Погода в Киеве на неделюSV  Ukraine
Среда, 18.12.2024, 20:05| RSS | Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Главная
Меню сайта
Категории раздела
Аналитика [180]
Геополитика [180]
Политика [199]
Экономика [213]
История [97]
IT-info [32]
Религия [52]
Публикации [101]
Кухня [32]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Поиск


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Новий РОЗВИТОК

  • Главная » Статьи » Аналитика

    Госбюджет-2013. Между строк


    Госбюджет-2013. Между строк

    Светлана Крюкова, для ЭП
    — Четверг, 6 декабря 2012, 10:31


    Фото comments.ua

    Предложения и замечания к проекту бюджета-2013 можно подавать до 12:00 пятого декабря", - такое смс-сообщение вечером в понедельник получили народные депутаты, министры и их помощники.

    На то, чтобы изучить сложный документ, у депутатов было меньше суток - сам текст правительство и руководство Верховной рады обнародовало на парламентском сайте только во вторник утром.

    Отчасти, это было обусловлено спешкой - проект верстали до утра вторника. А отчасти - желанием власти сократить количество желающих проанализировать и поправить текст. Но и главное - не допустить, чтобы проект госбюджета-2013 рассматривал и принимал новый состав парламента.

    Казалось бы, есть повод для расстройства. Правки, которые поступили позже этого времени, бюджетным комитетом автоматически не рассматриваются. Но и поступившие вовремя предложения ждет почти та же судьба.

    Письма от депутатов складываются в стопку и, похоже, никак не обрабатываются. Бюджет будет принят практически в том виде, в каком поступил из Кабмина.

    Проект государственного бюджета - традиционно сложный документ для обывателя. Из 450 депутатов парламента есть не более 20 человек, способных сквозь цифры и строки видеть суть.

    Представители оппозиции, комментируя бюджет, традиционно делают акцент на административных и социальных расходах: сколько денег выделено бюджетом на обслуживание госучреждений, и насколько увеличатся пенсии и пособия. Это та информация, которую способен услышать и понять электорат.

    Кто подкован чуть больше и способен оперировать экономическими терминами, тот делает акцент на макропоказателях и их нереалистичности. Так, Кабмин предлагает утвердить госбюджет на 2013 год с доходами 361,5 млрд грн, расходами - 410,7 млрд грн, граничным размером дефицита - 50,4 млрд грн.

    Из-за невнимательности, нежелания, а то и попросту из-за лени депутаты пропускают статьи, плотно "зашитые" в проект бюджета, позволяющие власти на протяжении целого года пользоваться разнообразием инструментов в управлении бюджетными финансами. ЭП выявила некоторые из них.

    Как следует из проекта, статьи 15-19, Кабмин и в 2013 году хочет продолжить политику финансирования части расходов за счет выпусков целевых ОВГЗ.

    В частности, облигации на 8 млрд грн будут выпущены для финансирования "Нафтогаза", на 300 млн грн - для Украинского дунайского пароходства, на 5 млрд грн - для Аграрного фонда и на 1,4 млрд грн - для увеличения уставного фонда Ощадбанка. Таким образом, реальный дефицит бюджета будет составлять не 50,4 млрд грн, а 65,1 млрд грн.

    Но и это не все. Статьей 6 проекта предусмотрена выдача на 50 млрд грн государственных гарантий, однако проект не ограничивает круг субъектов и программ, на которые они выдаются.

    Фото УП

    В проекте госбюджета записано, что гарантии могут выдаваться на финансирование инвестиционных, инновационных, инфраструктурных и других проектов развития, которые имеют стратегические значения для экономики. При этом условия предоставления гарантий устанавливает Кабмин в ручном режиме.

    Иными словами, правительство предоставляет самому себе право раздавать госгарантии под что угодно и кому угодно. Аналогичная норма предусмотрена и в бюджете 2012 года, что позволило Кабмину и парламенту разрешить выдачу госгарантий на рекордную сумму - почти 60 млрд грн, в том числе для ряда китайских кредитно-инвестиционных проектов.

    Другие, не менее интересные нормы касаются социальных расходов, точнее, попытки правительства сэкономить на них. Сегодня существуют три решения Конституционного суда, которые прямо запрещают в заключительных положениях вносить изменения и дополнения в действующее законодательство.

    Несмотря на это, четвертый пункт заключительных положений снова останавливает действие около двадцати социальных законов.

    В частности - нормы законов о статусе и социальной защите чернобыльцев, социальной защите детей войны, военных пенсионеров, милиционеров, прокуроров, врачей, ветеранов войны и даже жертв нацистских преследований.

    Это означает, что размер социальных выплат для этих людей будет определяться не профильным законом, а решением правительства. В итоге, и размер социальных выплат будет зависеть от воли и возможностей правительства: нет денег - нет выплат и социальных гарантий.

    "В 2011 году появилось уникальное решение Конституционного суда, который определил, что такое право может быть у правительства. Это позволило Минфину заложить в бюджет такой инструмент", - говорит бывший первый заместитель министра труда и социальной политики Павел Розенко.

    Кроме того, бюджет отменяет нулевую ставку НДС на операции с поставки газа на таможенной территории Украины "Нафтогазом". При этом продолжается действие нормы об освобождении от уплаты НДС операций по импорту газа в Украину.

    "Значение имеет только отмена нулевой ставки при продаже газа внутри страны. Эти нормы позволят улучшить финансовое состояние "Нафтогаза". НАК летом закачивает в хранилища газ, продает его зимой, а НДС должен уплачивать сразу", - говорит бывший исполняющий обязанности министра финансов Игорь Уманский.

    Фото УП

    Иными словами, поступлений еще нет, а налоги компания уже обязана заплатить.

    "Ранее это приводило к подорожанию услуг по транспортировке и хранению газа, и к росту стоимости газа для потребителя. В 2013 году также объединяется рентная плата на добычу углеводородов с платой за пользование недрами", - добавляет Уманский.

    Также в 2013 году отменяется господдержка на развитие виноградарства и садоводства - статья 10. Эти средства, около 1,5 млрд грн, уйдут в общий фонд госбюджета. А 7 пункт переходных положений приостанавливает нормы закона о сборе на развитие виноградарства, но сами отчисления остаются.

    Также в общий фонд госбюджета будет идти плата за предоставление административных услуг, в том числе - и при выдаче паспортов.

    Эта норма вызвала горячие протесты народного депутата Василия Грицака. Во вторник он уже попытался не допустить принятия законопроекта №11475, согласно которому, плата за выдачу паспортов направляется в госбюджет, а не остается в распоряжении предприятий концерна ЕДАПС.

    Заседание бюджетного комитета состоялось в среду вечером. Там проект бюджета правили с учетом поступивших предложений депутатов и правительства.

    А уже в четверг, 6 декабря, проект госбюджета на 2013 год будет принят во всех чтениях и отправлен на подпись президенту.

    Скорее всего, парламент проигнорирует поправки и предложения оппозиции и Научно-экспертного управления, которое добросовестно проанализировало бюджет и высказало свои замечания.

    "Да, это случится. Бюджет примут", - сказал в интервью ЭП первый заместитель главы бюджетного комитета, депутат от Партии регионов Владислав Лукьянов.



    Источник: 
             Экономическая правда







    Категория: Аналитика | Добавил: ekjack (06.12.2012)
    Просмотров: 419
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz