Куделин А. - "Почему палец не давит на спусковой крючок и почему оружие за долю секунды до выстрела уходит из центра мишени"
Нет
стрелка, который бы не сталкивался с тем, что оружие уходит из точки
прицеливания в последнюю долю секунды до выстрела и, как правило, перед
таким выстрелом палец не хочет давить на спуск. Об этом можно услышать
как от новичков, так и рекордсменов различных видов стрельбы.
Рисунок 1 - Оружие ушло из зоны прицеливания за 0.2 секунды перед выстрелом Анализ
тренировочных занятий, как сильнейших спортсменов Мира, так и
начинающих стрелков-спортсменов, начиная с 1991 года и по настоящее
время, подтверждает серьезность этой проблемы. Абсолютно у всех
спортсменов на каждой тренировке регистрируется некоторое количество
неудачных выстрелов, которые похожи друг на друга. Сходство данных
выстрелов в том, что они выполняются по одному сценарию и
характеризуются тем, что спортсмен достаточно уверенно удерживает оружие
в центре мишени одну, две или более секунд, но перед нажимом на спуск
оружие уходит в сторону из зоны прицеливания. И происходит это
практически всегда за время равное 0,2-0,3 секунды (Рисунок 1). В программе СКАТТ данная проблема также хорошо диагностируется при анализе графика «Координация» (Рисунок 2). Рисунок 2 – График координация
На
данном графике по оси «Х» отмечено время 1 секунда до момента выстрела;
по оси «У» расстояние от центра мишени, а синяя линия графика
показывает усредненное отклонение точек прицеливания всех выстрелов от
центра мишени. На кривой видно, что в период времени от 1 секунды до 0.3
секунды средняя точка прицеливания приближалась к центру, но за время,
равное 0.3 секунды кривая начала удаляться от центра вплоть до момента
выстрела. Такое изменение траектории объясняется тем, что во время
тренировки количество выстрелов как на рисунке №1 превышало количество
выстрелов, перед которыми траектория прицеливания была направлена в
центр мишени.
При опросе спортсменов, данная проблема озвучивается следующим образом: 1. Палец не давит на спуск. 2. Спуск очень тяжелый (плохой), и его нужно сделать легче или отрегулировать. 3. Устойчивость хорошая, но в последний момент винтовка (пистолет) уходит из центра.
Про
это все написано огромное количество статей и книг по технике стрельбы
и, к сожалению, большая часть тренеров и спортсменов видят здесь
основную проблему в пальце (спуске). Но простая логика подсказывает, что
палец в этом случае не всегда виноват. Во время выстрела оружие
удерживается крупными группами мышц всего тела, начиная от голеностопа и
до кистей рук и, поэтому, влияние мышц указательного пальца в этом
случае будет минимальным. И чтобы сдвинуть винтовку, весом 5-6
килограмм, требуется движение (изменение тонуса) мышц правого плеча или
левой руки (у спортсменов правшей). При стрельбе же из пистолета у
стрелка при нажиме на спуск могут включаться различные мышцы кисти, либо
рука с пистолетом просто опускается вниз под действием силы тяжести
из-за расслабления мышц.
Так или иначе, при стрельбе и из
винтовки и из пистолета можно говорить, что оружие уходит из центра
именно из-за того, что мы перестаем контролировать мышцы, удерживающие
оружие. А происходит это как раз в момент нажима пальцем на спуск. Вот
отсюда и такое стойкое мнение, что во всем виноват палец. Чтобы понять
процессы, приводящие к потере мышечного контроля во время выстрела,
имеет смысл рассмотреть это со стороны физиологии и психологии.
Наш
мозг устроен так, что человек может успешно контролировать одно
действие, два уже с трудом, а вот концентрироваться на трех действиях
или элементах одновременно уже практически невозможно. Поэтому мы
вынуждены перебрасывать внимание с одного элемента на другой.
В
стрелковом спорте как раз та ситуация, когда приходится одновременно
контролировать именно три элемента. Это - Прицеливание, Удержание оружия
мышцами и Нажим пальцем на спусковой крючок.
При анализе
неудачного выстрела мы видим, что стрелок уверенно удерживает в центре
мишени в течение одной или двух секунд. Это говорит о том, что внимание
сконцентрировано на прицеливании и удержании оружия. В этот период
времени идет процесс уточнения прицеливания. Происходит классическая
схема прямой и обратной связи. Глаз видит, что оружие, например, уходит в
сторону, и мозг дает команду мышцам, которые выводят оружие опять в
центр. В конце концов, после уточнения наступает благоприятный момент
для выстрела, но есть маленькая проблема, - объема внимания не хватает.
Всё внимание, все 100%, занято процессом Прицеливания и Удержания. В
этот момент спортсмен осознает, что палец не хочет и не может давить на
спуск. Но выстрел все-таки делать надо, и волевым усилием внимание
перебрасывается на палец. Для этого требуется перебросить часть внимания
с двух элементов — Удержания и Прицеливания на Нажим на спуск. И
происходит это почти всегда по одной схеме. Во время нажима на спусковой
крючок, визуальный контроль сохраняется на неизменном уровне, а вот
мышцы, удерживающие оружия, остаются без присмотра. В этот момент на
оружие начинают действовать другие силы. В первую очередь влияет сила
тяжести, особенно при стрельбе из пистолета и в видах стрельбы, где
приходится держать оружие на весу (бегущий кабан и стендовая стрельба). А
в других видах стрельбы, когда оружие удерживается с помощью ремня или
поддерживается левой рукой (у правшей), то кроме силы тяжести
добавляется сила, которая уводит оружие из центра из-за неточной
ориентации изготовки относительно мишени. В итоге эти две силы и уводят
оружие из центра мишени.
Причина именно такой схемы переключения
внимания в том, что для нашего мозга зрение является гораздо более
важным элементом контроля, нежели мышечный контроль. Благодаря зрению мы
получаем основной объем информации об окружающем мире, и мозг,
соответственно, организует свою работу так, чтобы большая часть внимания
направлялась на зрительный анализатор. Поэтому, когда встает выбор, на
каком из элементов останется контроль при нажиме на спуск, то из двух
элементов - Прицеливание и Удержание, наш мозг естественно выбирает
Прицеливание. В результате, при нажиме на спуск мы перестаем
контролировать мышцы, удерживающие оружие и отлично видим отметку, куда
именно ушло оружие в момент выстрела. Для
того чтобы наиболее правильно оценить и определить приоритеты в
концентрации внимания на заключительной фазе выстрела, предлагается
ознакомиться с некоторыми исследованиями.
Рисунок 3 – Тест для измерения скорости реакции
Рассмотрим
известный тест по измерению время реакции. Заключается он в том, что во
время тестирования загорается лампочка и испытуемому требуется
максимально быстро нажать кнопку (Рисунок 3). Время от момента загорания
лампочки до нажима на кнопку и есть время реакции человека. Но не
многие знают, что данный тест иногда выполняется по другой схеме.
Сначала испытуемый концентрирует внимание на лампочке и при ее загорании
нажимает на кнопку, а при следующем измерении внимание испытуемого
концентрируется на пальце, нажимающем на кнопку.
Так вот в первом
случае, если внимание сконцентрировано на лампе - время реакции
составляет около 0.3 секунды, а если концентрация на пальце, то реакция
0.2 секунды!!!
Похожий
тест, но, более приближенный к стрелковому спорту, проводился в сборной
команде СССР в 1985 году. На экране компьютера отображался круг с
мелкими делениями, как на циферблате часов, и по этому кругу бегал
световой зайчик. (Рисунок 4).
Рисунок 4 – Тест для определения точности прицеливания и реакции спортсмена стрелка
Задача
испытуемого была остановить зайчик на делении 12 часов нажимом кнопки.
Скорость зайчика была достаточно высокая, и остановить его ровно на 12
часов было чрезвычайно трудно. В первой части теста спортсмен должен был
все внимание направить на экран компьютера и сконцентрироваться на
точности прицеливания. Во второй части теста доминирующее внимание
должно было быть направлено на нажим пальцем кнопки. При этом глаза
смотрели в сторону экрана без четкой фокусировки на точку остановки, при
этом периферическое зрение было максимально активизировано.
Проводилось
по 100 измерений (выстрелов). И точно так же, как и в опыте с лампой,
наиболее успешной была вторая часть теста. При концентрации внимания на
пальце количество попаданий увеличилась примерно в 3 раза. Если
спортсмен концентрировал внимание на экране монитора (прицеливании), то
количество попаданий было около 10 раз, а вот если внимание было на
пальце, то количество попаданий увеличивалось до 30-35 раз.
По
результатам теста можно уверенно утверждать, что наш глаз достаточно
хорошо может оценивать точность прицеливания даже в пассивном режиме. Но
благодаря правильному распределению внимания, реакция спортсмена
значительно улучшается, что и приводит к улучшению результатов теста.
Хотелось
бы отметить, что подобный механизм распределения внимания используется в
других видах спорта и деятельности человека, особенно там, где
требуется быстрая реакция. Это все виды единоборств, игровые виды спорта
и различные старты в легкой атлетике и гонках.
На приведенном Рисунке 5, альфа активность отображена красным и оранжевым цветом.
Рисунок 5 – Анализ альфа ритмов спортсменов сборной команды страны и новичков
В
2009 году группа ученых биологов из МГУ (Напалков Д.А, Ратманова П.О.,
Коликов М.Б.) провели исследования распределения внимания спортсменов -
стрелков различного уровня от новичков до олимпийских чемпионов. При
анализе результатов исследования альфа-активности мозга было
зафиксировано, что у новичков и спортсменов высокого класса
(национальная команда страны) результаты радикально отличаются. Если у
новичков во время прицеливания активность альфа ритмов была на таком же
уровне, как и при измерениях с открытыми глазами без прицеливания, то у
стрелков высокого класса во время прицеливания уровень альфа ритмов был
почти такой, как во время измерения с закрытыми глазами.
Данные
результаты исследований говорят о том, что активность зрительного
анализатора у спортсменов высокого класса во время стрельбы находится на
низком уровне. У новичков же, напротив, видно, что процесс прицеливания
доминирует. Все вышеописанные исследования и тесты подтверждают, что во
время стрельбы наиболее рационально основное внимание направлять на
мышцы, удерживающие оружие и на нажим пальцем на спусковой крючок, а
прицеливание должно быть в пассивном режиме.
Проблема же
заключается в том, что наш мозг на такое распределение внимания не
согласен. Для мозга зрение всегда было и будет в приоритете, и если не
предпринимать никаких специальных действий, то мозг будет стараться
большую часть внимания переключать на прицеливание. Как ни
парадоксально, но получается, что особо точное прицеливание и тщательное
уточнение приводит к обратному результату и является главным врагом в
стрельбе. Поэтому для достижения высоких результатов и для того,
чтобы обойти данную проблему, сильнейшие спортсмены придумали и
используют два следующих способа: 1. Образные представления. 2. Динамическое прицеливание. На практике нередко применяют оба этих способа одновременно. Для
удержания внимания на мышцах, удерживающих оружие, спортсмен перед
выстрелом и в момент его представляет, что его тело или часть его
превратилась во что-то или в кого-то. Некоторые начинающие спортсмены,
например, часто стараются представить себя стрелком высокого класса,
которого они знают или видели когда-либо и который является для них
некоторым эталоном и примером для подражания. Он, как бы входит в тело
чемпиона и внушает себе, что именно этот чемпион выступает на
соревнованиях.
У стрелков высокого класса образные представления
несколько другие. Чемпионы стараются представить, что их тело или часть
тела превратилось в какие-либо неодушевленные предметы. Вот несколько
примеров: Олимпийская чемпионка Марина Логвиненко, во время
стрельбы представляла, что на ней одет широкий пояс, который фиксирует
ее поясницу, далее она представляла, что закрепление опускается вниз до
голеностопов после этого поднимается вверх до кисти. И с момент нажима
на спуск, она чувствует, что этот пояс продолжает удерживать все тело.
Очень похожие представления использует Олимпийский чемпион Мэтью Эммонс. Он представляет, что на нем одет широкий корсет и этот корсет удерживает тело именно в момент нажима на спуск.
Олимпийский чемпион Рагнар Сканакер
рассказал, что перед выстрелом он чувствует, что на его тело давит
атмосферное давление или гравитация. И это атмосферное давление
(гравитация) фиксирует его руку и все тело.
Олимпийский чемпион Франк Думоля, как истинный француз представлял себя Эйфелевой башней.
Рекордсменка Олимпийских игр Наталья Падерина представляет, что внутри ее тела находится металлический стержень и этот стержень фиксирует и удерживает тело в момент выстрела.
Олимпийский чемпион Абинав Биндра представляет, что его левая рука, удерживающая винтовку, становится деревянной.
Рекордсменка мира Галина Корзун
представляла, что ее тело заполнено водой и перед выстрелом она эту
воду замораживала. Но скоростную стрельбу по силуэту стреляла с другой
моделью - правая рука превращалась в деревянную руку, как у Буратино, с
шарниром в плечевом суставе.
В стендовой стрельбе также можно найти подобные примеры. Олимпийский чемпион Алексей Алипов во время стрельбы представляет, что он ступнями как бы зацепился за землю, стал одно целое с землей.
Рекордсмен мира по бегущему кабану Сергей Лузов
во время стрельбы представлял, что внутри его находится механизм с
шестернями. Этот механизм помогал точно производить проводку оружия.
Можно
еще приводить множество различных похожих примеров. Но нужно отметить
то, что подобные представление мы видим у подавляющего большинства
сильнейших стрелков, и очень редко у стрелков невысокого уровня и
новичков.
Ценность использования образных представления
заключается в том, что представляя корсет, шестерни или деревянную руку
гораздо легче удерживать активное внимание на мышцах и повторяемость
этих ощущений сохраняется в течение длительного периода времени.
При
опросе тех сильнейших спортсменов, кто использовал образные
представления, ими отмечалось то, что образ всегда работает в паре с
нажимом на спуск, как одно единое целое (я давлю на спуск и при этом
чувствую как корсет или замороженная вода держит мое тело), что
значительно упрощает процесс концентрации внимания. А концентрация
внимания во время соревнований на простых вещах наиболее надежно
работает. Сложные схемы могут неплохо работать во время тренировочных
занятий, но часто дают сбой во время волнения в соревновательных
условиях.
При освоении данного способа концентрации необходимо
учитывать, что эти ощущения очень индивидуальны. Если один спортсмен
достаточно хорошо может представать замораживание воды, то другому
гораздо легче представить себя металлической конструкцией или скалой.
Каждый должен подобрать что-то свое, индивидуальное представление.
Второе, что вы должны знать и помнить, это то, что такой способ стрельбы
быстро забывается. Если первые тренировки с использованием образов
проходят просто великолепно, то, постепенно, это начинает проходить в
полуавтоматическом или автоматическом режиме, без активного включения
мозга в процесс концентрации. Далее спортсмен забывает, что он
использовал какие-то образы и продолжает тренироваться и выступать на
соревнованиях, не утруждая себя этим. И если он не посмотрел свои записи
в дневнике или тренер не напомнил, то результаты опускаются опять до
того уровня, который был до использования образных представлений.
Причина забывания простая - наш мозг ленив и не очень любит нагружать
себя лишней работой, поэтому при любой возможности пытается облегчить
себе жизнь, отказываясь от «ненужной» концентрации внимания.
Опираясь
на многолетний опыт, хотелось бы дать рекомендацию тренерам. Если вы
порекомендовали своему спортсмену какой-то образ, или просто попросили,
например, закрепить руку в плече или в кисти, то знайте, через пару
недель, максимум через месяц или полтора спортсмен все забудет. Вы же,
думая, что совсем недавно ему это рекомендовали, напоминать не станете.
Да и зачем напоминать про одно и то же по десять раз. Но в этом случае
это чрезвычайно необходимо. И напоминать спортсмену об этом нужно
регулярно и особенно перед ответственными соревнованиями.
Второй, распространенный способ удержания внимания на мышечных ощущениях - это Динамическое прицеливание. Суть
этой техники, в том, что спортсмен вводит оружие в центр мишени и
практически сразу стреляет (максимум 1-3 секунды). На рисунке 6
представлена техника прицеливания Олимпийского чемпиона из
пневматической винтовки Obinav Bindra. Рисунок 6 – Траектория прицеливания Олимпийского чемпиона Obinav Bindra
На рисунке 7 представлена траектория прицеливания рекордсменки мира из пневматического пистолета Светланы Смирновой. Рисунок 7 – Траектория прицеливания рекордсменки мира из пневматического пистолета Светланы Смирновой
Как
видно из рисунков, техника практически одинаковая. При анализе
траекторий прицеливания сильнейших стрелков мира такая техника
встречается в 70% случаев.
Данная схема прицеливания может иметь несколько вариантов: 1. Оружие опускается сверху вниз до центра мишени и практически сразу (0,5-2 сек) производится выстрел. 2.
Оружие опускается сверху вниз, проходит центр, задерживается на пару
секунд в районе «8» или «9» снизу, затем подтягивается вверх и
производится выстрел. 3. Оружие поднимается снизу до центра и практически сразу (0,5-2 сек) выстрел. 4.
Оружие в течение нескольких секунд перед выстрелом удерживается в каком
либо районе мишени. Далее оружие вводится в центр и производится
выстрел. Для всех этих вариантов характерно медленное перемещение
оружия по мишени. Таким образом, техника стрельбы с динамическим
прицеливанием заставляет чисто механически удерживать внимание
спортсмена на мышечных ощущениях в заключительной фазе выстрела. Ведь
для того, чтобы медленно ввести оружие в центр и сразу сделать выстрел,
стрелок вынужден почти все внимание концентрировать именно на мышцах,
перемещающих оружие, и нажиме на спусковой крючок. При этом процессу
прицеливания отводится пассивная роль.
Процесс динамического
прицеливания также как и представление образов требует более напряженной
работы для мозга, поэтому необходимо помнить, что наш мозг обязательно
постарается найти возможность увильнуть от данной работы. Задача тренера
и спортсмена не забывать об этом.
1 сентября 2010г. Александр Куделин
Источник: статья любезно была предоставлена автором Александром Куделиным, сайт http://strelkovoe-oborudovanie.ru/
Источник: http://www.shooting-ua.com/arhiv_sorevnovaniy/methods_20.htm
|