Фото: REUTERS/George Frey/Files
Житель Оренбурга Владимир Савинков обвинил ряд известных
компаний в пропаганде запрещенных веществ. В направленном в Управление
Федеральной антимонопольной службы Оренбурга заявлении (копия есть у
«Известий») Савинков просит запретить рекламу и продажу Coca-Cola, духов
Opium, ремней для гитар Rasta, шоколадных конфет «Красный мак» и
нескольких видов конопляного масла. Он также просит снести одну из
статуй фонтана «Дружба народов» и павильон «Геология» в ВВЦ.
Как
указал Савинков, основанием для его заявления стали нарушение
указанными им организациями ст. 6.13 КоАП («Пропаганда наркотиков»), а
также «личное неприятие и обеспокоенность за своих близких». Как сообщил
«Известиям» источник в УФАС Оренбурга, заявление принято к
рассмотрению.
Заявитель отметил, что название напитка
Coca-Cola пропаганирует южноамериканское растение коку, из которого
делают кокаин. Оренбуржец напоминает о бескомпромиссной позиции
российских властей по поводу коки, приведя в пример законопроект
президента, опротестовывающий оговорку Боливии к Единой конвенции о
наркотических средствах 1961 года. По этой оговорке страны, заключившие
конвенцию, позволяли жевать листья коки боливийцам в течение 25 лет. Но
срок оговорки истек в 2001 году, а в Боливии листья коки остались
по-прежнему легальными. Протест, внесенный президентом России, призван
уберечь другие страны от либерализации антинаркотического
законодательства. Савинков не утверждает, что сейчас в составе
безалкогольного напитка есть экстракт коки, но напоминает, что он был в
его рецепте и именно это растение дало название газировке.
Еще один производитель, вызывавший нарекания, — модный дом Yves Saint Laurent, выпускающий парфюм Opium.
«В
названии продукта присутствует пропаганда сильнодействующего наркотика
опиатной группы», — заявил бдительный оренбуржец. Провоцирующим он счел и
рекламный слоган духов: «Опиум для тех, кто в зависимости от Yves Saint
Laurent».
Компания Levi Strauss & Co, по мнению
Савинкова, пропагандирует наркотики тем, что изображают эмблему в виде
конопляного листа на своих гитарных ремнях серии Rasta.
«Приобретать
данные продукты предлагается музыкантам, как молодым начинающим, так и
известным, собирающим тысячи поклонников, на которых они оказывают
сильное психологическое влияние», — говорится в заявлении.
Не
обошел стороной оренбуржец и такие невинные на первый взгляд продукты,
как шоколадные конфеты «Красный мак» от фабрики «Красный Октябрь» и
конопляное масло от местных, оренбургских компаний ООО «Виктория» и ООО
«Агро-ЗРК». Что касется конфет, то они, по мнению заявителя,
воздействуют на сознание детей и подростков. На их этикетке изображен
мак вида Papaverum somniferum L. — сырье для опиума и героина.
Производители же конопляного масла «способствуют распространению мнения
о «полезности» конопли в целом». К тому же и упаковка это продукции
провокационна — на ней ярко и красочно изображены кусты конопли.
Савинков
отмечает, что пропаганду наркотиков можно увидеть и в столичных
памятниках архитектуры, и в названиях улиц. В качестве примеров он
приводит «Сноп изобилия» — элемент фонтана «Дружбы народов» в ВВЦ,
барельеф павильона «Геология» с листьями конопли на той же территории.
Не забыл автор и улицу Конопли в селе Донском Оренбургской области.
Автор обращения пишет, что следует решить вопрос и по этим фактам
пропаганды.
Владимир Савинков сообщил «Известиям», что ему эти проблемы «уже набили оскомину, а воз и ныне там».
Руководитель
методического комитета Гильдии маркетологов Леонид Иванов сообщил, что
если в ФАС сочтут претензии обоснованными, то специальная комиссия
оценит действительно имеет место пропаганда наркотиков. При этом самому
заявителю никаких доказательств и обоснований своих подозрений собирать
не потребуется.
— Он свое дело сделал — написал бумагу в
надзорное ведомство, — говорит Иванов. Впрочем, по его мнению, обычная
цель подобных жалоб — получить отступные от компаний, желающих сохранить
репутацию.
Исполнительный директор Ассоциации производителей
парфюмерии Сергей Ванин отметил, что в борьбе с юристами крупных
компаний, таких как Yves Saint Laurent, Савинков обречен на поражение.
—
Тем более что эти духи с 1977 года выходят во многих странах мира и
переименовать их не требуют, — отметил Ванин. — Opium запретили к
продаже только в коммунистическом Китае. По одной версии — из-за
пропаганды наркотиков и из-за того, что название напоминает китайцам об
опиумных войнах, а по другой — из-за мускус-кетона, входящего в состав
духов: его сочли вредным веществом.
Эдуард Кириченко,
заместитель гендиректора ООО «Агро-ЗРК» (один из производителей
конопляного масла, на которых жалуется оренбуржец) сообщил, что их
дважды в год проверяет Федеральная служба по контролю за наркотиками. И
находит, что их продукция безопасна.
— К нам этот человек не
обращался. Если бы обратился, я бы выслал ему полезного для здоровья
конопляного масла, он помазал бы им голову, — резюмировал Кириченко.
Другие компании, указанные в заявлении Савинкова, не смогли предоставить комментарии «Известиям» к моменту выхода материала. В УФАС Оренбурга отметили, что заявителю могут отказать в его требованиях, только лишь сославшись на технические причины — неверное оформление документа.