Цены на новые автомобили в России зачастую
заметно превышают стоимость этих же машин за рубежом, причем этот эффект
сохраняется даже в том случае, если определенную модель собирают в
России и уплате полноценных ввозных пошлин она не подлежит. «Газета.Ru»
взялась рассмотреть эти ценовые различия на примере десяти наиболее
популярных по версии Ассоциации европейского бизнеса (AEB) зарубежных
моделей в России.
Самой популярной на российском авторынке иномаркой является
южнокорейский компактный седан и хетчбэк семейства Hyundai Solaris,
собирающегося на заводе под Санкт-Петербургом. У себя на родине и во
многих других странах Solaris продается под названием Accent. Цены на
эту модель находятся в диапазоне от 11 до 16 млн корейских вон (от 302,2
до 438 тыс. рублей) в зависимости от оснащения. В России стоимость
седана Solaris колеблется от 459 до 689 тысяч рублей.
Идущий следом за Solaris южнокорейский
соплатформенник Rio ввиду конструкционного и технологического родства
сопоставим по цене с аналогом от Hyundai. Стоимость машин семейства Rio у
себя на родине от 11,4 до 16,5 млн корейских вон (от 313,5 до 451,7
тыс. рублей). На российском рынке модель доступна по цене от 490 до 640
тыс. рублей. В России Rio собирают на заводе «Автотор» в Калининграде.
Бестселлер среди набирающих популярность на
российском рынке кроссоверов, румынский Dacia Duster реализуется в
России под маркой Renault. Модель является одним из самых доступных
кроссоверов в мире и занимает третью строчку рейтинга продаж среди
иномарок в России. Согласно информации, размещенной на официальном сайте
Dacia, в Румынии цены на Duster начинаются на отметке 11,2 тыс. евро и
достигают 17,5 тыс. евро (от 455,7 до 709 тыс. рублей). Для российского
рынка модель собирается локально и продается по цене, вполне
сопоставимой с европейской: от 469 до 725 тысяч рублей.
Несмотря
на невысокую начальную цену, на просторах рунета широко распространены
заявления о том, что дилеры навязывают различное дополнительное
оборудование, в результате чего базовую версию Duster по цене в 469
тысяч рублей купить в России очень непросто.
Третье поколение Ford Focus, занявшее четвертую
строчку рейтинга продаж AEB среди иномарок в России, продается в США по
цене от $16 до $24 тыс. (от 501 до 773 тыс. рублей). Стоимость также
выпускающегося в России Focus с минимальным оснащением сопоставима с
американской: она составляет 542 тыс. рублей, но верхняя ценовая планка
для Focus в России заметно выше — 902 тыс. рублей, притом что оснащение
машины примерно сопоставимо с североамериканской версией. Стоимость
«заряженного» Focus ST различается в России и США почти вдвое — 1,3 млн
рублей в России против 735 тыс. рублей ($23,7 тыс.) в США
соответственно.
На пятой строчке рейтинга продаж иномарок в России
расположился Volkswagen Polo Sedan, изначально разработанный для рынка
Индии. Поскольку помимо российского рынка модель реализуется
преимущественно в Индии, для сравнения с российскими ценами использована
стоимость машины именно в этой стране. Там Polo Sedan реализуется под
названием Vento и стоит от 720 до 880 тыс. рупий (от 408 до 498 тыс.
рублей) за бензиновую версию машины. Версия с дизелем стоит дороже, но в
России она не продается. Бензиновая модификация Polo Sedan стоит в
России от 449 до 641 тыс. рублей — вновь наблюдается схожая цена с
зарубежной за базовую версию машины и заметно отличающаяся стоимость
машины с более богатым оснащением.
Европейский бестселлер Dacia Logan, как и кроссовер
Dacia Duster, в России продается под брендом Renault. На российском
рынке (6-е место) пока продается предыдущее поколение Logan, тогда как в
Европе уже доступна новая версия седана, цены на которую варьируются от
6,7 до 11,2 тыс. евро (от 271 до 453 тыс. рублей). Предыдущее поколение
модели, реализующееся в России, стоит от 349 до 500 тыс. рублей.
Чешский лифтбэк Skoda Octavia занимает седьмую
строчку списка AEB по продажам иномарок в России. Модель производится
для российского рынка локально, причем в Европе модель обходится даже
дороже — от 361 до 647 тыс. крон (от 563 тыс. до 1 млн рублей) за
бензиновые версии лифтбэка Octavia. В России цены на аналогичные
модификации машины варьируются от 574 до 846 тыс. рублей.
Оказавшийся на восьмом месте по продажам в России
хетчбэк на базе Dacia Logan, получивший название Dacia Sandero, также
реализуется на российском рынке под брендом Renault. В Европе модель,
как и Logan, продается в новом поколении по цене от 7,9 до 9 тыс. евро
(от 320 до 364 тыс. рублей) за машины с бензиновыми силовыми агрегатами.
В России Sandero предыдущего поколения в сопоставимой комплектации
стоит от 359 до 510 тыс. рублей.
Седан Chevrolet Cruze занял девятое место по
продажам иномарок в России. Разработанная преимущественно в Южной Корее
машина продается там по цене от 18 до 20,5 тыс. корейских вон (от 494 до
558 тыс. рублей), причем речь не идет о реализуемой в России
модификации с двигателем 1,6, а только о версиях с моторами 1,8 и 2,0 (в
России такой агрегат на Cruze не устанавливается). На российском рынке
модель стоит от 609 до 806 тыс. рублей.
Последним в числе 10 иномарок — лидеров российского
авторынка оказался кроссовер Nissan Qashqai. На своей родине в Японии
модель реализуется под названием Dualis, стоимость варьируется от 2 до
2,77 млн японский иен (от 653 до 862 тыс. рублей). В России модель
доступна в более бедных комплектациях, чем в Японии, и продается по цене
от 876 тыс. до 1,3 млн рублей.
Известный автомобильный журналист, заместитель
главного редактора издания «За Рулем» Игорь Моржаретто подчеркнул, что
не все зарубежные модели в России стоят дороже, а также упомянул о
множестве нюансов, связанных с налогообложением и таможенными сборами
различных стран. «Во-первых, у нас налоговая система отличается от,
условно говоря, американской или европейской. Во-вторых, у нас есть
сборы, которых у них нет, допустим, утилизационный сбор».
«Но
в первую очередь все зависит от спроса и предложения. Если на модель
большой спрос, конечно, компания попытается заработать на этом. Ни одна
компания не будет продавать машины себе в убыток», — рассказал
Моржаретто.
Говоря о таких примерах разницы в ценах, как
стоимость Hyundai и Kia в Южной Корее и России, эксперт упомянул
несколько факторов, влияющих на ценообразование машин на Корейском
полуострове. «Там действует иная система налогообложения и ряд
протекционистских мер — очень большие ввозные пошлины на иномарки,
которые иногда достигают 200% от стоимости машины, особенно премиальные.
Таким образом они поддерживают своего производителя, это право каждой
страны. У нас тоже есть что-то подобное: промсборка — это тоже мера
защиты рынка.
Кроме того, у нас самые высокие таможенные пошлины во всей Европе», — рассказал эксперт.
«Те
автомобили, которые здесь не собирают, а ввозят, они изначально дороги,
а остальные подтягиваются под них. Раз есть спрос, то есть и
предложение. Чистая себестоимость произведенного в России бюджетного
автомобиля не превышает, условно говоря, $8 тысяч. Другое дело, что есть
еще налоги, маржа, есть транспортные расходы. В результате получается,
что цена удваивается. Я не считаю, что у нас такая плохая ситуация, что
цены задраны и кто-то наживается. Не было бы спроса — не было бы таких
цен», — подытожил Игорь Моржаретто.
Директор агентства «Автостат»
Сергей Целиков добавляет, что цену продаваемых в России иномарок во
многом определяет логистика, причем это утверждение справедливо и в
отношении собираемых в России машин. «Машины собираются в России
условно, поскольку валютная составляющая в них насчитывает 60—70%. Доли
российской составляющей, превышающей 40%, нет ни в одной иномарке
российской сборки.
При этом эксперт не согласен с тем тезисом, что
однотипные автомобили в России на порядок дороже, чем в других странах.
«Если сравнивать автомобили в стране производства с импортированными
машинами, то важно помнить, что есть логистика, пошлины и другие
затраты», — заключил эксперт.