Московский Комсомолец № 26122 от 19 декабря 2012 г.
Если про чистки Сергея Шойгу рассказывают все каналы, то
схожие шаги министра Колокольцева преимущественно остаются за кадром. В
лучшем случае — перечисление очередной группы отставленных генералов.
Последний
такой «некролог» прозвучал неделю назад: должностей лишились 4
полицейских руководителя. Один из них — начальник центра спецтехники и
связи МВД (НПО «СТиС») Александр Квитко. Месяцем раньше по результатам
проверки заключенных СТиС госконтрактов он был отстранен от должности за
превышение полномочий.
|
|
|
|
Начальник центра спецтехники и связи Квитко лишился должности из-за манипуляций с госконтрактами.
|
|
А почти синхронно с этим
своего поста лишился и начальник департамента информтехнологий, связи и
защиты информации МВД Михаил Тюркин, и вновь — не без участия
собственной безопасности.
Стараниями генерал-лейтенанта Тюркина
МВД, выражаясь простонародно, «попало» на миллиарды рублей. Всего же в
его хозяйстве объемы вскрытых нарушений достигли цифр астрономических.
38 млрд рублей были потрачены непонятно на что, еще 4 млрд улетучились
«неэффективно и безрезультатно». Эти данные накануне отставки Тюркина
озвучил в Госдуме аудитор Счетной палаты Александр Жданьков, проводивший
проверку информатизации МВД.
В неофициальных беседах новое
руководство МВД с сожалением констатирует: освоение высоких технологий
вылилось исключительно в освоение бюджета.
Создававшиеся годами
информационные системы МВД, на которые затрачены десятки миллиардов,
были бездумно свернуты. Ничего нового взамен Тюркину создать не удалось:
зато миллиарды вновь улетучились из казны.
Тюркин и Квитко — не единственные, кто отвечал за информатизацию в МВД. У них имелся куратор — замминистра Сергей Герасимов.
|
|
|
|
Замминистра
МВД Сергей Герасимов на презентации милицейской формы, сделанной из
низкопробного китайского тряпья. Этот скандал сойдет ему с рук.
фото: Геннадий Черкасов
|
|
Все эти провалы в
высокой степени касаются и его, по крайней мере ровно такой принцип
декларируется сейчас в МВД: залет бойца — голова командира.
Однако
начальникам служб с труднопроизносимой аббревиатурой (ДИТСиЗИ, СТиС)
отдуваться почему-то пришлось в одиночку. Герасимова масштабные
разоблачения никак не задели.
Точно так же сухим из воды
Герасимов вышел и после другого коррупционного скандала — с закупками
полицейской формы из низкопробного китайского тряпья. И вновь возмездие
настигло лишь подчиненных: должностей лишились руководитель его аппарата
Александр Мишин, начальник управления организации
материально-технического обеспечения тылового департамента МВД Александр
Немчиков, его заместитель Станислав Сулейманов.
|
|
|
|
Начальник
управления организации материально-технического обеспечения тылового
департамента МВД Александр Немчиков по итогам «форменного» скандала
отправлен в отставку.
|
|
Эти отставки — реакция
на наше недавнее расследование («Новое платье МВД», «МК» от 5.10.2012). В
том материале я подробно описал системную коррупцию вокруг госзакупок
для милиции и полиции.
Дурная слава за тыловым департаментом МВД
тянулась давно, но настоящий разгул пошел именно с появлением Сергея
Герасимова и его назначенцев (как замминистра, он отвечает за кадры, тыл
и информатизацию). Под предлогом борьбы с коррупцией новые начальники
разрушили прежние криминальные схемы и тут же создали свои, куда более
масштабные.
Начиная с 2010 года в тыловом департаменте была
фактически выстроена централизованная коррупционная система
распределения миллиардных подрядов. Все посторонние от аукционов
отсекались. Конкурсную документацию готовили сами же потенциальные
фавориты: так, чтобы никто другой выиграть не мог…
Особо
красочные истории связаны с контрактами на пошив милицейско-полицейской
формы, благо МВД требовалось ее в избытке. (Переодевание личного
состава, пожалуй, единственный реальный итог нургалиевской реформы.)
Все
«форменные» подряды МВД целенаправленно передало аффилированным друг с
другом пустышкам, не имеющим за душой ничего, кроме скрепок и дыроколов.
(Они были объединены вокруг некоего ЗАО «ТПК «Октябрь», чей владелец
Дмитрий Марков пользовался завидной благосклонностью тыловиков.)
Фирмы,
гордо именующие себя швейными фабриками, в действительности не
располагали ни производственными мощностями, ни технологиями. 100%
объема передавалось ими на субподряд. Шили — одни, наживались — другие.
За
3 последних года марковским «прокладкам» перепало заказов на 7,5 млрд
рублей. Всем процессом занимался начальник управления организации
материально-технического обеспечения департамента тыла МВД Александр
Немчиков — глаза и руки Сергея Герасимова.
Ради того чтобы
облагодетельствовать нужные структуры, Немчиков даже пошел на крайние
меры: было разорвано 114 госконтрактов на поставку формы, заключенных до
его прихода в 2010 году с 68 (!) предприятиями. При этом всем
поставщикам заплатили уже авансы, большинство успели выполнить заказы и
даже отгрузить продукцию на склады МВД. Расторжение контрактов стало для
швейников, особенно для небольших фабрик, ударом ниже пояса: многие
едва не обанкротились. Кое-где перестали платить зарплаты.
Стоит ли добавлять, что отобранные у производителей заказы тут же перешли фирмам Дмитрия Маркова…
7,5
млрд рублей — цифра немалая. Даже если принять за основу 10% отката (по
самому скромному тарифу!), получается 750 миллионов. Почти 2 миллиона
евро!
А ведь это отнюдь не единственные подряды, отданные
структурам «Октября»: те же фирмы-пустышки «почему-то» поставляли в МВД
палатки, криминалистическое оборудование, бронежилеты, меховые изделия,
сухие пайки.
Вернее, поставляли продукцию другие: «октябрята» же,
как ласково называли их в тыловом департаменте, забирали всю прибыль.
Реальным производителям доставались крохи.
Видимо, неспроста за 2
последних года родня майора Немчикова (мать и неработающий брат) резко
«обзавелась» многочисленной недвижимостью (5 участков, 5 квартир).
О благосостоянии генерала Герасимова нам, впрочем, ничего пока не известно…
■ ■ ■
Есть
ведомства, где умеют не забывать про себя, но и делать дело: пусть
воруют, но хотя бы выполняют государственные задачи. В нургалиевском МВД
не были способны даже на это.
Качество новой формы оказалось
преотвратительным. Проведенные уже при Колокольцеве экспертизы показали
серьезные отклонения от ГОСТа и техусловий. После первой же стирки
одежда теряет товарный вид, становится кургузой. Комплекты не
соответствуют друг другу по оттенку и фактуре: брюки — в елочку, кители —
в полосочку (шили-то их на разных фабриках!). В полицейской среде
костерят «обновки» последними словами.
Большинство обмундирования
было пошито из китайской полушерстяной материи: именно эту ткань
Нургалиев, по предложению Немчикова и Герасимова, в декабре прошлого
года официально утвердил в качестве образцa новой формы. По документам
ее производителем значится все то же ЗАО «ТПК «Октябрь», не имевшее даже
швейной машинки. Очень органично: псевдоформа для псевдореформы… (K
слову, «Октябрь» сейчас обанкрочен и находится в стадии ликвидации.)
Тыловики
с партнерами уже потирали руки, подсчитывая новые барыши: в 2 ближайших
года МВД планировало потратить на форму еще 8,5 млрд рублей. Нет
сомнений: эти деньги ждала та же, «октябрьская» участь.
Но тут пришел Владимир Колокольцев…
О «форменных» аферах новый министр узнал быстро. По его указанию началась проверка.
Одновременно своим приказом он запретил использование формы из импортного материала: только отечественные образцы.
С
ведома Колокольцева МВД разорвало через суд и последний «форменный»
контракт: на 3 млрд 940 млн руб. Его держателем была очередная
«прокладка» Дмитрия Маркова: ОАО «ШвейПром» с уставным капиталом 100
тыс. руб. В октябре судебное решение вступило в силу.
В отличие от предшественников сегодняшнее руководство МВД не скрывает своих проблем и готово открыто о них говорить.
Днями я получил ответ на свою статью, подписанный замминистра Игорем Зубовым:
«Информация
о личной заинтересованности А.В.Немчикова в заключении государственных
контрактов на поставку вещевого имущества для нужд МВД России,
умышленного создания условий для победы в конкурсах заранее определенных
коммерческих организаций подтвердилась. Приказом от 18 октября 2012
года А.В.Немчиков уволен из органов внутренних дел».
МВД
направило материалы на Немчикова в Следственный комитет, «в связи с тем,
что в его действиях усматриваются признаки уголовно наказуемого
деяния», вот только уголовного дела все еще нет. И вряд ли будет. За
спиной отставного майора незримо маячит грозная тень замминистра
Герасимова.
Если арестовать Немчикова — велика опасность, что он
развяжет язык и расскажет всю правду, в том числе об истинной роли
Герасимова в миллиардных аферах.
Близость двух этих людей —
аксиома, даже не требующая доказательств. Именно Герасимов после своего
назначения весной 2010-го перевел Немчикова в центральный аппарат МВД:
со скромной должности зам. начальника отдела ХОЗУ подмосковного ГУВД —
сразу помощником замминистра, курирующим тыл (в капитанских погонах — в
полковничье кресло!).
Во время «очистительной» переаттестации (из
милиции в полицию) Герасимов сделал Немчикова начальником управления,
присвоил майорское звание. Ему в подчинение были отданы все закупки,
поставки и распределение матресурсов для МВД.
Большинство своих
шагов Немчиков сопровождал ссылками на Герасимова. А тот, конечно,
ведать ничего не ведал, слепо доверяя своим назначенцам.
Генерал
Герасимов — профессиональный разведчик, много лет отработавший «в поле».
Поверить в его наивную близорукость — значит обидеть выпускников
Краснознаменного института им. Андропова.
О том, что творилось в
тыловом департаменте, Герасимов не мог не знать и потому, что
собственная безопасность регулярно сигнализировала об этом наверх
(экс-начальник ГУСБ МВД Юрий Драгунцов подтвердил мне все изложенные в
статье факты).
И потому, что ошалевшие от новых порядков
сотрудники подробно писали о «подвигах» Немчикова и Мишина на
милицейских форумах, рассылали анонимные жалобы. Одно из таких писем с
обвинениями против Немчикова появилось в Сети полтора года назад:
практически все приведенные в нем факты находят сегодня подтверждение.
И
потому в конце концов, что Герасимов отвечает за кадровую политику МВД,
и это его работа — разбираться в людях. Какой ты, к черту, кадровик,
если собственного помощника разглядеть не можешь!
Однако когда
весной текущего года новый начальник департамента тыла Сергей Сергеев
попытался уволить Немчикова — Герасимов сделать это не позволил.
Не
в пример ему Сергеев в подчиненном разобрался быстро. Дважды он ставил
вопрос о замене Немчикова — и дважды Герасимов отбивал своего протеже.
(Очень удобно, когда кадры и тыл под одной крышей.)
Я почти
уверен, что останься Нургалиев у руля — Немчиков продолжал бы служить до
сих пор, невзирая ни на какие скандалы. И золотая река бюджетных
потоков все так же плыла бы вдоль полицейских берегов.
Но не формой единой жив тыловик…
Очень
интересные документы передали мне коллеги из управления по борьбе с
картелями ФАС. После статьи в «МК» антимонопольщики начали собственную
проверку госзакупок МВД. Первые же итоги подтвердили мою правоту.
Только
предварительный анализ, проведенный ФАС, выявил признаки сговора между
МВД и победителями по 13 аукционам на общую сумму… 9 млрд 572 млн руб. И
это лишь за последние 1,5 года и преимущественно по фирмам,
упоминавшимся в моей статье. Контракты заключались по завышенной цене,
остальные участники безжалостно отсекались.
Несколько
сомнительных аукционов тыловики умудрились под шумок провести даже после
назначения Колокольцева: нечто вроде дембельского аккорда.
Госконтракт
на покупку меховых изделий за 260 млн рублей был, например, подписан с
ООО «Барышская швейная фабрика» 20 июля (смена министрa, напомним,
произошла в мае), хотя именно эта «прокладка» успела отличиться в афере с
китайской формой. (В ответе замминистра И.Зубова «БШФ» прямо называется
«недобросовестным поставщиком».)
В тот момент МВД как раз
судилось с «дочкой» «Барышской швейной фабрики» — ОАО «ШвейПром», требуя
расторгнуть последний «форменный» контракт. Столичный арбитраж
удовлетворил иск МВД 30 июля. А десятью днями раньше те же самые
«недобросовестные поставщики» получили в ведомстве новые заказы. Чудны
дела твои, Господи…
И еще одно любопытное открытие сделали
антимонопольщики. Они обнаружили 24 прошлогодних аукциона, итоги которых
до сих пор покрыты тайной. Официально торги признаны несостоявшимися.
Но с кем в итоге заключены контракты — данных нет. Цена вопроса — 4,7
млрд рублей.
В основном речь идет о закупках бензина и
нефтепродуктов (13 аукционов на 3 млрд 236 млн рублей). В том, что
контракты были в конце концов подписаны — сомнений нет: автопарк в МВД
огромный, заправляться надо ежедневно. Вот только без аукционов.
Договоры, очевидно, заключались с единственным поставщиком: подобную
технологию Немчиков и компания отточили до совершенства.
Как это делается — хорошо видно на примере с упоминавшейся выше «Барышской швейной фабрикой».
МВД
назначает конкурс. Искусственно отклоняет все заявки. Идет в
Рособоронзаказ за согласием на госконтракт с единственным поставщиком,
выбранным «путем анализа рынка». И готово: подряды — у нужной фирмы,
разница — кому-то в карман.
Интересно, найдется кто-то (кроме
Нургалиева с Герасимовым), способный поверить в бескорыстную
расточительность тыловиков, швыряющихся миллиардами налево-направо?
Если
бы МВД провело полноценные аукционы, это гарантированно снизило бы цены
на добрых 25–30% в конкурентной борьбе. (Ровно так происходит при
торгах за небольшие лоты.) Но вместо того чтобы экономить бюджетные
миллиарды, тыловики сознательно отдавали заказы по стартовым расценкам.
Примечательно,
что «единоличные» контракты оформлялись преимущественно в 2011 году,
когда Рособоронзаказ возглавлял сердюковский соратник Александр
Сухоруков, впоследствии — первый зам министра обороны: с ним у тыловиков
МВД никогда не возникало проблем.
Рыбак рыбака…
|
|
|
|
фото: Сергей Иванов
|
|
■ ■ ■
Но вернемся к «информационным войнам» и их генералам...
Когда
весной прошлого года Михаила Тюркина назначали начальником департамента
информтехнологий и связи МВД, это сопровождалось шумной PR-кампанией.
Пресс-центр МВД называл его крупным специалистом в сфере информатизации,
который «будет решать задачи широкого внедрения самых современных
технологий управления».
В своих интервью генерал обещал провести
«техническую революцию» в МВД, вооружить полицию высокими технологиями:
чтобы каждый постовой без труда мог воспользоваться гигантской базой
данных на все случаи жизни. Увы, это так и осталось красивыми
обещаниями…
Как и тыловое управление Немчикова, департамент
информтехнологий был создан в начале 2011 года — в самый разгар реформы
МВД; хотя, казалось бы, задача реформы совсем в обратном — не раздувать,
а сокращать.
Впрочем, эти противоречия становятся понятны, если
узнать, что организовывали департамент специально под Тюркина — такова
была воля тогдашнего министра Нургалиева.
С Тюркиным Нургалиев
сошелся, а точнее, съехался на… льду. Будучи зам. директора ФМС, Тюркин
возглавлял хоккейный клуб МВД, влившийся впоследствии в «Динамо». По
нескольку раз в неделю он гонял шайбу с министром — для йога Нургалиева
хоккей являлся почти религией.
Доверительные отношения связывали
Тюркина и с его новым куратором — Сергеем Герасимовым. Прежде, когда
Герасимов работал в президентской администрации, они с Тюркиным
занимались созданием паспортов нового поколения.
При такой поддержке — любые горы по плечу!
Свои
реформы Тюркин начал ровно по тому же сценарию, что и Немчиков: все,
что делалось до него, — хрень, предшественники — сплошь тупицы и жулики.
На
то имелась и причина политическая: до 2010 года созданием информсистем в
МВД занимался главный враг Нургалиева — его заместитель Михаил
Суходольский. Любой удар по нему бальзамом проливался на сердце
министра.
К моменту назначения Тюркина уже 5 лет в МВД
разрабатывались программы информатизации. Главная из них —
информационно-телекоммуникационная система (ЕИТКС ОВД), которая должна
связать единой сетью все полицейские подразделения — от министерства до
сельского отделения. Миллиарды рублей натурально были закопаны в землю:
до большинства райотделов проложили линии оптико-волоконной связи. Всего
в 2005–2011 годах на ЕИТКС потрачено 38,7 млрд рублей.
Эта
система частично функционирует уже сейчас и здорово облегчает работу
полицейских. Однако до конца она не построена: примерно 30%
подразделений не подключены к ЕИТКС. Если в региональных центрах с
телекоммуникациями все более-менее обстоит благополучно, то на земле,
особенно в сельской местности, работают по старинке.
Ни о каком
доступе к базам ДНК-анализа или программе «Почерк» речь там не идет. И в
ближайшее время, боюсь, ничего не поменяется.
Полный запуск
ЕИТКС планировался в этом году, но генерал Тюркин прежние планы нарушил.
Вместо того чтобы завершить работу предшественников, он поступил
кардинально: перечеркнул все старое и начал с чистого листа. В июле 2011
года по инициативе Тюркина почти реализованная программа ЕИТКС была
официально закрыта приказом Нургалиева.
Взамен было объявлено о
создании новой программы: единой системы информационно-аналитического
обеспечения деятельности МВД (ИСОД). Именно она, по замыслу Тюркина, и
должна была совершить искомую техническую революцию.
Прошло полтора года. Никакой революцией в МВД не пахнет. Как всегда, лучшее оказалось врагом хорошего.
Старое
сломали, нового не построили. Напротив, реформы Тюркина отбросили
ведомство в далекое прошлое. По степени информационной оснащенности МВД
отстает от жизни на много лет (минимум на пять).
Тюркин не сумел
создать ни IT-стратегии, ни концепции дальнейшего развития
информтехнологий. Запущенные до него программы так и остались жить в
отрыве друг от друга. Десятки ведомственных информресурсов (дежурные
службы, финансы, правовики, следствие, кадры) работают автономно: они не
объединены в единую систему и уж тем более не подключены к ЕИТКС. 5,8
тысячи интеграционных программно-технических комплексов не увязаны в
единую инфраструктуру: каждый варится в собственном соку.
Единственное,
в чем преуспел генерал Тюркин, так это в ударном освоении бюджета.
Деньги тратились с истинно генеральским размахом. Четкие цели определены
не были. Результаты прежних работ в расчет не принимались. Заказы
размещали как бог на душу положит.
Вот, скажем, система
электронного документооборота (ЭДиД ОВД). МВД она действительно нужна,
особенно административным службам: на дворе ХХI век, а счет бумагам
здесь идет на миллионы.
Самое главное, это понимали и
предшественники технического революционера: соответствующие разработки
начались еще в 2007 году. Как раз к моменту прихода Тюркина пилотный
вариант программы был запущен в административном департаменте МВД, еще в
7 департаментах и управлениях она заработала в тестовом режиме.
Однако
Тюркин даже не стал дожидаться итогов опытной эксплуатации: вместо
этого были объявлены конкурсы на разработку новых программ и закупку
техники. Оборудование покупали без каких-либо расчетов, не учитывая
реальную картину и пропускные мощности каналов связи. (Для системы с 400
пользователями приобрели лицензий в тысячу раз больше: на 500 тысяч.)
Уже
потом выяснится: под видом новых НИОКРов МВД едва не заплатило по
второму разу за старые разработки. Слава богу, это вовремя вскрылось
(дело было уже при Колокольцеве) и аукционы успели отменить. 580 млн
рублей были спасены.
Верхом тюркинской расточительности стала
покупка техники для запуска системы «ИСОД» (центры обработки данных,
стенд главного конструктора). Бюджету она обошлась почти в 3 млрд руб.
Для
чего нужно это оборудование — в департаменте информтехнологий толком
объяснить до сих пор не могут. Без программного обеспечения оно мертво:
все равно как компьютер, который нельзя включить. А программ как не
было, так и нет.
Не случайно уже год техника ценой в 3 млрд
рублей пылится нераспакованной: формируя госконтракты, Тюркин почему-то
не подумал подыскать заранее место под установку.
К моменту
своего ухода он на полном серьезе предлагал развернуть технику на
объекте у продавца — ФГУП «Гознак» (притом что свободных площадей в МВД —
хоть отбавляй). Стоимость аренды обойдется МВД в 96 млн руб. за год.
Еще
примерно столько же бюджет будет вынужден заплатить за другую
генеральскую халатность: в январе истекает срок гарантийного монтажа и
обслуживания техники. Теперь «железо» придется устанавливать за
собственные деньги: а если, не дай бог, еще и вскроются какие-то
неполадки…
…Между «связистом» Тюркиным и тыловиком Немчиковым —
масса общего. Оба они своим вознесением обязаны нургалиевской
псевдореформе. Обоим посчастливилось служить под началом Герасимова.
Карьера обоих почти синхронно оборвалась с подачи Владимира
Колокольцева.
Надо отдать должное нашему министру: ему хватило
всего пары месяцев, чтобы увидеть то, чего Нургалиев с Герасимовым 1,5–2
года не замечали в упор.
Проведенные по указанию Колокольцева
проверки вскрыли абсолютно провальную картину. Реакция последовала
незамедлительно: уже летом министр распорядился отменить все ранее
назначенные аукционы департамента информтехнологий. Заложенные под
мифическую программу «ИСОД» деньги — 5,3 млрд рублей — Колокольцев
направил на первоочередные нужды МВД (4,6 тысячи купленных взамен машин
точно не будут пылиться на складах).
А скоро подоспела и отставка
несостоявшегося революционера Тюркина: 2 недели назад на его место
назначен человек извне — бывший директор крупной IT-компании Александр
Махонов.
Самого генерала в ближайшее время ждет окончательное
увольнение и разбирательство в Следственном комитете: боюсь только —
последнего бояться ему особенно нечего.
Уже который месяц в
кабинетах СКР лежат без движения материалы о коррупции, присланные из
ГУСБ и ГУЭБиПК МВД. (Мне известно о 5 таких фактах, хотя в реальности их
наверняка больше.) Все они давно должны были бы превратиться в
уголовные дела против бывших руководителей МВД, но это никому, видимо,
не нужно.
В первую очередь — замминистра Сергею Герасимову,
желающему удержаться на службе любыми путями. Будь он кадровым
милиционером, вопрос с ним давно бы был решен. (Из восьми замов
Колокольцев успел сменить четырех.) Но у ветерана первой службы
Ленинградского УКГБ большие связи.
В своей родовой среде
Герасимов считается честным служакой, далеким от коммерции и
стяжательства. О нем говорят как о человеке чрезвычайно осторожном,
по-прежнему ощущающем себя в разведкомандировке.
Может, оно и так
(хотя в святую генеральскую наивность верится мне с трудом). Однако
вопрос не в его достоинствах: будь ты хоть гений чистой красоты — дело
есть дело. Хороший человек, как известно, не профессия.
Чего можно требовать с полковников и майоров, если перед глазами — примеры высшего начальства.
Квитко, Немчиков, Тюркин… За содеянное этими людьми надлежит отвечать и их куратору.
В
конце концов, если дело только в том, чтобы обиходить уважаемого
ветерана, есть немало других мест, где он сможет быть менее опасен для
страны.
Совет Федерации, например. Или Совет безопасности: если
уж от Рушайло с Нургалиевым не развалился — Герасимов тем более не
страшен…
Как просто, оказывается, сослужить стране службу. Достаточно лишь минимизировать чей-то вред…