Почему российское общество не интересуется достижениями ученых
Фото Reuters
Министерство образования и науки РФ не перестает с энтузиазмом
изобретать параметры и показатели, по которым можно было бы оценивать
эффективность реформы системы образования и научно-технического
комплекса в стране. Пока оно занимается этим увлекательным делом, ВЦИОМ
опубликовал результаты опроса, которые дают исчерпывающий ответ на
вопрос об «эффективности» государственной образовательной и
научно-технической политики.
Социологи ВЦИОМа спрашивали россиян: «Интересуют ли вас новые
достижения в науке и технике?» Положительно ответили 47% опрошенных.
Такие же опросы проводились в 2007 и 2011 годах; результаты
соответственно были таковы: 68 и 54%. Мало того, в феврале 2013 года
почти 80% респондентов не могли назвать ни одной фамилии отечественного
ученого (в 2007-м таковых было меньше – две трети).
Каких-то особенных комментариев к этому исследованию не требуется. Хотя
вопросы – возникают… Например, такой: почему современное российское
общество не интересуется достижениями науки? Типичный ответ –
государство не уделяет никакого внимания пропаганде науки и повышению
престижа ученых и научной работы. В доказательство приводятся данные о
тиражах научно-популярных изданий. Они, конечно, кого угодно могут
вогнать в депрессию.
И все-таки не стоит преувеличивать (и тем более демонизировать) роль
СМИ в формировании имиджа и престижа науки в общественном сознании.
Массовые стереотипы не могут существовать, не совпадая в принципиальных
моментах с реальностью. А реальность сегодня такова.
70–80% населения, без разницы – в России или в США, не могут правильно
понять основополагающие принципы и положения современной науки. Но
почему-то все это не мешает США успешно сохранять статус мирового
научного и технологического лидера, а нам, России, – очень даже мешает.
Остается только предположить, что, возможно, мы не индустриальная (в
современном понимании) и тем более не постиндустриальная страна. Тогда
какая же? Очень образное определение дал писатель Владимир Сорокин: «Мне
кажется, что у нас существует просвещенный феодализм, помноженный на
высокие технологии».
В такой ситуации российскому государству было бы бессмысленно
вкладываться в повышение престижа научного труда в общественном
сознании. Это просто экономически невыгодно. Оно и не вкладывается. Зато
на днях глава администрации президента РФ Сергей Иванов, выступая в
храме Христа Спасителя на заседании наблюдательного, попечительского и
общественного советов по изданию Православной энциклопедии, 30 из 60
запланированных томов которой уже вышли, выразил уверенность, что это
издание является бесценным подспорьем в учебе для школьников и
студентов.
Государство, может быть, и не понимает, но чувствует: раздувать
общегосударственный же пиар в отношении популяризации науки – вещь
абсолютно безнадежная и бесполезная для него, государства. Безнадежнее и
бесполезнее даже, чем искать национальную идею. Тут разговорами об
удваивании к какому-то там году ВВП и созданием эксклюзивных
экономических условий для «государства в государстве» – Сколково – не
обойдешься. Именно промышленное развитие тянет за собой развитие системы
научно-популярной периодики и литературы. Не наоборот. Отсюда и та
реальность, которую зафиксировал опрос ВЦИОМа.
Перспективы? Они ясны. В десятку наиболее престижных профессий США
входят профессии ученого (так ее оценили 56%), врача (53%), медсестры и
учителя (52%), военного и полицейского (по 46%), фермера (41%) и
инженера (40%). Наименее престижны профессии риелтора (6%), биржевого
брокера и банкира.
В России эта картинка зеркально противоположна. По данным Центра
исследований и статистики науки Министерства образования и науки РФ, из
13 оценивавшихся с точки зрения их престижности занятий в России
профессия ученого оказалась на 11-м месте.