Стартовый заказчик новейшего российского самолета Sukhoi
Superjet-100 (SSJ-100), похоже, окончательно разочаровался в своем
выборе и принял решение не использовать заказанные ранее самолеты. Ранее
авиакомпания объявила об отказе от покупки второго Superjet, а сейчас
ищет возможность отказаться и от первого лайнера, приобретенного еще в
начале 2011 года.
О том, что два SSJ-100 в раскраске Armavia
находятся сейчас в Жуковском, РБК daily рассказали несколько источников
в авиационных кругах и подтвердил официальный представитель
компании-производителя «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) Андрей
Муравьев. «На сегодняшний день оба самолета Armavia находятся на
территории летно-испытательного комплекса ГСС. Пока никаких официальных
документов об отказе авиаперевозчика от контрактных обязательств в адрес
ГСС не поступало. Мы пытаемся урегулировать все вопросы, возникающие во
взаимоотношениях с Armavia, в рабочем порядке», — сказал он РБК daily. В
то же время он отметил, что коммерческие отношения с перевозчиком носят
конфиденциальный характер.
По словам одного из источников РБК
daily, знакомого с ситуацией, у Armavia накопилась перед ГСС
задолженность за обслуживание первого самолета, однако перевозчик
отказывается платить. По данным источника, близкого к ГСС, этот лайнер
находится в залоге по кредиту одного из армянских банков. ГСС уже
предложила перевозчику реструктуризировать данную сделку и оформить
поставку уже двух лайнеров SSJ через компанию «ВЭБ-лизинг». «Самолет
хороший, но не до конца доработанный. Если самолеты Airbus и Boeing
летают по 330—350 часов в месяц, то SSJ летал лишь 150. Также о какой
оплате ремонта может идти речь, если самолету всего год и он на
гарантии», — отмечает источник РБК daily, близкий к Armavia. По его
словам, последней каплей стало то, что для проведения двухдневного
ремонта в Жуковском Armavia пришлось потратить четыре дня на соблюдение
таможенных процедур в связи с временным ввозом воздушного судна в
Россию.
Авиакомпания еще в начале июля предупредила ГСС, что ни
при каких обстоятельствах не будет эксплуатировать данный самолет.
«Armavia — небольшая компания и не может экспериментировать», —
резюмирует источник РБК daily, близкий к армянской авиакомпании. По его
словам, ГСС вернула Armavia заплаченные за первый самолет деньги за
вычетом 1 млн долл., в который оценен ремонт.
Armavia — стартовый
заказчик Superjet и начала эксплуатацию первого самолета еще в апреле
2011 года. Второй самолет должен был поступить перевозчику также в
прошлом году, однако Armavia затянула процесс приемки судна. А в начале
июля 2012 года представители армянской авиакомпании заявили об отказе
от покупки второго лайнера в пользу приобретения самолетов западного
производства.
Получить в Armavia комментарий РБК daily не удалось.
Ранее президент перевозчика Михаил Багдасаров выражал
неудовлетворенность сотрудничеством с ГСС. Так, по его словам, стоимость
запасных частей к самолету в четыре раза дороже аналогичных в Airbus.
По его словам, в России также не отработана схема финансирования
поставок техники зарубежным компаниям путем предоставления госгарантий
по примеру американского Eximbank, благодаря которому заемные средства
достаются эксплуатантам дешевле.