Госбюджет-2013. Между строк
Светлана Крюкова, для ЭП — Четверг, 6 декабря 2012, 10:31
Предложения и замечания к проекту бюджета-2013
можно подавать до 12:00 пятого декабря", - такое смс-сообщение вечером в
понедельник получили народные депутаты, министры и их помощники.
На то, чтобы изучить сложный документ, у депутатов было меньше суток - сам текст правительство и руководство Верховной рады обнародовало на парламентском сайте только во вторник утром.
Отчасти, это было обусловлено спешкой - проект верстали до утра
вторника. А отчасти - желанием власти сократить количество желающих
проанализировать и поправить текст. Но и главное - не допустить, чтобы
проект госбюджета-2013 рассматривал и принимал новый состав парламента.
Казалось бы, есть повод для расстройства. Правки, которые поступили
позже этого времени, бюджетным комитетом автоматически не
рассматриваются. Но и поступившие вовремя предложения ждет почти та же
судьба.
Письма от депутатов складываются в стопку и, похоже, никак не
обрабатываются. Бюджет будет принят практически в том виде, в каком
поступил из Кабмина.
Проект государственного бюджета - традиционно сложный документ для
обывателя. Из 450 депутатов парламента есть не более 20 человек,
способных сквозь цифры и строки видеть суть.
Представители оппозиции, комментируя бюджет, традиционно делают
акцент на административных и социальных расходах: сколько денег выделено
бюджетом на обслуживание госучреждений, и насколько увеличатся пенсии и
пособия. Это та информация, которую способен услышать и понять
электорат.
Кто подкован чуть больше и способен оперировать экономическими
терминами, тот делает акцент на макропоказателях и их нереалистичности.
Так, Кабмин предлагает утвердить госбюджет на 2013 год с доходами 361,5
млрд грн, расходами - 410,7 млрд грн, граничным размером дефицита -
50,4 млрд грн.
Из-за невнимательности, нежелания, а то и попросту из-за лени
депутаты пропускают статьи, плотно "зашитые" в проект бюджета,
позволяющие власти на протяжении целого года пользоваться разнообразием
инструментов в управлении бюджетными финансами. ЭП выявила некоторые из
них.
Как следует из проекта, статьи 15-19, Кабмин и в 2013 году хочет
продолжить политику финансирования части расходов за счет выпусков
целевых ОВГЗ.
В частности, облигации на 8 млрд грн будут выпущены для
финансирования "Нафтогаза", на 300 млн грн - для Украинского дунайского
пароходства, на 5 млрд грн - для Аграрного фонда и на 1,4 млрд грн -
для увеличения уставного фонда Ощадбанка. Таким образом, реальный
дефицит бюджета будет составлять не 50,4 млрд грн, а 65,1 млрд грн.
Но и это не все. Статьей 6 проекта предусмотрена выдача на 50 млрд
грн государственных гарантий, однако проект не ограничивает круг
субъектов и программ, на которые они выдаются.
|
Фото УП |
В проекте госбюджета записано, что гарантии могут выдаваться на
финансирование инвестиционных, инновационных, инфраструктурных и других
проектов развития, которые имеют стратегические значения для экономики.
При этом условия предоставления гарантий устанавливает Кабмин в ручном
режиме.
Иными словами, правительство предоставляет самому себе право
раздавать госгарантии под что угодно и кому угодно. Аналогичная норма
предусмотрена и в бюджете 2012 года, что позволило Кабмину и парламенту
разрешить выдачу госгарантий на рекордную сумму - почти 60 млрд грн, в
том числе для ряда китайских кредитно-инвестиционных проектов.
Другие, не менее интересные нормы касаются социальных расходов,
точнее, попытки правительства сэкономить на них. Сегодня существуют три
решения Конституционного суда, которые прямо запрещают в заключительных
положениях вносить изменения и дополнения в действующее
законодательство.
Несмотря на это, четвертый пункт заключительных положений снова останавливает действие около двадцати социальных законов.
В частности - нормы законов о статусе и социальной защите
чернобыльцев, социальной защите детей войны, военных пенсионеров,
милиционеров, прокуроров, врачей, ветеранов войны и даже жертв
нацистских преследований.
Это означает, что размер социальных выплат для этих людей будет
определяться не профильным законом, а решением правительства. В итоге, и
размер социальных выплат будет зависеть от воли и возможностей
правительства: нет денег - нет выплат и социальных гарантий.
"В 2011 году появилось уникальное решение Конституционного суда,
который определил, что такое право может быть у правительства. Это
позволило Минфину заложить в бюджет такой инструмент", - говорит бывший
первый заместитель министра труда и социальной политики Павел Розенко.
Кроме того, бюджет отменяет нулевую ставку НДС на операции с поставки
газа на таможенной территории Украины "Нафтогазом". При этом
продолжается действие нормы об освобождении от уплаты НДС операций по
импорту газа в Украину.
"Значение имеет только отмена нулевой ставки при продаже газа внутри
страны. Эти нормы позволят улучшить финансовое состояние "Нафтогаза".
НАК летом закачивает в хранилища газ, продает его зимой, а НДС должен
уплачивать сразу", - говорит бывший исполняющий обязанности министра
финансов Игорь Уманский.
|
Фото УП |
Иными словами, поступлений еще нет, а налоги компания уже обязана заплатить.
"Ранее это приводило к подорожанию услуг по транспортировке и
хранению газа, и к росту стоимости газа для потребителя. В 2013 году
также объединяется рентная плата на добычу углеводородов с платой за
пользование недрами", - добавляет Уманский.
Также в 2013 году отменяется господдержка на развитие виноградарства и
садоводства - статья 10. Эти средства, около 1,5 млрд грн, уйдут в
общий фонд госбюджета. А 7 пункт переходных положений приостанавливает
нормы закона о сборе на развитие виноградарства, но сами отчисления
остаются.
Также в общий фонд госбюджета будет идти плата за предоставление административных услуг, в том числе - и при выдаче паспортов.
Эта норма вызвала горячие протесты народного депутата Василия
Грицака. Во вторник он уже попытался не допустить принятия законопроекта
№11475, согласно которому, плата за выдачу паспортов направляется в
госбюджет, а не остается в распоряжении предприятий концерна ЕДАПС.
Заседание бюджетного комитета состоялось в среду вечером. Там проект
бюджета правили с учетом поступивших предложений депутатов и
правительства.
А уже в четверг, 6 декабря, проект госбюджета на 2013 год будет принят во всех чтениях и отправлен на подпись президенту.
Скорее всего, парламент проигнорирует поправки и предложения
оппозиции и Научно-экспертного управления, которое добросовестно
проанализировало бюджет и высказало свои замечания.
"Да, это случится. Бюджет примут", - сказал в интервью ЭП первый
заместитель главы бюджетного комитета, депутат от Партии регионов
Владислав Лукьянов.
Источник:
|