными были признаны опасными для страны шаги
ведущих стран мира по милитаризации космического пространства, по
размещению вблизи российской территории европейских средств ПВО,
развертывание высокоточного неядерного оружия. И эти далеко
недружественные шаги в отношении России совершали не кто-нибудь, а
страны, которым было предложено участвовать в проектах по экономическому
подъему России.
Противоречие между военными задачами и
внешне-политическим курсом страны, по мнению экспертов,
свидетельствовали, что руководство страны не контролировало формирование
оборонной политики, а также указывало на рассогласованность различных
ведомств в выработке эффективных и оптимальных решений в области внешней
и военной политики.
Отрицательный результат этой
разбалансировки сказался, практически, сразу - после подписания договора
по СНВ, дальнейшие переговоры между Россией и Соединенными Штатами
Америки зашли в тупик. Стороны так и не смогли достигнуть
взаимоприемлемого соглашения по вопросу противоракетной обороны. Обе
стороны продолжили самостоятельные разработки и развертывание систем
ПРО. Это привело к тому, что Д.Медведев, озвучил ряд мер по увеличению
уровня наступательных вооружений российской армии.
Смена президентской команды привела к новому этапу развития отношений между Россией и Западом.
Отметим,
что в годы своего первого президентства, В. Путин стремился наладить
хорошие отношения со странами Западной Европы, Японией и США, основанные
на равноправии и взаимном уважении. Повышение цен на нефть, позволило
руководству страны погасить внешний долг и поднять уровень жизни народа.
В 2000 году Дума, контролируемая руководством страны, ратифицировала
договор СНВ-2, а в 2004 году договор по обычным вооружениям. Эти
документы были шагом навстречу Западу.
После теракта в США 11
сентября 2001 года, Россия безоговорочно оказала поддержку НАТО в
афганском конфликте, предоставив натовскому транспорту транзит военных
грузов через российскую территорию. Надо сказать, что эти шаги не были
поддержаны российской политической элитой, но В.Путин принял волевое
решение. Несмотря на то, что ни европейцы, ни США не спешили делать
встречные шаги по обсуждению вопросов расширения североатлантического
блока на восток с участием Москвы, В. Путин провозгласил «европейский
выбор России».
По мнению аналитиков, скорее все эти шаги
российского руководства были приняты натовскими стратегами, как
проявление слабости. В результате: США демонстративно вышли из договора
по ПРО, война, развязанная натовцами в Ираке, лишила Россию крупнейших
нефтяных концессий, в НАТО были приняты три бывшие советские республики
Балтии, что позволило военным силам блока значительно приблизиться к
границам России. США открыто объявили о своих планах создания военных
баз противоракетной обороны на территории Чехии и Польши.
В
довершение ко всем, далеко недружественным действиям, Запад выступил на
стороне лидеров украинской и грузинской «цветных революций», которые
активно декларировали антироссийскую политику.
Открытое
грузино-российское военное противостояние в 2008 году, дало понять
зарубежным инвесторам «цветных демократий», что Россия намерена
отстаивать свои интересы даже с оружием в руках.
Во время
третьего срока президентства В. Путина во внешнеполитических отношениях
произошли изменения - был взят курс на дистанцирование а по некоторым
направлениям и открытое противостояние с Западом и США. Российские
политики дали понять западным партнерам, что для России более актуально
продвижение «евразийской политики», чем европейской. Россия
активизировала интеграционные процессы с Белоруссией и Казахстаном.
Наконец, пришло осознание того, что ни Запад, ни США не будут
участвовать в модернизации российской экономики. Российское руководство
провозгласило новую доктрину инновационного подъема страны: локомотивом
положительных изменений в создании высокотехнологического общества
назначен российский ВПК, в ход пошла ссылка на положительный опыт 30-х
годов, когда страна собственными силами осуществила прорыв и вошла в
лидеры мировых промышленных стран. Руководство страны провозгласило
стратегический поворот на Восток. И объяснение нашлось: Европа «завязла»
в финансово-экономическом кризисе, а страны азиатско-тихоокеанского
региона смогли удержать свою экономику на должном уровне и вели
продуманную внешнюю политику с государствами других регионов.
Между
Россией и Западом наступило время непростых отношений. Уже никто и не
вспоминал о «европейском выборе» Москвы. Практически был парализован
процесс партнерства и сотрудничества в системе европейской безопасности
между Евросоюзом и Россией. Был остановлена работа по выполнению ранее
достигнутых договоренностей в сфере сокращения и ограничения обычных и
ядерных вооружений. Противоречия между США и Россией «похоронили»
процесс ограничения стратегического вооружения и ядерного оружия. Это
привело к активизации гонки вооружения и большим затратам по
модернизации и созданию новейших видов оружия с обеих сторон.
Надо
сказать, что пока великие ядерные державы не могут найти общий язык,
другие страны обходят режим ядерного нераспространения - например, Иран.
Еще один из крупнейших просчетов США и его европейских
союзников - провал их совместной операции, получившей название «арабская
весна». Силовое вмешательство в дела суверенных государств, раскололо
великие державы, Совет Безопасности ООН не смог повлиять на эту
ситуацию. Вашингтон загнал в тупик переговорный процесс с Россией по
проблемам ядерного и ракетного нераспространения, чем поставил мир на
грань катастрофы.
Аналитики и эксперты говорят, что нынешнее
руководство России убрало противоречие между военной доктриной и внешней
политикой государства. В настоящее время российскую внешнеполитическую
концепцию можно выразить кратко в следующих тезисах: Россия окружена
врагами в лице США и его союзников, существует реальная угроза потери
Россией территориальной целостности и природных ресурсов, противники
страны организовывают внутренние протестные движения и в этом участвуют
многочисленные правозащитные организации. Руководство России полагает,
что ядерное оружие, которым обладает страна, является залогом ее
суверенитета и сохранения мирового статуса. Нейтрализовать этот главный
элемент российской обороны и пытаются США и их союзники. Обманывая
мировую общественность призывами к разоружению, натовские стратеги, на
деле, делают все, чтобы охватить территорию России военными базами и
объектами.
Ни для кого не секрет, что военный баланс пока
меняется не в пользу России. И это в то время, когда вероятные
противники сокращают военные расходы, проводят работы по умеренной
модернизации вооружения. Кроме того, США сосредоточены на увеличении
своего присутствия в Тихоокеанском регионе в преддверии наращивания
соперничества с Китаем. И хотя советские военные умы постоянно твердили о
грядущих глобальных военных противостояниях, в действительности
советским и российским военным пришлось участвовать лишь в локальных
конфликтах: подавление оппозиции в Чехословакии, Венгрии, ГДР, помогали
партнерам из развивающихся стран, принимали участие в миротворческих
миссиях в Таджикистане, Молдавии и Грузии, воевали против воинствующих
мятежников в Афганистане, Чечне. И сегодня, несмотря на исторические
уроки, некоторые военные-пророки не изменили свою точку зрения, хотя и
не дают никакого вразумительного обоснования своего мнения. В одном
только можно с ними согласиться - опасность, действительно, существует.
Так,
вывод натовского военного контингента из Афганистана в 2014 году,
вероятнее всего, приведет к укреплению движения «Талибан». Исламисты
могут захватить власть не только в Афганистане, но и в Центральной Азии,
Пакистане. Неизвестно, смогут ли устоять против натиска исламистов
Таджикистан, Киргизия, Узбекистан и Казахстан. Эта зона насилия и
террора сможет распространиться на Средний и Ближний Восток, а также
Северный Кавказ.
Еще одна реальная угроза - радикальные режимы
обзаводятся своим ракетно-ядерным оружием. Этот враг очень опасен своим
экстремистским фанатизмом и обеспеченностью ресурсами: финансовыми,
техническими и людскими. Это позволит им воевать с ведущими армиями
мира, нанося им огромный урон.
На современном этапе перед
Россией также стоит проблема сохранения целостности страны: во
внешнеполитической сфере на нее обрушились территориальные претензии,
интеграционные процессы среди стран СНГ прекращаются, ослабляются связи
России с традиционными партнерами, возрастают вооруженные конфликты в
сопредельных странах, большие трудности возникли перед российской
стороной по контролю за миграционными процессами и т.д.
Кроме
того, по мнению аналитиков, происходит постепенное ослабление экономики
России, дряхлеет ее промышленный и технический потенциал, постепенно
Россия превращается в мировой топливно-сырьевой источник, обозначился
уход России с многих зарубежных рынков, России перекрыли доступ к
передовым технологиям, обескровил страну бесконтрольный вывоз капиталов и
ресурсов за пределы государства и т.д.
Угрозы в военной сфере
ничуть не меньше, чем внешнеполитические и экономические: постоянно
возникающие новые очаги войн и локальных конфликтов, неурегулированность
вопроса управления стратегическими силами ВС РФ, неконтролируемость
распространения оружия массового уничтожения, отсутствие целостности
системы управления, нерешенность вопросов государственной границы с
прибалтийскими странами, неурегулированность правового статуса
нахождения российского контингента на территории стран ближнего
зарубежья, постоянная угроза со стороны террористов.
Одной из
важнейших задачей любого государства является определение вероятного
противника и выявление тех государств, от которых можно ожидать
«непартнерских отношений». Без этого нельзя точно установить цель войны и
ее характер. Особенностью современного военного противостояния
является, то, что вооруженная борьба будет идти одновременно на
тактическом, стратегическом и оперативном уровнях в нескольких сферах
войны: космическом пространстве, земле, на воде и в воздухе. Готова ли
Россия к такой войне? Если будет совершена ошибка при определении
потенциального противника, то будет сведена на нет вся работа по
планированию и реализации строительства российских Вооруженных сил.
Времени на исправление ошибки у нашей страны не будет.
В
настоящее время российская оборонная политика направлена, в первую
очередь, на подготовку к войне с НАТО и США. Цель этих противников
достаточно ясна: не допустить экономического, политического и военного
возрождения той России, которая будет способна самостоятельно
обеспечивать безопасность и защищать свои интересы на всех уровнях. А к
угрозе со стороны воинствующего ислама Россия не готова ни в военном,
ни в политическом плане.
Уже сейчас Россия в любое время может
быть вовлечена в жестокие и кровопролитные конфликты по периметру своих
границ. Возможно, что в ближайшее время Россия столкнется с
прогрессирующей стагнацией политического, социально-экономического и
военного курса страны. Чтобы удержаться в лиге сильнейших держав мира и
обеспечить собственную безопасность, России необходимо срочно повести
трансформацию своей промышленности и увеличить вклад в мировую
экономику на основе внедрения инновационных технологий. Однако,
надежда, что это произойдет за счет российского военно-промышленного
комплекса или с помощью государственных корпораций типа «Сколково», как
говорят эксперты, пока маловероятна.
Кроме того, в мире день ото
дня обостряется борьба за доступ к природным ресурсам бывшего
Советского Союза. И силы, участвующие в этой схватке, планируют
воспользоваться ими не во благо самой России.
Переориентация
экспорта российских энергоносителей на Азию, может, и огорчит Запад, но
для России также не сулит ничего хорошего. Стать сырьевым придатком
Китая, Индии и других азиатских стран - не повысит России экономический и
политический статус. Примечательно то, что экономики азиатских стран
служат инновационным экономикам Евросоюза, Японии и США.
Так, ни
одна из перечисленных стран, которые реально используют ресурсы России,
не заинтересована вкладывать свои деньги на реформирование российской
экономики. России необходимо рассчитывать только на свои силы, чтобы
выполнить переход от экспортно-сырьевой экономики к экономике высоких
технологий. Как сказал В.Путин, во главе этого процесса должна быть
экономическая свобода, развитый институт частной собственности и
конкуренции, сильная рыночная экономика. Но воплотить в жизнь эту
концепцию будет очень трудно. Только став действительно сильной
технико-экономической державой, Россия окажется влиятельным субъектом
Азиатско-Тихоокеанского региона. И тогда Россия сможет на равных
взаимодействовать с мировыми державами: Японией, Евросоюзом, США,
Китаем и др. Только тесное экономическое сотрудничество с ведущими
странами мира позволит России повлиять на процесс ядерного разоружения,
сокращение новейших наступательных вооружений, ограничение обычных
вооруженных сил, как в Европе, так и других регионах мира. И для
обеспечения безопасности и эффективного развития России, требуется
основательный пересмотр внешней и военной политики, а также глубокая
модернизация всей российской социально-экономической и политической
системы.
Использованы материалы: http://nvo.ng.ru/concepts/2013-04-19/1_politics.html http://www.perspektivy.info/rus/konturi/vojennaja_politika_i_vojennaja_bezopasnost_rossii_2010-09-24.htm http://rgrtu-640.ru/istoria/istoria107.html http://nvo.ng.ru/scenario/2013-04-23/9_defend.html http://schelkovo.tv/besop-st1-14.html