Демарш
Европы после парламентских выборов в Украине, когда европейцы на уровне
ПАСЕ и Еврокомиссии обвинили Киев в нарушениях избирательного процесса и
подсчета голосов, никаких последствий для Киева не имел. Наоборот:
события стали развиваться таким образом, что вместо образа негодующего
судьи, в который давно вжился ЕС по отношению к Украине, ему срочно
пришлось примерять на себя образ базарной торговки, от которой
ускользает выгодный «клиент».
В
частности, сыр-бор разгорелся после заявления президента Украины
Виктора Януковича во время его визита в Ашхабад 5 декабря о том, что
Украина может присоединиться к некоторым положениям Таможенного союза.
Он отметил, что с 2013 года вступают в силу более 30 новых положений в
рамках деятельности ТС, и они непосредственно касаются Украины и ее
товаров. «Мы хорошо понимаем, если мы не найдем инструментов
сотрудничества с Таможенным союзом, мы много потеряем, что сегодня это
недопустимо для экономики Украины… Об этом шла речь [во время встречи с
президентом РФ Владимиром Путиным - автор], что наши предложения,
которые мы обсуждаем уже несколько лет подряд, сводятся к тому, что нам
надо присоединяться к некоторым положениям Таможенного союза, к тем
правилам, которые есть в Таможенном союзе, и мы должны с ними считаться», - сказал В. Янукович (1).
Позже
в интервью индийскому изданию The Hindu президент Украины уточнил, что
страна гармонизирует свои законы и нормы в соответствии с правилами
Таможенного союза. «Это длинный путь, но если мы не сделаем это, то наши производители столкнутся с дискриминацией и потеряют рынок», - сообщил он и добавил, что время покажет, насколько глубоко Украина интегрируется в Таможенный союз (2).
В то же время и первый замглавы Администрации президента Ирина Акимова
заявляла, что углубление сотрудничества с Таможенным союзом позволит
Украине привлекать дополнительные кредитные ресурсы.
Эти
заявления четко дали понять, что в Ашхабаде Виктор Янукович не просто
хотел сделать реверанс в сторону России. Речь идет о серьезном
пересмотре стратегии Киева на международной арене, в первую очередь – в
отношениях с Евросоюзом и Российской Федерацией. Это, собственно, то,
чего от украинского президента долго ждали и на Западе, и на Востоке.
Давно стало понятным, что лавирование между Москвой и Брюсселем, которое
Киев демонстрировал на протяжении последних двух лет, в конечном итоге
не принесло пользы Украине. В условиях разгорающегося вновь кризиса
страна осталась в гордом одиночестве со своими перманентными
экономическими проблемами. Что, собственно, и можно наблюдать на примере
недавно принятого госбюджета-2013, не сулящего ни экономике, ни
социальной сфере, ни развитию государственных институтов Украины ничего
хорошего.
Очевидно,
именно эти соображения и стали причиной попытки В. Януковича сделать,
наконец, выбор между Таможенным союзом и ЕС. Что касается последнего, то
ситуация очевидна: сразу после парламентских выборов в Украине
европейские структуры резко раскритиковали украинскую власть и выдвинули
столько претензий, что стало очевидным: говорить о каком-то дальнейшем
сближении Киева с Брюсселем в обозримой перспективе не приходится. В то
время, как у украинской власти нет особой возможности ждать: экономика
(а точнее, ее остатки) рушится, и спасать ситуацию надо было еще вчера.
Поэтому
нынешние заявления В. Януковича и представителей его команды о выборе
«восточного вектора» вполне логичны. Впрочем, зная склонность Киева к
политическим спекуляциям (причем вне зависимости от того, кто занимает
на тот или иной момент кресла на Банковой), заявление украинского
президента в Ашхабаде поначалу выглядело как очередной способ шантажа
европейцев. Мол, раз вы так критикуете Украину и не даете ей возможности
вести с вами конструктивный диалог, то мы пойдем на Восток. Однако
трезвый анализ дает понять, что в сложившейся ситуации у украинской
власти и в самом деле нет иного выбора. ЕС и США критикуют, МВФ не идет
на дальнейшее сотрудничество (т.е. – не дает кредитов) без полного
выполнения его требований, и даже «новый друг» Украины в лице Китая
после многих обещаний на деле дает намного меньше, чем обещал, - так,
вместо обещанных $3,656 млрд «Нафтогаз Украины» получил у Госбанка
развития КНР на программу замещения потребления природного газа
украинским углем всего $2,395 млрд (3).
Это
означает, что ни «живых» денег, ни достаточной возможности решить
ключевую энергетическую задачу, прямо отражающуюся на экономике (т.е.
получить недорогие энергоносители) у Киева в ближайшее время не будет.
Получить же скидку на российский газ можно одним путем – переключившись с
европейской на восточную интеграцию. А потому на самом деле вряд ли
можно говорить о каком-то шантаже ЕС со стороны президента В. Януковича:
у него и в самом деле нет большой возможности для маневра. В данной
ситуации это играет, без сомнения, положительную роль: по крайней мере,
Киеву, наконец, придется определиться в своих внешнеполитических
предпочтениях.
Поняв,
что Украина от него всерьез ускользает, Евросоюз тут же
продемонстрировал чудеса покладистости и сговорчивости, даже намека на
которые раньше Киев от него не видел. Так, сразу после выборов в Украине
ПАСЕ выразил серьезную обеспокоенность состоянием демократии в Украине и
назвал украинские выборы «не борьбой идей, а конкуренцией финансовых
интересов и борьбой кланов». Далее в Еврокомиссии выразили озабоченность
в связи с процессом подсчета голосов на выборах в Украине, который «был
омрачен нарушениями, задержкой с подсчетом голосов и отсутствием
прозрачности в избирательных комиссиях», и потребовали от Киева «быстрых
и решительных действий».
Однако
едва прозвучало заявление Виктора Януковича о Таможенном союзе в
Ашхабаде, вдруг оказалось, что все эти нарушения на выборах не так
страшны. В выводах Совета ЕС по вопросам внешней политики, одобренных 10
декабря в Брюсселе на заседании министров иностранных дел стран-членов
Евросоюза, речь уже идет о том, что проведенные 28 октября в Украине
парламентские выборы показали «смешанную картину с несколькими
недостатками» (4). Вот так в мгновение ока жесткая
критика выборов и гневные обвинения в грубых нарушениях демократического
процесса превратились в констатацию того, что, мол, было замечено
«несколько недостатков».
Резко
смягчив, таким образом, свою позицию относительно итогов парламентской
избирательной кампании в Украине, ЕС тут же, как из рога изобилия
обсыпал ее различными заманчивыми обещаниями. В первую очередь,
Европейский Союз заявил о том, что подтверждает намерение установить с
Украиной безвизовый режим, чего Киев давно и безуспешно добивался от
Брюсселя. А также пообещал не менее долгожданное ранее подписание с
Украиной Соглашения об ассоциации. «Совет и далее подтверждает
приверженность общей цели достижения безвизового режима (с Украиной) при
условии внедрения хорошо управляемой и безопасной мобильности, условия
которого изложены в Плане действий по либерализации визового режима, а
также поощряет Украину увеличить усилия в отношении выполнения критериев
первой фазы (Плана действий)», - сказано в выводах ЕС.
В
отличие от всей предыдущей эпопеи, когда в Брюсселе при всех попытках
Киева выдавить из европейцев указание конкретных сроков, они этого
никогда не делали, сейчас была названа и конкретная дата. В частности,
ЕС обещает подписание Соглашения об ассоциации уже до ноября 2013 года
(во время запланированного саммита Восточного партнерства), если
украинская власть продемонстрирует «ощутимый прогресс в решении
обозначенных Европейским Союзом проблем» (5).
Что
интересно, ЕС, стремясь удержать Украину от сближения с Российской
Федерацией, отмел даже ставшие традиционными и казавшиеся ранее
принципиальными требования, - в частности, касающиеся Юлии Тимошенко и
Юрия Луценко. Если ранее их имена звучали из уст еврочиновников и
политиков ЕС постоянно, то сейчас они куда-то «пропали». В частности, в
указанных выводах ЕС речь идет о том, что Украине не мешало бы «устранить
случаи политически мотивированных приговоров, а также предпринять
необходимые шаги по реформированию судебной системы, которая
предотвратит подобные прецеденты в будущем».
На
вопрос, куда в выводах Совета ЕС подевалось упоминание о Тимошенко,
верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и политики
безопасности, вице-президент Еврокомиссии Кэтрин Эштон ранее упоминавшая
фамилию украинской вип-сиделицы по всякому поводу, заявила, что
одобренные выводы являются «очень четкими в ожиданиях, которые есть у
нас - продвигаться вперед к возможности подписания Соглашения об
ассоциации во время саммита в следующем году... Но мы также остаемся
очень четкими с Украиной по вопросам, которые мы поднимали много раз и
продолжаем это делать. Это - не о личностях, как бы ни важны были эти
личности, это - о другом, и это - о судебной системе», - подчеркнула она (6).
Более
того: вместе со всеми этими обещаниями (на которые в Киеве уже и не
надеялись), ЕС вспомнил еще один момент – модернизацию украинской ГТС, к
которой Украина настойчиво приглашает европейцев уже второй год, но так
ни разу и не услышала вразумительного ответа. Сейчас же Европейский
союз вдруг воспылал интересом к этому вопросу, выразил свою активную
поддержку процессу модернизации украинской газотранспортной системы и
пообещал финансирование. «Совет ЕС подтверждает свою поддержку
процесса модернизации Украины и продолжающейся работы ЕС с Украиной до
момента достижения этой цели, в том числе путем двусторонней финансовой
помощи и потенциальной макрофинансовой помощи ЕС, а также путем
упрощения поддержки со стороны международных финансовых институций для
модернизации украинской ГТС в соответствии с существующими соглашениями,
включая соглашение об Энергетическом сообществе», - говорится в выводах Совета ЕС по вопросам внешней политики (7).
Таким
образом, в один момент Киев получил от Брюсселя – по крайней мере, на
уровне обещаний, но с указанием конкретных сроков, тогда как ранее не
было и этого, - все то, что безрезультатно выдавливал более двух лет.
Поняв, что Украина может и впрямь определиться с вектором внешней
политики (и отнюдь не в сторону евроинтеграции) Евросоюз очень быстро
забыл о своей принципиальности и начал откровенный торг, демонстрируя
готовность идти на любые уступки, лишь бы удержать Киев в сфере своего
влияния.
Остается
ждать, как сам Киев отреагирует на эту небывалую уступчивость, и
насколько трезво он понимает, что при всех нынешних обещаниях ЕС так же
бодро в любой момент может отказаться от их выполнения – благо, всегда
есть возможность заявить, что Украина не выполнила то или иное условие,
выдвинутое европейцами. В то время, как (и это мы указывали выше)
времени играть во внешнеполитические поддавки у украинской власти нет.
Определяться надо сейчас.
Во
всей этой истории есть еще один момент, способный серьезно повлиять на
принятые, в конце концов, решения – это позиция украинских
олигархических групп и их интересы в Европе. Но это, как говорится, уже
другая история.
1. http://vz.ru/news/2012/12/5/610416.html
2. http://censor.net.ua/news/226699/yanukovich_ukraina_uje_garmoniziruetsya_s_tamojennym_soyuzom
3. http://hvylya.org/news/kitay-ne-dal-ukraine-1-mlrd-na-perevod-tets-na-ugol.html, http://vlasti.net/news/154956
4. http://www.pravda.com.ua/rus/news/2012/12/10/6979150/
5. http://expert.org.ua/statias/?st=2&id=103357
6. http://www.pravda.com.ua/rus/news/2012/12/10/6979157/
7. http://www.segodnya.ua/economics/enews/ES-gotov-uchastvovat-v-modernizacii-ukrainskoy-GTS.html