Транскавказская магистраль: дорога мира или дорога войны?
Гурам ШАРИЯ | 10.11.2012 | 00:00
Железная дорога, проходящая по
территории Абхазии и связывающая Закавказье с Черноморским побережьем и
южными регионами Российской Федерации, перестала действовать в августе
1992 года, с началом спровоцированной расчленением СССР
грузино-абхазской войны. Получив известие о движении грузинских частей в
сторону Ингури, абхазские ополченцы взорвали тогда железнодорожный мост
через эту пограничную реку. До этого в течение нескольких месяцев
товарные составы на этой дороге подвергались нападениям и грабежу со
стороны неустановленных лиц, что и было использовано в качестве одного
из поводов для ввода грузинских войск в Абхазию.
С тех пор Абхазская железная дорога функционирует в ограниченном
режиме, пропуская пассажиров и грузы от границ России лишь до Сухуми,
ставшим тупиковой станцией на этом пути. Связи стран Закавказья, Ирана и
других государств по этой дороге с РФ больше нет. Для сообщения с
Россией Армения, к примеру, вынуждена использовать либо черноморские
порты Грузии и РФ, либо автомобильную дорогу, проходящую через
контрольно-пропускной пункт в Ларси, на границе с Северной Осетией.
Разговоры о возобновлении железнодорожного сообщения идут в Грузии
давно, ещё со времен президентства Э. Шеварднадзе. Однако никто из
грузинских руководителей так и не рискнул реализовать идею открытия
«дороги жизни». Ну а после прихода к власти М. Саакашвили и его команды,
когда отношения между Россией и Грузией обострились, вопрос об открытии
железной дороги практически исчез из повестки дня. В 2006 году Россия
вообще закрыла свой рынок для грузинских товаров, одновременно был
заблокирован пункт пропуска в Ларси, что опять же больно ударило по
Армении. Видимо, по этой причине в 2011 году этот пункт открылся снова.
В 2008 году отношения между Грузией и Россией испортились окончательно.
В Тбилиси был принят закон, по которому физическим и юридическим лицам
без разрешения грузинского правительства запрещалось устанавливать
какие-либо экономические отношения с Абхазией и Южной Осетией. Въезд на
территорию этих республик был разрешен только со стороны Грузии, то есть
Зугдидского и Горийского районов. Соответственно, и речи не могло быть о
возобновлении железнодорожного сообщения между Грузией и РФ через
Абхазию.
Сегодня, после парламентских выборов и смены власти в Грузии, ситуация
может измениться. Бидзина Иванишвили и некоторые его соратники
заговорили о возможности изменения подходов к решению абхазской и
югоосетинской проблем, и одной из мер может стать изменение (смягчение)
грузинского закона об «оккупированных территориях». В этом случае
обязательно заговорят и об открытии железнодорожного сообщения.
Новый государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Паата
Закареишвили уже заявил, что грузинская сторона намерена инициировать
вопрос о возобновлении движения грузов по Абхазской железной дороге, а
также по центральной автомагистрали. По его словам, это входит в часть
плана по «восстановлению доверия» между грузинской и абхазской
сторонами. «Любое открытие коммуникаций - польза для всех сторон.
Открытие сквозных железных и автомобильных дорог - в интересах всех тех
народов, через территории которых они проходят. Ради этого мы со своей
стороны хотим убрать все преграды», - заявил П.Закареишвили. Разъяснил
министр и причину заботы нового грузинского режима об интересах «всех
тех народов»:«...нельзя допустить, чтобы Абхазия экономически и
транспортно была привязана только к Российской Федерации. Если мы
откроем движение и в нашу сторону, то у Абхазии появится альтернатива».
Однако вопрос не так прост, как его пытается представить грузинский
министр. Для официального Сухуми возобновление транзитного сообщения
может быть важным и полезным в том случае, если оно будет сопровождаться
хотя бы косвенным признанием статуса Абхазии со стороны грузинских
властей. Конечно, о юридическом признании независимости говорить не
приходится, но есть другие пути. Например, в обмен на открытие железной
дороги через свою территорию абхазская сторона может предложить
подписание между Тбилиси и Сухуми соглашения о взаимном ненападении.
Практическое значение этой бумаги, возможно, и не так велико, но это
могло бы стать косвенным признанием со стороны Тбилиси новой
политической реальности. Абхазы также могут потребовать таможенного
оформления грузов или проведения других процедур, которые подчеркнут
неподконтрольность Абхазии со стороны Грузии.
Как справедливо заметил П. Закареишвили, в случае открытия движения по
железной и автомобильной дорогам у абхазских властей появится больше
возможностей для установления экономических отношений с другими
странами. Однако не столько с Грузией, сколько с Турцией. Как известно,
турецкие предприниматели сегодня уже ведут торговлю с Абхазией, но
осуществляется она в основном через сухумский порт. И масштабы этой
торговли незначительны. В случае возобновления движения поездов и
трейлеров по абхазским маршрутам турецкие товары легче попадут в
Абхазию, следуя, например, путём в Россию. В свою очередь, абхазам будет
проще вывозить свое сырье и аграрную продукцию в Турцию.
В 2013 году между Грузией и Турцией предполагается открыть
прямое железнодорожное сообщение. Завершаемое сейчас строительство
железной дороги Тбилиси - Ахалкалаки – Карс означает, что железные
дороги Грузии и Турции скоро соединятся. В случае подсоединения к этой
сети функционирующей ныне в ограниченном режиме Абхазской железной
дороги Турция и Грузия получат прямой доступ к Черноморскому побережью
России и к Северному Кавказу, последствия чего стоит рассмотреть
заранее.
Тбилиси не скрывает, что хотел бы использовать экономический фактор для
привязки к себе абхазского населения. Возобновление транспортного
сообщения поставит абхазские власти перед усложненными задачами в сфере
безопасности, особенно в пограничье, например в Гальском районе, где
российскими военными создается «пояс безопасности» вдоль реки Ингури.
Среди части абхазского общества могут усилиться протурецкие, прозападные
и даже прогрузинские настроения, если часть местной экономики будет
завязана на торговле с этими странами, а не с Россией.
Из-за этих соображений, а также в преддверии Сочинской Олимпиады 2014
года Москва, видимо, подойдет к предложениям грузинской стороны на этот
счёт с осторожностью. Пока что новая грузинская власть подтверждает
прежний курс в отношении интеграции Грузии в НАТО и прочие
евро-атлантические структуры. В этих условиях открытие российских рынков
для грузинской продукции и возобновление транспортного сообщения через
Абхазию будет выглядеть уступкой со стороны Москвы. В случае отсутствия
гарантий того, что вслед за этой уступкой последуют ответные уступки с
грузинской стороны, говорить об успехе таких проектов, как открытие
транспортного сообщения через Абхазию, будет, наверное, сложно.
Еще одним участником процесса является Армения. Открытие железной
дороги через Абхазию до России означает для Армении полный прорыв
транспортной блокады, в которой ее держат Азербайджан и с его подачи
Турция. Тем самым Баку потеряет важный рычаг воздействия на Армению и
Нагорный Карабах.
В таком случае Анкара может пойти на размораживание подписанных в 2009
году в Цюрихе армяно-турецких протоколов, предусматривающих нормализацию
отношений между двумя странами, в том числе открытие границ и
транспортного сообщения, поскольку блокада Армении Турцией потеряет в
этом случае всякий смысл. В свою очередь, это поставит Баку в сложное
положение. Турецко-азербайджанские отношения могут испортиться всерьез.
Поэтому Баку, видимо, станет изыскивать рычаги давления на Грузию, чтобы
заставить ее руководство отказаться от планов открытия Абхазской
железной дороги.
Такие рычаги у азербайджанской стороны есть, это поставки
энергоносителей в Грузию. Почти весь природный газ Грузия покупает у
Азербайджана, кроме небольшой части, которая остается у нее от транзита
российского газа в Армению. Новая власть в Грузии хочет снизить
коммунальные тарифы на энергоносители, что было обещано населению перед
выборами. Однако это не так легко сделать, поскольку механическое
снижение тарифов без согласования с поставщиками газа (с тем же
Азербайджаном) может вызвать негативные явления в грузинском
энергетическом хозяйстве. В случае если план возобновления транспортного
сообщения через Абхазию и, соответственно, вывод Армении из
транспортной блокады обретут черты реальности, Азербайджан может пойти
на уступки Грузии в вопросах цены на газ, хотя пока такой готовности у
официального Баку нет.
* * *
Реализация предложений Тбилиси о возобновлении движения по
железной и автомобильной дорогам через Абхазию не может не привести к
сдвигам в региональной геополитике. Турция, потеряв рычаги давления на
Армению и, следовательно, часть своей привлекательности для
Азербайджана, скорее всего, попытается компенсировать это наращиванием
политического веса в Абхазии и в республиках российского Северного
Кавказа, что может стать началом слома статус-кво и перекройки границ в
масштабе всего Большого Кавказа – с неизбежно вытекающими отсюда
последствиями…
Источник:
|