Погода в Киеве на неделюSV  Ukraine
Среда, 18.12.2024, 15:48| RSS | Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Главная
Меню сайта
Категории раздела
Аналитика [180]
Геополитика [180]
Политика [199]
Экономика [213]
История [97]
IT-info [32]
Религия [52]
Публикации [101]
Кухня [32]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Поиск


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Новий РОЗВИТОК

  • Главная » Статьи » Аналитика

    Наука? А что это такое?




    04.03.2013 00:01:00

    Наука? А что это такое?

    Почему российское общество не интересуется достижениями ученых


    Наука? А что это такое? Фото Reuters


    Министерство образования и науки РФ не перестает с энтузиазмом изобретать параметры и показатели, по которым можно было бы оценивать эффективность реформы системы образования и научно-технического комплекса в стране. Пока оно занимается этим увлекательным делом, ВЦИОМ опубликовал результаты опроса, которые дают исчерпывающий ответ на вопрос об «эффективности» государственной образовательной и научно-технической политики.

    Социологи ВЦИОМа спрашивали россиян: «Интересуют ли вас новые достижения в науке и технике?» Положительно ответили 47% опрошенных. Такие же опросы проводились в 2007 и 2011 годах; результаты соответственно были таковы: 68 и 54%. Мало того, в феврале 2013 года почти 80% респондентов не могли назвать ни одной фамилии отечественного ученого (в 2007-м таковых было меньше – две трети).


    Каких-то особенных комментариев к этому исследованию не требуется. Хотя вопросы – возникают… Например, такой: почему современное российское общество не интересуется достижениями науки? Типичный ответ – государство не уделяет никакого внимания пропаганде науки и повышению престижа ученых и научной работы. В доказательство приводятся данные о тиражах научно-популярных изданий. Они, конечно, кого угодно могут вогнать в депрессию.

    И все-таки не стоит преувеличивать (и тем более демонизировать) роль СМИ в формировании имиджа и престижа науки в общественном сознании. Массовые стереотипы не могут существовать, не совпадая в принципиальных моментах с реальностью. А реальность сегодня такова.

    70–80% населения, без разницы – в России или в США, не могут правильно понять основополагающие принципы и положения современной науки. Но почему-то все это не мешает США успешно сохранять статус мирового научного и технологического лидера, а нам, России, – очень даже мешает. Остается только предположить, что, возможно, мы не индустриальная (в современном понимании) и тем более не постиндустриальная страна. Тогда какая же? Очень образное определение дал писатель Владимир Сорокин: «Мне кажется, что у нас существует просвещенный феодализм, помноженный на высокие технологии».


    В такой ситуации российскому государству было бы бессмысленно вкладываться в повышение престижа научного труда в общественном сознании. Это просто экономически невыгодно. Оно и не вкладывается. Зато на днях глава администрации президента РФ Сергей Иванов, выступая в храме Христа Спасителя на заседании наблюдательного, попечительского и общественного советов по изданию Православной энциклопедии, 30 из 60 запланированных томов которой уже вышли, выразил уверенность, что это издание является бесценным подспорьем в учебе для школьников и студентов.


    Государство, может быть, и не понимает, но чувствует: раздувать общегосударственный же пиар в отношении популяризации науки – вещь абсолютно безнадежная и бесполезная для него, государства. Безнадежнее и бесполезнее даже, чем искать национальную идею. Тут разговорами об удваивании к какому-то там году ВВП и созданием эксклюзивных экономических условий для «государства в государстве» – Сколково – не обойдешься. Именно промышленное развитие тянет за собой развитие системы научно-популярной периодики и литературы. Не наоборот. Отсюда и та реальность, которую зафиксировал опрос ВЦИОМа.


    Перспективы? Они ясны. В десятку наиболее престижных профессий США входят профессии ученого (так ее оценили 56%), врача (53%), медсестры и учителя (52%), военного и полицейского (по 46%), фермера (41%) и инженера (40%). Наименее престижны профессии риелтора (6%), биржевого брокера и банкира.


    В России эта картинка зеркально противоположна. По данным Центра исследований и статистики науки Министерства образования и науки РФ, из 13 оценивавшихся с точки зрения их престижности занятий в России профессия ученого оказалась на 11-м месте.




    Источник:
             Независимая








    Категория: Аналитика | Добавил: ekjack (04.03.2013)
    Просмотров: 342
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz