© РИА Новости, РИА Новости
© РИА Новости, Сергей Гунеев
© flickr.com25/10/2012
Владимир
Путин и его команда уверенно стремятся к укреплению своей власти,
выстраивая в России государственную монополию на информацию. Тенденция
усиления контроля над всеми проявлениями общественной активности
приносит, однако, эффект, противоположный ожидаемому. Как показывает
история, попытки установления тотального контроля над населением
приводят в долговременной перспективе не к улучшению управляемости
общественных процессов, а к ее утрате. В современном мире информация –
это ключевой элемент реализации государством своей власти и неотъемлемый
инструмент управления обществом. С точки зрения нынешней российской
властной элиты обеспечить общественный порядок и стабильность режима
можно лишь распространяя контроль на очередные сферы информации о России
в мире и располагающие этой информацией СМИ.
Руководствуясь
данной логикой, Путин создает структуры и готовит кадры, которые
позволяют ему управлять информацией, идущей извне страны, а также из
властных структур, учебных заведений и СМИ к обществу. Для этого он
воскрешает усвоенные им на службе в КГБ методы контроля и расставляет
бывших коллег на самых ответственных государственных постах – ключевых
для контроля над информационным потоком, формирующим образ России у
населения внутри страны и наблюдателей в мире.
«Захватывая»
очередные сферы общественной жизни, люди, призванные следить за
информацией, совершают ту же самую ошибку, что поколением ранее привела
их старших коллег к распаду СССР. Путинская команда становится жертвой
ошибки, проистекающей из слепой веры в собственные силы, а такая ошибка
погубила творца КГБ Юрия Андропова и в итоге всю советскую державу. В
реальности стремление добиться безраздельного влияния ведет к
постепенной утрате контроля над государством, а следствием этого может
стать не только дезинтеграция созданных Путиным механизмов власти, но
также территориальный и общественный распад России.
Потерянный рай
Путин
и его ближайшие соратники убеждены в том, что одной из основных причин
распада СССР послужило ослабление Михаилом Горбачевым контроля над
информацией и сокращение возможностей ее регламентирования
государственными органами. В мифологии благосостояния и силы Советского
Союза, которую последовательно выстраивает Путин, есть важный элемент
культа аппарата безопасности, который якобы гарантировал гражданам
защиту от внутренних и внешних врагов. Поскольку путинскую эпоху
представляют как время «возрождения» силы государства и возвращения
России к своей утраченной позиции сверхдержавы, логичным элементом всего
процесса стало усиление значения контролирующих органов, на что легко
согласилось деморализованное и нищее общество, ощутившее в этом контраст
с хаосом 90-х годов. Под предлогом укрепления конституционных
прерогатив государства и защиты народа от угроз российские власти
вернули органам безопасности ту роль, какую они играли в те времена,
когда Владимир Путин и его коллеги оттачивали свои навыки в структурах,
созданных всесильным Андроповым.
Для Путина и людей его
поколения СССР конца 70-х – это мифическая Аркадия и идеал общественного
устройства. В их представлении именно КГБ обеспечивало стране Советов
статус сверхдержавы, общественную стабильность, а охранителям системы –
престиж и невообразимые для простого смертного привилегии. Официальные
газеты были заполнены пропагандистскими клише, а при этом бюллетени для
внутреннего пользования, которые читали чекисты, давали им ощущение
принадлежности к кругу избранных, которые обладают недоступной народу
информацией.
Долгие годы расходы на КГБ ничем не ограничивались,
что позволило данной структуре разрастись до размеров, позволяющих
контролировать все общество и в случае необходимости добраться до любого
человека. В каждом существенном с точки зрения функционирования
государства месте был посажен кадровый сотрудник спецслужб, а в каждом
советском доме, на фабрике или в школе был свой стукач, сообщавший об
общественных настроениях. С точки зрения советской верхушки все
объективнее данные указывали на то, что государство контролирует
поступающую к советским гражданам информацию. На их взгляд это позволяло
неограниченно управлять познавательным процессом и самим мышлением, а,
следовательно, политической позицией или реакциями на события в стране и
мире. Тем не менее триумфовавший на всех континентах СССР спустя
десятилетие распался, продемонстрировав, что заложенное природой в
каждом человеке стремление к правде и свободе способно пересилить даже
самую скрупулезно отлаженную систему лжи и рабства. Потеря контроля над
динамикой общественных процессов и распад государства явился итогом
самоизоляции руководства страны, жившего в убежденности, что оно
контролирует весь народ. В действительности Кремль видел лишь искаженную
картину внутренних и внешних процессов, а решения, которые он принимал,
основывались на информации, полученной и отобранной КГБ. Он не имел
возможности обратиться к альтернативным источникам данных или к прямой
проверке своих решений обществом на выборах или на референдуме. Понимая,
что государственная монополия на информацию превратилась в гигантскую
машину дезинформации, Горбачев попытался открыть новые каналы
коммуникации между властью и обществом. Однако логика созданной
Андроповым системы была железной, и каждое отклонение грозило эрозией
всей ее конструкции. Гласность сломала строившиеся годами структуры и
нарушила функционирование выработанных механизмов, и в результате
привела к распаду партии и государства.
Правда далеко и на лопатках
Сейчас
Путин и его соратники точно так же видят в государственных структурах
намордник, надетый на опасные (а одновременно человечные) стремление к
свободному получению знаний, любопытство к миру и поиск правды. Личный и
профессиональный опыт усиливают в них осознание того, как ценна и
опасна может быть информация, которая способна свергать режимы,
разрушать державы и, что самое главное, оказывать фундаментальное
влияние на их собственную общественную позицию и перспективы развития.
Комплекс исторических, политических и личных факторов приводит нынешнюю
российскую элиту к пониманию контроля над информацией не только как
гарантии стабильности государственности, но и своего собственного
благополучия. Именно поэтому сохранение такого контроля стало для
правящих сейчас страной преемников Андропова абсолютным приоритетом.
Базируя
функционирование государства на образцах, почерпнутых из собственного
опыта, и внедряя на уровне страны механизмы, работающие в аппарате
безопасности, российские власти создают (у себя самих и населения)
иллюзию полного контроля над всеми политическими, экономическими и
общественными процессами в России. Придуманная Владиславом Сурковым и
построенная Путиным вертикаль власти – это ни что иное, как попытка
создать жестко иерархизированную структуру, функционирующую по принципу
передачи воли высшего исполнителя на нижние уровни системы с
транслированием наверх информации, необходимой для принятия
стратегических решений.
Весь процесс жестко контролируется и
страхуется многоступенчатой системой проверок. В подобной модели нет
места ни инициативе снизу, ни широкой дискуссии о государственных делах.
Процесс принятия решений ограничен высшим звеном, а любые попытки
инициировать дискуссию воспринимаются как нарушение субординации.
Критика, исходящая даже из самых патриотических побуждений, называется
«оскорблением России», а ее авторов обвиняют в отсутствии патриотических
чувств и в работе на иностранные разведки.
Палка о двух концах
Сидящие
сейчас в Кремле наследники Андропова не принимают во внимание того, что
созданная ими система работает в две стороны. С одной, она ограничивает
и цензурирует сообщения, поступающие обществу, а с другой – фильтрует и
отбирает информацию, которая доходит до властных кругов.
Если
Владимир Владимирович на самом деле доверяет исключительно
представителям своего бывшего работодателя и принимает все свои решения
на основе содержания красной папки, которая ежедневно появляется на его
столе, то он все больше отдаляется от реального мира и живет в
«матрице», созданной для него руководством спецслужб. Если по
телевидению, из прессы и от своих сотрудников он слышит одни и те же
заученные слова, то, видимо, продолжает свято верить, что именно так и
выглядит ситуация в нынешней России, а одновременно у него нет ни
малейшей возможности проверить достоверность или надежность источников
информации. Каждый, кто хоть раз оказывался в местах, куда приезжает
президент, знает, какие огромные силы и средства прикладываются к тому,
чтобы ни один случайный человек не мог даже приблизиться к главе
государства, не говоря уже о свободной беседе или каких-то вопросах.
При
этом следует помнить, что контролирующие информационные потоки
спецслужбы имеют собственные материальные и идеологические интересы.
Передача контроля над информацией в их руки становится во все большей
степени не целью, связанной с государственными потребностями, а
инструментом укрепления собственной позиции в госструктурах: власти не
только над обществом, но в первую очередь, над его элитами. Возможность
отбирать и обрабатывать сообщения, которые поступают в центры принятия
решений, - это оружие политической борьбы и способ вернуть себе
утраченный после распада СССР престиж и столь желанное благосостояние.
Таким
образом российские спецслужбы стремятся восстановить свою позицию
андроповских времен, которая обеспечит им роль арбитра в процессе
разработки всех стратегически важных решений в области функционирования
государства. Противоречие, однако, заключается в том, что по мере
ухудшения экономической ситуации и роста напряженности в обществе
создаваемая этими структурами альтернативная реальность все дальше
отходит от действительности (очевидной для всех знакомых с российскими
реалиями наблюдателей). В результате власть не замечает или просто
исключает из пространства общественной дискуссии реальные проблемы, с
которыми приходится сталкиваться обычному российскому жителю. Попасть
между реалиями общественной жизни и направлениями активности власти
увеличивается, опасно приближаясь к своим масштабам пика брежневского
«застоя». В то время как граждане подсчитывают, сколько стремительно
дорожающих товаров они в состоянии купить на обесценивающиеся деньги,
президент осматривает колоссальные инвестиционные проекты в Сочи, а
премьер-министр уверяет на международных саммитах, что Россия возвращает
себе позицию сверхдержавы и самостоятельного полюса международных
отношений.
Как и в случае с советским государством, будет
достаточно стечения неблагоприятных факторов, например, снижения цен на
энергоресурсы, совпавшего с неудачной заграничной интервенцией, чтобы
искусно выстраивавшаяся долгие годы конструкция рухнула без единого
выстрела – лишь под напором правды о себе самой.