16.05.2012 Железная деградация
«Укрзалізниця»
продолжает «радовать» пассажиров, отменяя «ненужные» поезда: так,
теперь мы лишились состава «Киев-Севастополь». По удивительной причине –
будто бы из-за непопулярности. Тот, кто хоть раз пытался добраться из
столицы до Севастополя самым удобным и надежным способом, знает – это
чистейшей воды вранье. Подобных новостей об «улучшении»
пассажирского движения на железных дорогах можно привести еще десятки
(«2000» писала о них неоднократно) – все они вызывают у большинства
пассажиров ненависть и негодование. Неужели рядовые украинцы не способны
понять сути реформ, объявленных «Укрзалізницей»? Увы — суть ее,
конечно, не в том, что старые поезда будут мешать десятку новых якобы
суперскоростных электричек. Все гораздо прозаичнее: госмонополия, долгие
годы ничего не вкладывавшая в подвижной состав, больше не способна
эксплуатировать разваливающуюся рухлядь. И под благовидным предлогом
(«реформы») просто выводит из эксплуатации совсем уж одряхлевшие вагоны. На
майские мне пришлось провести всю ночь в вагоне, в котором не работала
принудительная вентиляция – в результате мой пожилой сосед по купе едва
не получил сердечный приступ. Проводница лишь огрызнулась: «скажите
спасибо, что вообще хоть как-то курсируем». Пассажиры, ехавшие в
соседнем вагоне, вынуждены были поступить радикально: они разбили
неоткрывающееся окно, чтобы получить хоть какой-то приток воздуха.
Уверен – подобных историй любой человек, регулярно пользующийся нашими
поездами, может рассказать десятки. Но вечную проблему сегодня
усугубляет одно крайне тревожное обстоятельство: все признаки
свидетельствуют о том, что «Укрзалізниця» в ближайшее время будет
приватизирована. И самое скверное – из состава монополии будут вымыты
высокодоходные активы (сектор грузовых перевозок), система же
пассажирского сообщения останется на шее государства. Как результат –
ситуация, по всей видимости, ухудшится катастрофически: скудное
просачивания денег, заработанных на грузопотоке, в пассажирскую «бездну»
совершенно прекратится. Легко
предсказать, какой выход будут навязывать соотечественникам Минтранс и
Кабмин: автомобильное, автобусное сообщение. Однако стоит сделать еще
один шаг в этом направлении, и страна лишится одного из самых богатых
кладов, оставшихся от СССР – великолепной инфраструктуры пассажирского
железнодорожного транспорта. Украина умудрилась не только не
воспользоваться этим важнейшим преимуществом, развивая и модернизируя
систему, но вплотную подошла к тому, чтобы его потерять. Вопрос о
радужных «реформах» на железных дорогах давно перешел из плоскости
банального раздражения вечно недовольного электората в сферу реальной
угрозы национальной безопасности. И если власть сегодня этого не
признает (и не обратится к соответствующим мерам – хотя бы приняв после
открытого экспертного обсуждения внятную программу реформирования
железных дорог) – уголовное «газовое» дело Тимошенко может лет через
двадцать в истории громких судебных процессов страны просто потеряться
из-за своей незначительности.
Марина МАРКОВА
Источник:
|