Эта статья является комментарием к:
Сегодня "Российская газета" публикует важный для всех водителей, гаишников, страховщиков и прочих причастных к дорожному движению документ, который отменяет доверенность на управление транспортным средством.
Это постановление правительства вносит поправки в правила дорожного движения. В них вычеркивается абзац о том, что водитель должен иметь при себе "документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа - и на прицеп - в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца".
То есть, с 24 ноября, когда постановление вступит в силу, водитель, для подтверждения своего права на управление автомобилем должен иметь при себе права, свидетельство о регистрации автомобиля, полис ОСАГО либо без ограничения круга лиц допущенных к управлению, либо с ограничением, но в котором водитель вписан.
Идея о такой поправке давно витала в воздухе. Отменить доверенность на управление, как лишний документ, предлагали чуть ли не все правозащитные организации. Экспертный центр "Пробок.нет" начал сбор подписей под эту инициативу. И даже собрал неделю назад необходимый миллион, чтобы внести соответствующий законопроект. Но МВД уже предложило свои поправки в правила дорожного движения.
Дело в том, что эта доверенность, по сути, не несла на себе никакой нагрузки, зато из-за ее отсутствия зачастую страдали вполне законопослушные, но забывчивые люди. Остановил инспектор автомобиль, потребовал документы, убедился, что даже в полисе ОСАГО этот водитель вписан, а нет доверенности или она просрочена - получай кучу проблем.
Водитель отстраняется от руля, а машина, если собственник быстро не подъехал к месту происшествия, отправляется на штрафстоянку. По мнению сотрудников ГИБДД, доверенность на управление действительно стала лишней бумажкой. В соответствии с Гражданским кодексом ее можно оформить без нотариуса, на простом листе бумаги. Достаточно подписи собственника машины. Таким образом, очень многие водители по доверенности выписывали ее себе самостоятельно. А установить достоверность подписи сотрудник дорожно-патрульной службы просто не может.
Еще один важный момент. В случае, если машину отправят на штрафстоянку, например за нарушение правил парковки, то получить ее обратно сможет либо собственник автомобиля, либо тот, у кого есть довереннность от собственника на право управления этим автомобилем.
Однако, сам институт доверенностей в прошлое не уходит. Водить машину можно будет и без этой бумаги. А вот при любом регистрационном действии доверенность потребуется. Без нее не собственник автомобиля не имеет права снять автомобиль с учета или поставить на него.
Примечательно, что у нас некоторые водители, управляющие машинами, записанными на бабушек или других родственников, оформляли на себя полисы страхования по ОСАГО. Это можно было сделать даже по рукописной доверенности на управление машиной. Однако теперь, когда доверенность на право управления уходит в прошлое, им для оформления полиса ОСАГО придется получать доверенность на представление интересов собственника в страховой компании. А если речь зашла о возмещении ущерба, причиненного транспортному средству, то страховой компании придется предъявить доверенность, заверенную нотариусом, на право получения данных средств.
Если вы собираетесь выехать за рубеж на машине, которая вам не принадлежит, вам также не обойтись без нотариально оформленной доверенности. Там даже рукописные доверенности не принимаются к рассмотрению. Так что возможность управлять чужой машиной без доверенности распространяется только на территорию России.
Один из главных аргументов против отмены доверенностей на управление было предположение, что увеличиться количество угонов. Впрочем, в ГАИ скептически относятся к таким прогнозам. По словам заместителя начальника Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Владимира Кузина, даже сейчас на дорогах угнанные машины выявляются не по наличию у водителя документов, а по проверкам по базам данных. Если учесть, что доверенность каждый может написать себе сам, то наличие этого документа теряет свою ценность. В любом случае, инспектор, остановив по каким-то причинам автомобиль, должен проверить его, в том числе, и на угон. А современные средства связи делают базу об угонах доступной практически для любого инспектора.
На сегодняшний день в России зарегистрировано более 47 миллионов автомобилей. Примерно столько же граждан имеют права на управление транспортным средством. Стоит учесть, что некоторые из них не имеют собственных машин, но зачастую работают на транспортных предприятиях. Однако, большинство имеет один автомобиль на семью, которым по доверенности управляют несколько человек. Точных данных, о количестве управляющих по доверенности в стране нет. Однако предполагается, что количество водителей, которые иногда садятся за чужой руль превышает 70 процентов.
Второй пункт этого постановления правительства дает возможность тем, кто только что купил машину, поставить ее на учет в течение 10 дней. До сих пор такая возможность ограничивалась пятью днями. В данном случае постановление правительства привели в соответствие с федеральным законом об обязательном страховании гражданской ответственности. В этом законе требуется от водителя застраховать свой автомобиль после приобретения в течение 10 дней. При этом перед покупкой страховки нужно пройти техосмотр. А потом только везти машину в ГАИ для постановки на учет. Но разница в сроках между правилами дорожного движения и законом об ОСАГО создавала определенное непонимание. В итоге, теперь автомобилисту, купившему автомобиль предоставили отсрочку до постановки его на учет - 10 дней.