Михаил Дубинянский, УП _ Вторник, 05 марта 2013, 14:34
Фото tochka.net Смерть одного человека – трагедия, смерть
миллионов – статистика. Эту крылатую фразу родили немецкие гуманисты
Курт Тухольский и Эрих Мария Ремарк. Но гораздо охотнее ее приписывают
товарищу Сталину, почившему в бозе 60 лет назад.
Так уж вышло, что незабвенный Коба стойко ассоциируется со словами "смерть", "трагедия" и "миллионы".
Фигура легендарного диктатора и спустя шестьдесят лет продолжает будоражить умы.
Согласно недавнему опросу КМИС, 37% наших сограждан относятся к Иосифу Виссарионовичу негативно, 22% – положительно.
Одни возмущаются: "Как можно оправдывать Сталина?! Ведь этот кровавый
тиран уничтожил миллионы!" Другие парируют: "А судьи кто? Да за годы
вашей независимости население Украины сократилось на шесть с половиной
миллионов, и это без всякой войны!"
Популярный контраргумент выглядит эффектно, если не задумываться о природе миллионных потерь в постсоветское время.
Во-первых, многие выехали за рубеж и, покинув депрессивную Украину,
не перестали жить и здравствовать – скорее наоборот. Эмиграция в Европу,
США, Израиль или РФ несколько отличается от пули НКВД в затылке.
Во-вторых, в независимой Украине было рождено меньше людей, чем
умерло по естественным причинам. Из-за этой разницы возникает солидная
цифра, которую адвокаты Сталина сопоставляют с числом убитых в 1930-х и
1940-х. Логическая подмена очевидна: фиктивные, никогда не
существовавшие "люди", которые теоретически могли родиться, но не
родились, приравнены к настоящим людям – тем, кто жил, мыслил,
чувствовал, страдал и погибал в репрессивной мясорубке.
Да, с человеческой точки зрения параллели между современным
лихолетьем и сталинским террором абсурдны. Если Homo sapiens
воспринимается как личность, а не абстрактная статистическая единица,
спорить не о чем. Но существует и альтернативная система ценностей,
ставящая превыше всего не человека, а нечто обобщенное и обезличенное.
В 1945 году состоялась встреча американского главнокомандующего
Дуайта Эйзенхауэра с маршалом Георгием Жуковым. Сталинский военачальник
рассказал о щедром расходовании солдатского материала во имя Великой
Победы. Эйзенхауэр был слегка шокирован и в своих мемуарах заметил:
"Американцы судят о цене войны по человеческим жизням, русские же – по
общему ущербу для нации".
Нынешние сталинисты придерживаются той же парадигмы, и это
неудивительно. Гораздо интереснее, что ее разделяют и многие украинские
антисталинисты.
Проклиная Иосифа Виссарионовича, они подчеркивают, что сталинский
Голодомор был прежде всего национальной драмой, а не просто человеческой
трагедией. Ревностно изучается этнический состав погибших, и полученные
проценты считаются чем-то особенно ужасным. К реальным мученикам,
умершим от голода, смело приплюсовываются мифические "не родившиеся
украинцы", благодаря чему число жертв доводится до 10 миллионов.
Разумеется, тот, кого волнуют человеческие судьбы и жизни, а не общий
ущерб, не стал бы заниматься подобными вычислениями.
Возникает принципиальный вопрос – так в чем же основная претензия к
товарищу Сталину? В том, что кремлевский диктатор обрек на гибель
миллионы конкретных личностей, или в том, что он нанес урон нации? Кого
жалко – людей или народонаселение? Что важнее – погубленные жизни или
сокращение общего демографического поголовья?
Для кого-то главной ценностью является именно поголовье. Такому
человеку необходимо ощущать свою принадлежность к большому стаду и
знать, что это стадо растет. Особенно приятно, когда оно больше и
упитаннее соседского. Если же ваше стадо сокращается, страдает ваше
самолюбие и снижается ваша самооценка.
Кроме того, многих волнует чистота породы: стадо должно быть не
только большим, но и кондиционным. С правильным цветом кожи, с
правильными чертами лица, говорящее на правильном языке и т. д. Еще
стадо можно доить – чем оно многочисленнее, тем выше будут ваши надои, и
тем больше поводов для гордости. Наконец, обширное стадо можно повести
на бойню, и оно покорно сложит головы, преумножая вашу славу.
В общем, люди – это породистый скот, предназначенный для
международных выставок, доения и убоя. Такой подход широко распространен
среди политических активистов с неудовлетворенными амбициями. Правда,
они сами предпочитают использовать красивый эвфемизм "государственное
мышление".
Деятельность покойного Иосифа Виссарионовича была ярким образчиком
подобного мышления. Людей Коба не жалел, но о поголовье заботился.
Нуждаясь в солдатах и рабочих, мудрый вождь еще в 1936 году запретил
аборты. Отличная идея! И сегодня она присутствует в программе популярной
украинской партии, исповедующей те же стадные принципы, что и товарищ
Сталин.
Но тому, кто смотрит на мир по-сталински, не пристало осуждать
знаменитого диктатора. Подменив человеческую логику государственной или
национальной, вы теряете моральное превосходство над Кобой и его
поклонниками.
Стоит поставить поголовье выше личности, и любой сталинист утрет вам
нос. Все гневные антисталинские аргументы разбиваются без труда.
При Сталине население Украины редело? Так и последние двадцать лет редеет!
При Сталине уменьшалась нация? И теперь уменьшается!
При Сталине демографические потери исчислялись миллионами? И в независимой Украине тоже!
Зато при Сталине строились индустриальные гиганты, выигрывались войны
и присоединялись новые территории, а сейчас? То-то! Режим Джугашвили
определенно лучше современной Украины, ибо добился несопоставимых
успехов при сопоставимой убыли населения.
Украинское общество часто делят на любителей и ненавистников Иосифа
Виссарионовича. Однако истинный ментальный барьер лежит глубже: он
разделяет тех, для кого приоритетна личность, и тех, кто, подобно Вождю
народов, мыслит стадными категориями.
Впрочем, радение о поголовье часто имеет одну характерную
особенность. Типичный отечественный эксперт может долго
разглагольствовать о "вымирающей Украине" и "современном геноциде". Но
он никогда не пожелает ни себе, ни своим близким очутиться на месте
украинского крестьянина в 1933-м, сталинского номенклатурщика в 1937-м
или советского ополченца в 1941-м. Ради туманного светлого будущего он
не пойдет на закланье сам и не пошлет тех, кто ему по-настоящему дорог.
Казалось бы, что страшного в насильственной смерти, ежели страна все
равно вымирает? Но когда речь идет о тебе и твоей семье, разница между
абстрактным поголовьем и реальной человеческой жизнью почему-то сразу
бросается в глаза.
Источник:
|