Украина-2017: видение оппозиции
Лидеры объединенной оппозиции Юлия Тимошенко и Арсений Яценюк Фото пресс-служба Фронт Змін
Как будет выглядеть страна, если объединенная оппозиция реализует
свою наполовину либеральную, наполовину социалистическую программу
В начале августа ключевые претенденты на победу на парламентских
выборах 2012 года опубликовали свои предвыборные программы. Forbes.ua
задался вопросом, какой была бы Украина, если бы каждая из партий
получила возможность их реализовать. Первый пример – Украина-2017 по
версии объединенной оппозиции. Ее программа – с одной стороны, манифест
либералов, обещающих навсегда покончить с азаровщиной и всесильной
налоговой службой. А с другой – это программа социального равенства без
оглядки на последствия для бюджета.
Бизнес на подъеме
Киев, лето 2017 года. На улице – привычная 40-градусная жара, но в
помещении «универсама услуг» – полумрак и прохлада. В очереди к
«универсаму» (так называется «единое окно» административных услуг для
бизнеса и населения) стоят с десяток человек.
С тех пор, как такие единые окна заработали по всему государству,
общение с госорганами значительно упростилось, любую справку или
разрешение получить гораздо проще, чем еще в 2012-м. Да и вообще, с
момента прихода объединенной оппозиции к власти делать бизнес в Украине
стало намного проще. Сразу после парламентских выборов 2012 года, на
которых оппозиция «взяла верх», Налоговый кодекс был отменен. Вместо
него был принят Кодекс экономического развития. Число налогов
сократилось до 7, ставка НДС – снижена до 15%, малый и средний бизнес
получил льготный налоговый режим, размер единого социального взноса
резко снизился.
В 2012 году Украина занимала в рейтинге Doing Business 181 место в мире
из 183. Вырваться в лидеры к 2017-му Киеву не удалось, но подняться на
пару десятков позиций оказалось вполне возможно.
Вторым важным шагом нового состава парламента стало уменьшение
полномочий налоговой и обеспечение независимости украинских судей. Рада
отказалась от внеплановых проверок, ликвидировала систему «смотрящих» за
бизнесом и дала решающий бой коррупции.
По окончании инвентаризации земли новая власть запустила свободную
торговлю ей, – хотя, пытаясь избежать намеренного занижения ее
стоимости, установила на землю минимальную цену, отталкиваясь от
существовавших в 2012 году «теневых тарифов» – $300-1000 за 1 га, по
оценке Андрея Патиоты, старшего аналитика компании «АРТ Капитал». Такой
«входной порог» никого не смутил, и котировки украинских аграрных
компаний снова взлетели.
Все это могло бы вывести страну в лидеры по деловой активности в
регионе. Если бы не популизм. Ведь с 2012 года в Украине увеличилось не
только число мелких ресторанчиков, магазинов и прочих малых предприятий.
Кратно выросло и число бабушек, стоящих с протянутой рукой.
Не хватило бюджета
Как только объединенная оппозиция (ОО) выиграла выборы, ее руководство
попыталось выполнить свое главное обещание – повысить социальные
стандарты. Уже в бюджет 2013 года заложили амбициозные показатели роста
социальных расходов. Все пенсии повышены на обещанные 334 грн.,
прожиточный минимум и минимальная зарплата выросли до 2400 грн. Кроме
того, оппозиция отменила пенсионную реформу, вернув страну к солидарной
системе пенсионного обеспечения.
И – своей щедростью и заботой о 13 миллионах пенсионеров создала большую дыру в госбюджете.
Вообще-то, оппозиция надеялась, что сможет перекрыть рост соцвыплат за
счет реализации двух своих ключевых программ – антимонопольной и
антикоррупционной. Кроме того, источниками средств должны были стать
сокращение расходов на аппарат, отмена льгот для богатых, внедрения
налогов на операции с офшорами и т.д..
Андрей Пышный, заместитель руководителя Центрального штаба ВО
«Батьківщина» и член политсовета партии «Фронт змін», говорил, что
только за счет выведения бизнеса из тени правительство надеется получить
дополнительно до 70 млрд грн. поступлений в бюджет в год. Ликвидация
«схем» и «крыш» на таможне, по его словам, дала еще до 20 млрд грн. в
год. Еще около 200 млрд грн. должно было дать наведение порядка в сфере
госзакупок (в 2012 г., по оценкам Пышного, разворовывалось 50% из 400
млрд грн., что шли в эту сферу).
Но, чтобы заплатить за предвыборные обещания, этих средств не хватило.
Повышение пенсий для 13 млн пенсионеров, по оценкам Пышного, стоило
бюджету 52 млрд млрд грн. в год, а увеличение минимальной зарплаты, в
том числе для бюджетников, в два с половиной раза – еще около 100 млрд
грн.
А ведь из-за снижения единого социального взноса бюджет и так не
досчитался десятков миллиардов. Ставка оппозиции на быстрый выход
бизнеса из тени сработала не сразу и не в полной мере – ведь если бизнес
научился вовсе не платить налогов с зарплат, заставить его платить даже
20% оказалось проблематичным. В результате, сокращение ЕСВ до
приемлемых для бизнеса 20% обернулось потерями в 69 млрд грн. в год. Не
зря предупреждал директор Института экономики и прогнозирования НАН
Украины Валерий Геец, что больше, чем на 5% в год открыто декларируемые
доходы расти не будут. Так и вышло: детенизация экономики дала прирост
бюджетных доходов не больше, чем на 35 млрд грн. в год.
Другими словами, предлагаемых компенсаторных механизмов оказалось
недостаточно, чтобы быстро профинансировать увеличение дефицита бюджета.
В результате пенсии и зарплаты на бумаге повысили – но выплачивать их
не смогли. Перекрыть дефицит попытались за счет новых займов, но из-за
несбалансированного бюджета стоимость заемных ресурсов для Украины также
поползла вверх. Бросились за помощью к МВФ – но и там получили от ворот
поворот. Ведь пенсионная реформа была одним из основных условий для
работы с Фондом, и ее отмена вновь увеличила пропасть между руководством
фонда и Киевом. Да и в целом, дефицит Пенсионного фонда Украины уже в
2012 году значительно превышал средний показатель в Европе, говорит
Игорь Путилин, руководитель аналитического отдела ИГ «АРТ Капитал».
Из-за отмены пенсионной реформы ситуация лишь ухудшилась.
Преодолеть все эти негативы экономика смогла лишь спустя 4-5 лет –
когда бюджет, наконец, ощутил эффект от либерализации условий для
ведения бизнеса.
Вперед, в прошлое
Повысить доходы госбюджета могло быстрое оживление в экономике, но и
его не произошло. Все началось с того, что в 2013 году из Украины уехал
глава компании Shell в Украине Грэм Тайли.
Почему? В мае 2012 года Shell подписала соглашение о разделе продукции с
правительством Украины на разработку Юзовского месторождения газа. Но
одним из ключевых обещаний ОО на выборах была реприватизация нефте- и
газоскважин. Придя к власти, оппозиция взялась выполнять обещанное. В
числе других, были пересмотрены и результаты конкурса, на котором
выиграла Shell. Работать в стране, где результаты любого конкурса могут
быть отменены, международная компания больше не захотела.
Стремясь отодвинуть «донецких» от приватизации, оппозиция намерена ввести запрет на приватизацию шахт
Скважинами новая власть решила не ограничиваться. «При режиме Виктора
Януковича облэнерго продавали за бесценок. Мы проанализируем результаты
их приватизации, и по каждому конкретному случаю будем принимать решение
– отменять результаты приватизации или нет», – говорил перед выборами
Сергей Соболев, премьер-министр теневого правительства в БЮТ и №8 в
списке Объединенной оппозиции. После победы на выборах эти обещания
воплотились в жизнь. Отношения были «пересмотрены» с новыми владельцами
большинства активов – особенно «донецкими». Страну накрыла очередная
волна реприватизации. От активов отодвинули Фирташа, Ахметова,
Иванющенко и т.д., но заодно пострадали и не-олигархи.
Стремясь отодвинуть от собственности команду Януковича, оппозиция ввела
запрет на приватизацию государственных шахт. Правда, как это всегда
случается, когда государство пытается управлять шахтами, ничего кроме
роста травматизма, смертности и себестоимости это не принесло. В
результате, говорит Станислав Зеленецкий, аналитик ИГ «АРТ Капитал»,
налогоплательщики оказались вынуждены поддерживать шахты, у которых
себестоимость добычи угля в разы выше, чем рыночная цена угля. Вот вам и
еще одна дырка в госбюджете.
Запрет на повышение тарифов ЖКХ для населения также привел к
прогнозируемым результатам. Вообще-то он планировался как временный –
пока правительство не погасит все долги по зарплате и стипендиям. По
словам Пышного, справиться с этой проблемой новый состав парламента
надеялся за один-два квартала. Ведь проблема невыплаты зарплаты, по
большому счету, до выборов была неактуальна: по данным Укрстата, долги
по зарплате за январь-июнь 2012 составляли 962 млн грн. – на 19% ниже,
чем в аналогичном периоде 2011 года, говорит Игорь Путилин, руководитель
аналитического отдела «АРТ Капитал». Но на фоне существенного роста
госрасходов выплата даже этой суммы растянулась на годы, затормозив и
реформу ЖКХ.
Повышение тарифов могло уменьшить убыточность ТЭС, сократить дотации из
госбюджета и позволить привлечь в отрасль частные инвестиции. Но теперь
частному бизнесу ЖКХ оказалось неинтересно, а у государства денег на
модернизацию электростанций не было. Как итог, говорит Зеленецкий, –
дальнейший износ ТЭС, рост себестоимости производства электроэнергии. И
вслед за этим – рост долгов ТЭС по зарплате, а затем и постоянные
аварийные остановки станций.
Многие отрасли экономики оказались отброшены назад в развитии. Вместо
того чтобы опереться на достижения предыдущей власти в ряде отраслей,
оппозиция «откатила» все к первоначальному состоянию, чтобы затем заново
начинать реформы. «Учитывая, что время бесценно, это довольно дорогое
удовольствие», – говорит Зеленецкий.
Источник:
================================================================
Украина-2017: видение Партии Регионов
№1 избирательного списка Партии Регионов, премьер-министр Николай Азаров Фото архив Корреспондент
Как построить эффективную экономику без частного бизнеса? В своей
предвыборной программе «Партия Регионов» ищет ответ на этот вопрос
В Украине не читают предвыборных программ. Зачем? «Бизнес верит делам, а
не словам», – говорит Владислав Лукьянов, депутат ПР и замглавы
парламентского комитета по бюджету. У него есть причины так говорить.
Предвыборная программа Партии Регионов – перечень обещаний «простому
украинцу» и минимум внимания к проблемам частного бизнеса. Если верить
Лукьянову, компаниям не стоит сильно из-за этого переживать.
И все же Forbes.ua решил посмотреть, как бы выглядела Украина, если бы
Партия Регионов смогла реализовать все, что описано в ее предвыборной
программе. Мы продолжаем серию публикаций «Украина-2017», в которых
говорим о том, какие варианты развития предлагают нашей стране ведущие
политические партии. Хотя в случае с ПР нужно делать скидку: за почти
полным отсутствием намеков на будущее украинского бизнеса могут
скрываться десятки разных сценариев развития экономики.
Страна военных и пенсионеров
Контрактная армия, доступное жилье для полумиллиона украинских семей,
гарантия первого места работы для студентов… С момента победы на выборах
2012 года Партия Регионов пыталась тщательно воплотить в жизнь все свои
многочисленные обещания по улучшению качества жизни простых украинцев.
Созданы передвижные амбулатории для украинских сел, в каждой школе
теперь есть интернет, по всей стране работают центры по обучения граждан
востребованным на рынке профессиям…
Больше других партия власти уважила бюджетников, военных и пенсионеров.
Сразу после победы «регионалов» на парламентских выборах, пенсионеры получили надбавку в 430 грн.
Если остальным Кабмин старался помочь, не беря на себя прямых
обязательств по соцрасходам, то в случае с этими тремя группами
населения он оказался более щедр.
Сразу после выборов в Раду, пенсионеры получили надбавку в размере 430
грн. Именно столько «стоило» на тот момент обещание ПР обеспечить
минимальный уровень пенсий на 20% больше прожиточного минимума. Почти
столь же щедры «регионалы» оказались и к учителям: им зарплату ежегодно
стали поднимать на 20%. Военным и сотрудникам правоохранительных органов
не только повысили пенсии, но и обеспечили доступным жильем за счет
госсредств.
Правда, сегодня те же учителя не питают к правительству большой
благодарности. Во-первых, потому что на фоне общих темпов роста зарплаты
увеличение их зарплат оказалось практически незаметным. Стараниями ПР
средняя зарплата в нашей стране в течение пяти лет росла на 22% в год. С
2 900 грн. в июле 2012 г. она увеличилась до обещанных правительством 8
000 грн.
Во-вторых, потому что выросли не только доходы: почти удвоилась за тот
же период и стоимость жизни в Украине, так как подкрепить рост зарплат
регионалам оказалось нечем.
Считается, что рост оплаты труда не должен превышать темпов роста
экономики – иначе он «съедает» ресурсы для инвестиций, а значит, и
потенциал для роста экономики в будущем. Но регионалы обещали, что ВВП
будет расти на 5% в год, и большего не добились.
Обеспечивать нужные показатели пришлось за счет перераспределения
доходов компаний в пользу выплаты зарплат и за счет высоких темпов роста
инфляции. По оценкам директора исследовательской компании CASE-Украина
Дмитрия Боярчука, среднегодовая инфляция в Украине составляла 15% в год.
В результате цены на товары стали увеличиваться почти с той же
скоростью, что и зарплаты, говорит Боярчук. Инфляция «съела» рост
доходов, к которому так стремилось правительство. Как «съела» она и
доходы вкладчиков Ощадбанка (до 2017 г. правительство обещало выплатить
им сбережения в сумме до 5 000 грн.)
Пытаясь обеспечить стабильный рост доходов вне зависимости от того, что
по этому поводу «говорит» экономика, новое правительство Партии
Регионов допустило не только эту ошибку. Еще один промах – стремление
обеспечить стабильность национальной валюты после октябрьских выборов
2012 г.
Население Украины судачило о неизбежной девальвации гривны в течение
всего года перед выборами в парламент. И активно скупали валюту.
Накануне выборов, в июне-июле 2012 г., Нацбанку приходилось тратить на
поддержание курса гривны больше $1 млрд. в месяц. Международный валютный
фонд еще в начале июля 2012-го подсчитал, что такими темпами для
удержания официального курса доллара на уровне 8 грн. НБУ придется
израсходовать до конца года почти $5 млрд. Такими темпами к новому, 2013
году международные резервы Нацбанка сократятся до $24,4 млрд,
прогнозировал Фонд.
Но новый Кабмин все равно остался верен жесткой привязке гривны к
американскому доллару. Это быстро подорвало не только резервы, но и
платежный баланс страны. Ведь сильная гривна в то время, когда все
другие страны старались девальвировать свою валюту, означала ухудшение
позиций украинских экспортеров.
до $24,4 млрд
сократятся международные резервы Нацбанка к началу 2013 г., по прогнозам МВФ
В итоге в 2013 г. власти вынуждены были отпустить курс, гривна
обесценилась. А поскольку даже после этого правительство не отказалось
от идеи обеспечить «стабильный» курс украинской валюты, целебный эффект
от девальвации продлился недолго. Уже через три года в экономике
скопились аналогичные дисбалансы.
Видимая рука
Впрочем, главной особенностью программы ПР стали не соцрасходы и не
попытка удержать гривну на прежнем уровне, а роль государства в развитии
экономики. Госрасходы стали источником жизни для всех и вся. Речь о
бизнесе шла лишь в контексте помощи от государства, накоторую он может
рассчитывать.
Помощь оказалась щедрой. К примеру, часть большого пирога госрасходов
досталась IT- и телекоммуникационным компаниям. За счет госбюджета ПР
провела компьютеризацию всех школ и подключила их к интернету. Кроме
того, ИТ-компании и инновационные проекты получили десятилетние
налоговые каникулы.
Еще часть госсредств «отошла» энергетическому сектору, который и до
выборов пользовался активной поддержкой государства. После выборов ПР
продолжила в том же духе: правительство оказывало всяческую поддержку
бизнесу в разработке шельфовых газовых месторождений, добыче собственных
энергоносителей, развитии альтернативной энергетики. «В 2011 г. на
оплату российского газа была потрачена, по сути, треть расходной части
бюджета», – объясняет логику такой помощи Владислав Лукьянов. Замена
российского газа собственными энергоносителями позволила значительно
снизить закупки и выровнять баланс НАК «Нафтогаза», а вместе с ним и
бюджетный дефицит.
Кроме того, в рамках борьбы за защиту окружающей среды, в Украине с
нуля было построено 25 мусороперерабатывающих заводов – по одному на
каждый регион. Вместе с рядом законов, которые в интересах
переработчиков мусора «двигались» летом 2012 г. через парламент, это, по
подсчетам Forbes.ua, создало рынок объемом 1 млрд грн.
Но больше всего повезло, пожалуй, строительным компаниям. На них пролился настоящий золотой дождь.
Во-первых, выполняя обещания по оздоровлению способа жизни обычного
украинца, правительство снабдило строителей большим пакетом заказов на
строительство по всей Украине бассейнов, стадионов, ледовых арен и
спортивных площадок.
Во-вторых, господдержку получили компании, которые помогали
реализовать обещание регионалов по строительству 100 000 доступных
квартир в год. И это при том, что, по данным Министерства регионального
развития, в 2011 г. усилиями всех частных застройщиков в Украине было
построено лишь 83 000 квартир.
В предвыборной программе «регионалы» обещали продолжить
грандиозный проект Министерства инфраструктуры по созданию скоростного
ж/д сообщения с провинциями и свое слово сдержали
Наконец, строители получили огромный пакет заказов в инфраструктурной
сфере. Количество обещанных на выборах 2012 г. проектов в этой области
превышало число реализованных до этого в рамках подготовки к Евро-2012.
По доле расходов Министерство инфраструктуры вообще оказалось настоящим
государством в государстве. К примеру, оно смогло продолжить свой
грандиозный проект по созданию скоростного железнодорожного сообщения.
Украина получила обновленные аэропорты, вокзалы, морские и речные порты
не только в городах, принимавших Евро-2012, но и в десятке других. Кроме
того, на плечи Министерства инфраструктуры в главе с Борисом
Колесниковым было возложено строительство современных автомобильных
дорог через всю Украину. В результате, проехать Украину с запада на
восток теперь можно за 14 часов.
Государственные расходы на реализацию инфраструктурных проектов вновь
исчислялись десятками миллиардов гривен в год. Это помогло увеличить
внутренние инвестиции, а вместе с ними и добиться нужного роста ВВП в
5%.
Правда, вместе с госрасходами взлетел к небесам и госдолг – ведь других
ресурсов для финансирования столь масштабных проектов в Украине
по-прежнему не было (как показал опыт Евро-2012, частный бизнес в
крупные совместные инфраструктурные проекты с властью не верит).
Кроме того, часть денег в рамках инфраструктурных проектов ушла на
развитие не украинских вагоностроителей, а, как и в случае с покупкой
поездов Hyundai к Евро-2012, иностранных. А строительство дорог так и не
смогло вывести Украину на новый уровень в роли транзитного государства,
ведь основная преграда на этом пути – «непроходимость» украинской
таможни – так и не была устранена.
Из-за проблем с коррупцией и длительности таможенных процедур страна
как была, так и осталась по показателю легкости трансграничной торговли
на 140-м месте в международном рейтинге Doing Business. Потери от
коррупции и задержек на границе почти не изменились по сравнению с 2010
г. когда, по данным ВБ, они стоили экспортерам и импортерам ежегодно по
$4 млрд.
Украина для людей. Не для бизнеса
Что с остальными отраслями? Им – банкирам, аграриям, машиностроителям –
оставалось лишь позавидовать коллегам из строительной или IT-отрасли.
Создалось впечатление, что в остальных сферах частный бизнес Украине
просто не нужен.
«Прошлые выборы показали: оппозиция может пообещать что угодно, но
слова часто расходятся с делом. О нашей программе можно судить по тому,
что мы уже сделали», – пытался объяснить Forbes.ua такое невнимание к
бизнесу Владислав Лукьянов. Объяснение было кстати: в предвыборной
программе ПР не нашлось ни слова о поддержке частной инициативы, о
дерегуляции, улучшении бизнес-климата.
Более того, после победы на выборах 2012 г. новая старая партия власти
сделала ставку не на развитие частного бизнеса, а на рост роли и влияния
государства везде, куда можно было дотянуться. Предвыборная программа
содержала сразу несколько откровенных намеков на подобные намерения.
К примеру, в 2012 г. регионалы пообещали обеспечить первым рабочим
местом выпускников. Поменяв трудовое законодательство, они своего,
конечно, добились. Но вместо того, чтобы сделать рабочую силу более
мобильной и гибкой, наоборот, внедрили в него нормы о том, что теперь
каждое предприятие должно было иметь квоту на молодых.
После победы на выборах 2012 г., новоя старая партия власти сделала
ставку не на развитие частного бизнеса, а на рост влияния государства
везде, куда только можно было дотянуться
Другой «удачный» пример вмешательства – обещание дешевых банковских
кредитов. Обеспечить их при 15%-й инфляции и плохом бизнес-климате
рыночными методами оказалось практически невозможно, говорит Боярчук. В
результате пришлось прибегнуть к банальной игре государственных
мускулов. Кабмин просто обязал банки кредитовать бизнес и население по
определенной ставке.
Добилась ли власть своего? Нет, наоборот. Иностранные банки начали
покидать Украину еще до выборов, но после октября 2012 г. их уход стал
по-настоящему массовым. В результате, говорит Виталий Ваврищук, аналитик
ИГ Concorde Capital, к 2017 г. в стране осталось не больше десяти
действительно стойких, крупных финучреждений. Но они потому и выстояли,
что сопротивлялись давлению власти и кредитовали сравнительно дорого.
Аналогично и с фармацевтикой. «Регионалы» пообещали избирателям
снижение цен на лекарства первой необходимости на 30%. Чтобы добиться
этого, по словам Боярчука, нужно было ввести контроль за ценами на
лекарства. Но это сильно поубавило желания у компаний торговать подобной
продукцией. В результате некоторые виды лекарств стало так же сложно
найти в аптеках, как гречку на полках супермаркетов в начале 2011 г.
Правда, фармкомпании смогли неплохо «отыграться» на продаже лекарств для
онкологических и больных и ВИЧ-инфицированных, средств против
сердечно-сосудистых заболеваний, туберкулеза. Минздрав, пытаясь
полностью обеспечить ими больницы, сделал хорошую выручку не одному
производителю лекарств.
Так как развивать экономику «регионалы» решили за счет государственных
средств, налоговое давление на бизнес только усилилось. Формально ставки
налогов даже снизились: как и было прописано в Налоговом кодексе, с
2014 г. налог на прибыль предприятий уменьшился до 16%. Но налоговая
служба уже до выборов показывала хорошие способности увеличивать
налоговые сборы вне зависимости от результатов экономической
деятельности. После выборов она в этом лишь совершенствовалась.
«Все это привело к еще более нерациональному использованию ресурсов в
экономике», – говорит Ваврищук. В итоге, вместо того, чтобы стать более
конкурентоспособной, как о том заявляло руководство страны, Украина
стала исчезать с внешних рынков. В рейтинге конкурентоспособности
Всемирного экономического форума, в котором Украина в 2012 г. занимала
82-е место из 142 стран, она в течение следующих пяти лет лишь теряла
позиции.
Источник:
|