В последние недели в КНДР заметна
активизация усилий по укреплению культа личности Ким Чен Ына. Некоторые
эксперты видят в этом признак отказа от курса на реформы. Но тут
возможны варианты... Ни для кого не секрет: Северная Корея является
фактически абсолютной монархией. Но у этой монархии есть одна
особенность: принцип передачи власти по наследству в северокорейском
законодательстве никак формально не закреплен. Полагается считать, что
Ким Чен Ир стал руководителем КНДР не потому, что был сыном Ким Ир Сена,
а в силу присущих ему выдающихся качеств политика и руководителя.
Такими же причинами объясняют и возвышение его сына Ким Чен Ына.
- В КНДР выпустили книгу, восхваляющую Ким Чен Ына
Когда
весной 2010 года северокорейская пропаганда впервые заговорила о
молодом генерале Ким Чен Ыне, нигде не упоминалось, что он является
младшим сыном Ким Чен Ира. Зато народу сообщили, что Корее опять
несказанно повезло: в стране появился гений руководства, равного
которому нет в иных землях, и который именно в силу своей гениальности
неизбежно должен стать новым лидером страны.
- Ким Чен Ын пошел по пути отца
Однако
биография у Ким Чен Ына вовсе не героическая. Привилегированное детство
в отцовском особняке. Обучение в дорогой швейцарской школе.
Индивидуальные занятия в университете. И все же стараниями
северокорейской пропаганды Ким Чен Ын превратился в героическую фигуру,
вундеркинда и даже в какой-то мере в мастера боевых искусств.
Если
верить публикациям, которые появились в последние дни в северокорейских
изданиях, в детстве будущий маршал "не только стрелял и водил машину,
но и приводил людей в удивление своими разносторонними знаниями в
области международной политики и военного дела".
А в
16 лет, как утверждается, он уже был "гениальным теоретиком, который
написал классическую статью, анализирующую заслуги председателя Ким Ир
Сена". Неудивительно, что Ким Чен Ын стал генералом армии в возрасте 27
лет. Появились сообщения о том, что высшим чинам северокорейских
спецслужб стали выдавать значки с портретом Ким Чен Ына, в то время как
для большинства людей обязательными к ношению являются значки с
изображением его отца и деда.
Увеличение градуса
пропаганды, которое заметно в последние недели, можно считать признаком
неких политических процессов, происходящих в Пхеньяне. Каких? Вопрос не
простой. Еще совсем недавно, в августе и сентябре, казалось, что Ким Чен
Ын решил отчасти отказаться от установившейся в Северной Корее традиции
обожествления высшего руководителя.
Он стал
появляться на публике с женой, активно общаться с простыми людьми и
вообще всячески подчеркивать свою доступность и простоту. Однако с
сентября атмосфера в Пхеньяне опять изменилась. Многие из начавшихся
перемен были приостановлены или отменены. Возникает вопрос: временно или
окончательно.
Ответов, с учетом фактора
раскручивания культа личности Ким Чен Ына, может быть несколько. Первый:
маршал и его соратники испугались, что реформы неизбежно приведут к
разрушению идеологических устоев и, как следствие, к краху режима. И они
решили, что им остается лишь закручивать гайки и усиливать прославление
правителя. И никаких реформ.
Второй: Ким Чен Ын и
его сторонники не очень уверены в прочности своих позиций и опасаются,
что в КНДР может начаться борьба за власть, в которую вступят или уже
вступили силы, не убежденные в исключительности прав Ким Чен Ына на
высший пост. И поэтому Ким Чен Ыну создают образ незаменимого лидера.
И,
наконец, третий - почти фантастический. Ким Чен Ын и его сподвижники
отдают себе отчет в том, что реформы неизбежны. Но условия для них ещё
не созрели. Осуществить реформы сможет лишь сильный вождь, любимый
народом и поддерживаемый элитой. Вот они и создают культ такого вождя. А
когда созреют все необходимые внутренние и внешние условия, когда к
власти в Южной Корее придёт новый президент, готовый к сотрудничеству с
Пхеньяном, вот тогда. Некоторые в это верят.