В день трезвости в Белоруссии запрещена
торговля спиртным и пивом
В Белоруссии 15 декабря объявлено "Днем трезвости". Торговля спиртным и пивом запрещена во всей стране, исключение сделано только для ресторанов и специализированных баров, заранее сообщил сайт Мингорисполкома.
Однако в субботу многие магазины в белорусской столице торгуют спиртным.
"Нас попросили присоединиться к общереспубликанской акции в форме, которую сочтем для нашего универсама возможной. Мы закрыли штучный отдел – там, где есть дешевые плодово-ягодные вина. Но в торговом зале можно купить водку, хорошие вина", - рассказывает администратор одного из минских универсамов.
Женщина слезно просит не называть ее и магазин. "Вы напишете, и к нам проверка придет, скажут, что указание не так выполнили. Но в соседнем универсаме решили так же", - объясняет администратор.
В соседнем, действительно, продают дорогие коньяки, водку и шампанское.
Благие намерения
Инициатором республиканской акции "Профилактика и Ты!", выступило министерство внутренних дел совместно с министерствами здравоохранения, спорта и туризма, культуры, труда и социальной защиты.
"В рамках этой акции также запланировано проведение сеансов бесплатного кодирования от алкогольной зависимости. Сегодня на наркологическом учете в Белоруссии состоят более 190 тысяч граждан, страдающих хроническим алкоголизмом", - сообщает сайт МВД.
Несмотря на день трезвости,
тут и там спиртное остается в продаже
На пресс-конференции, проведенной накануне, заведующий сектором наркологического мониторинга Республиканского научно-практического центра психического здоровья Алексей Кралько заявил, что каждый третий житель страны – пьяница.
По статистике, белорусы употребляют на душу населения 13,3 литра чистого спирта в год. Всемирная организация здравоохранения считает, что после восьми литров ежегодно выпиваемого спирта на душу населения начинается деградация нации.
Начальник управления профилактики МВД Белоруссии Олег Каразей на пресс-конференции накануне Дня трезвости напомнил, что в стране разработана программа по профилактике и минимизации алкоголизма и пьянства населения.
По убеждению разработчиков программы, снизить потребление алкоголя должны выступления трудовых коллективов в учреждениях образования и по месту жительства граждан; разъяснительная работа по вопросам профилактики пьянства и связанным с ним последствий; мероприятия по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних. И, конечно, противодействие наступательной рекламе спиртного.
"Мы сделаем свой компас!"
Белорусская реклама спиртного исключает использование известного или "среднестатистического" лица – только местные бренды, фирменные бокалы, добытые на международных конкурсах медали.
"Часто это снимают в Вильнюсе, здесь дешевле, - говорит литовский переводчик Дарья Шерлатт. – И я изумляюсь способности белорусов найти сюжеты, оперируя только гроздьями хмеля и пивными бутылками!".
Один из рекламных телесюжетов изображает кораблекрушение и счастливое спасение – потому что нашли "свой компас", поместив вместо стрелки пивную бутылку популярного бренда.
"Свой компас" обозначил и президент Лукашенко, негативно отреагировавший на инициативу правительства полностью запретить выпуск дешевых плодово-ягодных вин, в народе называемых "чернилами". "Эти запреты ничего толкового не дадут, - цитировала главу государства его пресс-служба во время совещания в ноябре. — Соберитесь и серьезно подумайте над тем, к чему это может привести. Запретительными методами мы ничего не сделаем".
Критики Лукашенко тут же заявили, что президент не хочет терять часть преданного ему электората.
"Лукашенко пообещал белорусу "чарку и шкварку" – в период кризиса это программа жизнеобеспечения электората. Власть играет периодически на чувствах женщин, измученных пьянством мужей. Но запретить обывателю пить – значит, потерять его голос", - уверена правозащитник Людмила Грязнова.
Ответственные ведомства утверждают, что самые опасные токсичные "чернила" в Белоруссии уже сняты с производства.
Полностью производство и реализация ординарных плодово-ягодных вин запрещены с 1 января наступающего года, заявляет Совет министров.
Ажиотаж
По данным статистики, из-за ограничения мест продажи алкоголя и отмены прямого регулирования государством цен на алкогольные напитки их продажа в первом полугодии 2012 года снизилась на 4,2%. Опасных "чернил" продано меньше на 30,3%, но шампанского и водки стали потреблять больше.
Эксперты объясняют ситуацию просто: пол-литра водки можно купить недорого, меньше пяти долларов за бутылку; шампанское пьют дамы, потому как завозные качественные вина стоят намного дороже.
О "дне трезвости" белорусам объявили только в четверг. Несмотря на вывешенные в магазинах объявления, поясняющие, что все не так серьезно, как планировалось, покупатели бросились штурмовать вино-водочные отделы.
"Вот не было на субботу повода – теперь есть! Я бутылочку взял. А чтоб не командовали!" – объясняет водитель Леша, упаковывая "беленькую" в полотняную потрепанную сумку.
Об эффективности "дня трезвости" спорят политики. Олег Гайдукевич, пришедший в руководство либерально-демократической партии с поста начальника отдела милиции самого густонаселенного столичного района, предложил в своем блоге на "Белорусских новостях" экспресс-программу неотложных административных действий, включающую запрет торговли спиртным в "ночниках" и запрет рекламы спиртных напитков в любом виде. "Полумерами проблему алкоголизации страны не решить", - заявляет Гайдукевич.
Экс-кандидат в президенты поэт Владимир Некляев во время онлайн конференции на одном из белорусских сайтов рядом с администраторами упрекнул и несознательных граждан. "К сожалению, на человеческое право быть вольным и свободным большинству наших людей наплевать, если можно пить да гулять. Усилиями власти сознание людей остается советским, крепостным", - отметил Некляев.
Экономист Михаил Залесский называет "дни трезвости" тактическим компромиссом между властью и частью озабоченной алкоголизацией страны электората. "Пьют много, семьи от этого страдают, мнение страдающих как будто надо учесть. Но, судя по всему, белорусское государство не готово отказаться от пополнения казны столь доходным способом – госакциз на спиртное превосходит его себестоимость в сотни раз", - объясняет экономист.