Белорусское образовательное пространство расширяется на восток
50 белорусских студентов смогут принять
участия в программе Международной ассоциации по обмену студентами
технических специальностей (IAESTE). В целом же масштабы академической мобильности в Беларуси по-прежнему не впечатляют.
Среди
тех, кто поедет на практическое обучение за рубеж — девять студентов
физического, биологического, химического и механико-математического
факультетов, а также факультета прикладной математики и информатики или
радиофизики и компьютерных технологий Белорусского государственного
университета.
Как сообщила Naviny.by начальник отдела международного межвузовского сотрудничества БГУ Ольга Карапетян, студенты едут выполнять конкретные проекты в различные вузы и на предприятия. Срок практики — от 4 до 10 недель.
Беларусь
также может принять 50 человек. Как правило, приезжает меньше. Так, в
2012 году в БГУ приехало четыре студента (могли принять 10), наших же
уехало 9.
Кроме БГУ в программе IAESTE в этом году будут
участвовать студенты из БНТУ, БГУИР, МГЛУ, Барановичского
госуниверситета, Белорусско-российского университета, Полоцкого
государственного университета, Гродненского госуниверситета,
университета имени Сахарова, Гомельского госуниверситета.
Деятельность
IAESTE с 1948 году направлена на реализацию программ практического
обучения студентов за рубежом по специальностям технических и
естественных наук, а также в области туризма, гостиничного бизнеса и
иностранных языков. Беларусь в качестве ассоциированного члена принимает
участие в работе IAESTE с 2000 года. С этого года наша страна является
полноправным членом IAESTE.
В настоящее время белорусскими
вузами реализуются 17 проектов в рамках программ международной
технической помощи, финансируемых Европейским союзом, таких как Tempus,
Erasmus Mundus, «Регион Балтийского моря», «Польша-Беларусь-Украина»,
«Латвия-Литва-Беларусь».
Программа академических обменов, стажировки за рубежом «важны для повышения профессионального уровня профессорско-преподавательского состава, качества подготовки специалистов», отметил на коллегии Минобразования 6 февраля министр Сергей Маскевич.
По
словам министра, международная деятельность в сфере образования
осуществляется на основании 80 договоров (39 межправительственных и 41
межведомственных). В 2012 году подписаны договоры с Украиной, Оманом,
Бангладеш, Индией, Туркменистаном, Эквадором.
В 2012 году на
учебу за рубеж выезжали 3554 студента и 3700 педагогических работников. В
том числе в рамках реализации квот обмена по международным договорам 43
гражданина Беларуси были направлены на учебу в университеты зарубежных
стран и одновременно 37 граждан зарубежных государств были приняты на
учебу в белорусские вузы.
Минобразования отмечает, что наиболее
активными учреждениями высшего образования по развитию мобильности стали
БГУ (1460 человек), БНТУ (405), Гродненский университет имени Купалы
(394). Основными странами, в которые выезжают граждане нашей страны,
являются Россия, Украина, Китай, Германия, Польша и Франция.
«Учреждениям
высшего образования в целях развития академической мобильности,
соблюдения принципа паритета реализации международных договоров
необходимо проводить активную информационно-рекламную работу среди
белорусских студентов. Теперь выполняются квоты обмена только с Китаем,
Литвой и Словакией», — отметил Сергей Маскевич.
Министр
подчеркнул, что основные усилия в сфере международного сотрудничества в
2012 году были сосредоточены на развитии экспорта услуг образования.
Именно на то, что в Беларусь потечет поток иностранных студентов,
уповает в числе прочего Минобразования, когда строит планы вступления в
Единое пространство европейского образования, то есть в Болонский
процесс. В соответствии с Госпрограммой развития высшего образования на
2011-2015 годы объем такого экспорта планируется довести до 187 млн. долларов.
В
прошлом году экспорт образовательных услуг составил 22,8 млн. долларов.
В 2012/2013 учебном году в Беларуси учится 13 922 иностранных студента
из 88 стран, что на 1786 больше, чем годом ранее. 15,1% иностранных
студентов обучаются в БГУ, 10% — в Белорусском государственном
медицинском университете. Китай и Таджикистан — основные поставщики
иностранных студентов в Беларусь.
Ключевыми моментами, которые
способствовали усилению позиций Беларуси на международном рынке
образовательных услуг в 2012 году, по словам министра, явилось открытие в
Душанбе совместного инженерно-технического факультета БНТУ и
Таджикского технического университета им. Осими и филиала Международного
государственного экологического университета им. Сахарова в Ереване.
Правительством Беларуси поставлена задача проработать с таджикской
стороной возможность реорганизации в последующем данного факультета в
Инженерно-технический институт БНТУ, уточнил Сергей Маскевич.
Восточный
вектор, вынужденно или нет, выбранный Минобразования, заставляет
задаться вопросом: а что же с движением в сторону Болонского процесса?
«Мы будем развивать нашу систему образования в соответствии с традициями и правилами, заложенными в Болонской декларации», — заявил на этот счет Маскевич. Отвечая на вопрос Naviny.by
о конкретных планируемых шагах по вхождению Беларуси в Болонский
процесс, глава ведомства отметил, что Минобразования будет
взаимодействовать с зарубежными партнерами, «проводить различные мероприятия в Беларуси и участвовать в международных мероприятиях».
Маскевич
напомнил, что очередное заседание министров образования стран
Евросоюза, где может быть рассмотрена заявка Беларуси, состоится в 2015
году. Между тем министр не исключает, что решение по Беларуси может быть
принято до заседания в рабочем порядке, хотя отметил, что это пока
только надежды.
Отвечая на вопрос, претерпит ли система
управления образованием изменения в связи с намерением Беларуси войти в
Болонский процесс, например, будут ли выбирать ректоров в университетах,
Маскевич ответил, что «выборность ректоров не имеет здесь никакого значения». По мнению министра, «студенты
через органы самоуправления очень серьезно влияют и могут еще больше
влиять на политику вузов». «Если они захотят, за день снимут ректора», — сказал Маскевич.
Напомним,
заявку о присоединении Беларуси к Болонскому процессу предполагалось
рассмотреть в апреле 2012 года на саммите министров образования
Европейского пространства высшего образования в Бухаресте. Однако на
заседании Болонской рабочей группы, на котором обсуждались вопросы
подготовки саммита, было принято решение снять заявку Беларуси с
повестки дня. Причина в том, что Беларусь не выполняет принципы
Болонского процесса, такие как академическая свобода, институциональная
автономия и общественное участие в управлении высшим образованием.
Источник:
|