В американском политическом лексиконе на Исламскую Республику Иран наклеен ярлык
rogue state — "страна-изгой", хотя правильнее это перевести как
"государство-негодяй". В этой державе сколько угодно неугодного с точки
зрения Белого дома, но любому здравомыслящему человеку ясно, что здесь
есть такие достижения, до которых США никогда не дорастут при всей своей
хваленой демократии. Апологеты американского образа жизни могут
наговорить семь верст до небес и все лесом, но улучшить свою ущербную
систему образования, давно ставшую притчей во языцех, они не в
состоянии. Обидно, когда ее начинают навязывать и нам. А вот в Иране
образование на высоте.
"В нашей стране школьное образование
является бесплатным и общедоступным, — пишет в своем блоге Реза Саджади.
— За все годы учебы в университете (вместе взятые) вносится небольшая
плата порядка 200-300 евро, что не представляет проблемы для большинства
иранцев. После Исламской революции в нашей стране возросла грамотность,
особенно заметны результаты среди женщин. Сегодня, по статистическим
данным, число девушек в иранских вузах давно опередило количество
юношей".
Чтобы получился предметный разговор,
позволим еще процитировать несколько абзацев из блога уважаемого иранца
Резы Саджади: "Система образования в нашей стране состоит из нескольких
ступеней. Маленький ребенок, не доросший до того, чтобы пойти в школу,
идет в детский сад — махд-е кудак. Для пятилетних детей
предусмотрена возможность дошкольного подготовительного обучения, однако
оно не является обязательным. В возрасте шести лет все иранские дети
поступают в начальную школу — дабестан, где учатся пять лет.
Школы в Иране раздельные для мальчиков и девочек, а вот в университете
юноши и девушки уже учатся вместе. После окончания дабестана
ребята сдают единый национальный выпускной экзамен и получают сертификат
о получении начального образования. После этого дети идут в среднюю
школу — рахнамаи, где учатся три года, после чего также сдают государственный экзамен. Школа рахнамаи рассчитана на детей 10-13 лет".
Речь не о том, чтобы в очередной раз
пнуть Запад или Америку. Пусть себе живут на здоровье! Просто описание
системы образования в современном Иране до мельчайших подробностей
напоминает систему школьного образования в бывшем СССР. В отличие от
американского образования, где студент, изучающий, скажем, иностранные
языки или литературу, вполне способен избежать сдачи экзаменов по точным
наукам, иранцу все же придется сначала подналечь на предметы, которые
не имеют прямого, да и косвенного отношения к его будущей специальности.
"Часто, обладая выдающимися
гуманитарными способностями, молодые люди "плавают" в области наук
естественных и откровенно недолюбливают их. Впрочем, у тех, для кого это
является непреодолимым испытанием, есть возможность пойти в
коммерческий вуз", — пишет иранский блоггер Саджади. Мы не беремся
комментировать эти высказывания: в Советском Союзе гуманитарии были
"чистыми" гуманитариями, а технари оставались технарями. Но все-таки в
школе приходилось изучать предметы, весьма далекие от выбранной будущей
специальности. Не скрою, даже отлично учившимся выпускникам советских
средних школ порой приходилось прибегать к услугам частных
преподавателей, чтобы достойно подготовиться к поступлению в вузы.
Налегали, как правило, на те дисциплины,
которые требовались для вступительных экзаменов в институт. Зачастую
это была порочная практика замаскированной взятки — преподаватель со
своей стороны
гарантировал поступление после прохождения курса обучения именно у
него. Помимо того, что у обеих сторон был достаточно высокий стимул,
преподаватель-консультант устранял необходимые пробелы школьной
программы. В советские годы даже ходил такой анекдот: абитуриентам
предлагалось забыть все то, чему их учили в школе, а студентам с
дипломами забыть все то, чему их обучали в вузах. Школа была далека от
жизни. В институтах нередко преподавали совершенно бессмысленные
предметы. Так, история КПСС была частью господствующей идеологии. Но тут
ничего не изменилось со времен средневековых европейских университетов,
когда философия была служанкой богословия.
В новейшей американской системе
образования упор стал делаться не на универсальность, которую, может
быть, достигнут двое-трое учащихся из тысячи, а на предметность. Зачем
воспитывать Леонардо да Винчи или Ломоносова, если они появляются раз в
столетие? Об этом нашем отличии замечательно сказал отечественный
историк Василий Ключевский: "В России нет средних талантов, простых
мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении
ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с
миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые
бесполезны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их
слишком много".
На Западе сделали упор на подмастерьев.
Не значит, что там не было и не будет гениев! Воспитывать стали
ремесленников — не всем же быть титанами эпохи Возрождения! — не
многостороннюю личность, а винтик гигантского механизма. Раньше таковыми
были пролетарии, а ныне — офисный планктон. Современное образование,
опять же, без оглядки на конкретные таланты — это все тот же старый
ликбез. Человек должен уметь прочитать приказ о собственном увольнении и
поставить под ним подпись. Ничего большего от него не требуется, если
только он не компьютерный или еще какой-либо гений. Впрочем, если даже
"звездный" Джон Гальяно раскроет свой пьяный ротик в присутствии евреев,
то и от него мигом избавятся, как от рядового бездарного сотрудника.
Так зачем же плодить и размножать
мириады постылых клерков? Пугало для всего мира — "ядреная" бомба — уже у
нас в кармане. Утечка умов, когда в Штатах потрясут баксами,
обеспечена. Если есть финансы, зачем же обращать внимание на
образование? Чай не век Просвещения. К чему он, кстати, привел?
Правильно, к Французской революции. Вот и российские чиновники
обратились к порочному зарубежному опыту. Ввели пресловутое ЕГЭ. А что
требовать со школьника, выросшего на просмотре "Дома-2" и тупейшей
телерекламы, кроме ответа на один из четырех вопросов! "Не тормози —
снихерсни!" Орешки в голове бывшего школьника позже превратятся в
могучий дуб будущего учителя.
Кто-то, возможно, скажет, мол, ничего
страшного. На рубеже прошлого века в гимназиях отменили классические
языки — латынь и древнегреческий. Поколение покорителей космоса питалось
не этой заплесневелой хренью. Сначала перестанем читать классиков,
переключившись на одноразовых писак и писюшек, а затем вообще перестанем
читать. Зато мы можем клонировать овечек и запускать андронный
коллайдер! А завтра лучше этой заметки напишет робот, используя уже готовые клише. Флаг ему в руки!