Учитывая значительный объем экономической составляющей в послании,
скорее всего, его можно рассматривать как своего рода начало
предвыборной кампании 2015 года, а не как необходимость раздать четкие
указания в условиях нарастающих экономических проблем. Такой вывод
делает аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Александр Автушко-Сикорский.
Модернизация всего
В нынешнем послании появился новый блок – модернизация, которому
выделяется едва ли не половина всего послания. И в этом заключается одно
из основных отличий нынешней программной речи президента, сообщили "Ежедневнику" в BISS.
При этом модернизация заявляется не просто как лозунг, а как
стратегическое целеполагание дальнейшего развития экономической политики
Беларуси, что обусловлено ростом конкуренции на внешних рынках
(вступление России в ВТО) и необходимостью поиска новых направлений
сбыта продукции.
Стоит отметить, что ряд экономических показателей ставит под сомнение
перспективы выполнения поставленных Лукашенко задач. В частности, на
60% госпредприятий выручка на одного занятого составляет только около 20
тысяч долларов, а источники финансирования технической модернизации
неочевидны. Однако значительный объем «модернизационного» блока и
уровень его детализации в послании этого года говорит о серьезном
стремлении к построению в Беларуси «импортозамещающей экономики» и
отказе от повышения доли частного сектора в ВВП Беларуси.
В очередной раз в речи президента модернизация и структурные изменения
экономики определяются как исключительно техническое переоснащение,
точнее – «не раздача государственных активов, а приобретение нового
качества экономики».
Сделать во всем хорошо
Значительная часть послания этого года уделена своего рода
«социальному» блоку, в который входят вопросы доходов населения, жилья,
цен и здравоохранения. Этот блок абсолютно новый (в прошлогоднем
послании его не было). Несмотря на ряд негативных замечаний («зарплата
должна быть заработана» и т.д.), в данном блоке содержится достаточно
много положений, которые могут быть позитивно расценены электоратом.
Во-первых, послание обещает «неоднократное повышение тарифной ставки
первого разряда бюджетников, пенсий и пособий». Несмотря на то, что
основным источником «зарплатной прибавки» называется не денежная
эмиссия, а повышение производительности труда и модернизация,
утверждение об уже заложенном в бюджете повышении должно стать базисом
для позитивной реакции со стороны населения.
Во-вторых, хотя президент в очередной раз высказался о недопустимости
сдачи в аренду жилья, построенного в кредит (ранее это уже вызвало рост
стоимости арендного жилья), он потребовал разобраться с
недобросовестным поведением застройщиков и ввести меры контроля за
распределением дополнительных расходов при долевом строительстве жилья.
В-третьих, в очередной раз было дано указание остановить рост цен,
удержать годовой уровень инфляции на рубеже в 10%. Отдельное указание
было дано относительно контроля за тарифами ЖКХ, рост которых в 2013
году оказался довольно существенным.
Управление и мировая арена
Блоки государственного управления и отношений Беларуси с другими
странами сильно сократились в сравнении с посланием прошлого года.
Применительно к блоку управления это обусловлено тем, что
прошлогоднее послание касалось реформы МВД, подразумевавшей
реструктуризацию ряда ведомств. В этом году Лукашенко касается реформы
госаппарата через сокращение количества занятых в системе
государственного управления. Это уже решенный вопрос (указ №168 «О
некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных
государственных организаций, а также численности их работников» был
подписан 12 апреля). Президент, однако, обещает, что попавшие под
сокращение чиновники без работы не останутся.
«Потеря в весе» блока о международных отношениях Беларуси
обусловлена, скорее всего, затишьем и отсутствием серьезных конфликтов
как с Евросоюзом, так и с Россией, а также связана с низкой вероятностью
появления таких конфликтов в обозримом будущем. Президент отдельно
акцентирует внимание на том, что Беларусь важна для Евросоюза как
транзитная территория, через которую осуществляется логистика товаров и
которая играет роль своего рода «фильтрующей прослойки» на пути
контрабанды и нелегальной миграции. И при этом «ссориться и ругаться» с
ЕС Беларусь не хочет. Однако при этом президент отдельно декларирует,
что «мы идем к Евразийскому союзу».
Выводы
Учитывая значительный объем экономической составляющей в послании
президента, скорее всего, в первую очередь его можно рассматривать как
своего рода начало предвыборной кампании 2015 года, а не как
необходимость раздать четкие указания в условиях нарастающих
экономических проблем. На это указывает, в первую очередь, большая
социально-экономическая часть послания, а также тема модернизации
экономики, которая должна дать новый толчок экономическому росту
(напомним, согласно последним опросам НИСЭПИ, 64% белорусов считают, что
экономика страны находится в кризисе).