Сержень-Юрт, Чечня
– 15-летней Седе Махагиевой пришлось побороться за право носить хиджаб,
платок, который, по мнению некоторых мусульман, должны носить женщины и
девушки.
«Сначала семья не позволяла мне его носить», - сказала
эта изящная чеченская девушка, повязывая вокруг головы и шеи платок
пастельных тонов, скрывающий каждую прядь ее длинных каштановых волос.
«Они
сказали, что я слишком молода для него. Моя мать била меня и сестру, но
мне было все равно: я мусульманка, я обязана носить его».
Половина
девочек в девятом классе, где учится Седа, в чеченском селе
Сержень-Юрт, расположенном недалеко от Грозного, теперь носит хиджаб,
что очень отличается от местных традиций. Раньше в Чечне замужние
женщины покрывали головы маленьким треугольным платком, символизирующим
уважение и скромность.
Но эти девушки стали частью новой
тенденции, появившейся в республике, в которой за последние 20 лет
прошли две войны и выросла приверженность к традициям
мусульман-фундаменталистов. Некоторые мусульмане борются с этим.
«Я
не хотела, чтобы они носили хиджаб. Я спорила, кричала и даже била их»,
- говорит Роза Махагиева, 45-летняя мать Седы, чьи три дочери одеваются
в свободные и скромные одеяния. «Мой муж был против меня. Он сказал:
«Если ты не позволишь им это носить, я заставлю тебя это надеть».
Несмотря
на то, что ислам впервые появился на Северном Кавказе около 500 лет
назад, практиковать его стало сложно в десятилетия религиозных репрессий
при коммунистическом режиме . Сейчас в мечетях каждый день полно
молящихся, а хиджабы становятся все более популярными.
Многие
чеченцы приветствуют возрождение ислама после почти двух десятилетий
жестокой войны против российских войск, в которой погибли примерно 200
тысяч чеченцев. Для молодых чеченцев ислам становится краеугольным
камнем идентичности, замещающим ужасы того, что они пережили, будучи
беженцами, живя в палатках и брошенных магазинах в соседних республиках,
Дагестане и Ингушетии.
«Это поколение потеряло свое детство в
войне», - считает имам Ясраэль Аюбов из Сержень-Юрта, в котором
проживает около пяти тысяч жителей и есть пять мечетей. «Их образование
было прервано, и они буквально за одну ночь повзрослели. Тем не менее,
когда речь идет об исламе, молодежь гораздо лучше образована и
старательна, чем предыдущее поколение». С момента своего назначения
Кремлем в 2007 году чеченский лидер 35-летний Рамзан Кадыров агрессивно
пытается представить Чечню как новый многообещающий мусульманский регион
в России. Его правительство ведет агрессивную кампанию по продвижению
ислама и укреплению чеченских традиций.
Везде в республике
появились десятки мечетей и исламских организаций, в то время как
телеканалы увеличивают количество программ, которые посвящены чеченской
исламской идентичности.
«Чечня сейчас активно позиционирует себя
не только как относительно автономная часть России, но и как
мусульманский центр», - заявил российский аналитик Николай Петров из
Московского Карнеги-центра.
Несмотря на предписанное российским
законом разделение церкви и государства, чеченские школы теперь обязаны
продвигать ислам. Почти в каждой школе есть комнаты для молитв, а также
жесткие правила формы одежды, которые вынуждают всех школьниц покрывать
головы в учебных заведениях. Многие не приветствуют это распоряжение.
«Я
не понимаю его смысл. Ничего не меняется, если ты покрываешь голову в
школе», - считает 14-летняя Хадижад Баршигова, которой нравится слушать
поп-музыку и смотреть американские комедии.
Процесс исламизации
изначально был добровольным. Женщины, носившие платок на голове,
поощрялись подарками. Теперь все женщины и девушки, вне зависимости от
религии, должны соблюдать исламские нормы одежды в государственных
школах и зданиях, покрывая голову, нося одежду с длинными рукавами и
юбки ниже колена. Те, которые не соблюдают эти нормы, оказываются
объектами преследования.
В прошлом году организация Human Rights
Watch опубликовала отчет, в котором сообщается о резком росте числа
нападений на женщин с непокрытой головой. Женщины сообщали о том, что
подвергались нападками, некоторые - даже атакам физического характера за
несоблюдение исламских норм одежды.
В настоящее время алкоголь
почти запрещен, и власти приветствуют многоженство. Разделенные по
половому признаку парикмахерские и спортивные залы становятся нормой.
Многие мусульмане здесь протестуют против того, что они называют
неправильным прочтением исламских законов.
«Не все хорошо
отреагировали», - заявила 20-летняя учительница Малика Тарамова.
«Существуют слухи, что всем учителям теперь придется носить хиджаб. Мои
родители сказали, что заставят меня уйти с работы, если это случится».
В
спортзале школы, где учится Седа, группа мальчиков играет в баскетбол,
пока четыре девочки в длинных юбках и с покрытыми головами безучастно
смотрят на них с боковой линии. «Девочки, не стойте там просто так», -
кричит Ваха Джамарзаев, учитель физкультуры. «Давайте, давайте».
Седа
и три другие девочки хихикают, пропуская очередной урок физкультуры,
чтобы посплетничать. «Учить их становится все сложнее», - сказал
Джамарзаев. «Девочки не хотят носить спортивные костюмы, находясь рядом с
мальчиками, потому что в них они чувствуют себя некомфортно. Такого
раньше не было».
В школьной столовой девочки обсуждают мальчиков
и ислам. У некоторых есть амбиции поступить в университет или построить
карьеру. Тем не менее, все они встречаются с мальчиками, которые
являются «истинными» мусульманами.
«Мы тайно встречаемся», -
тихо сообщила 15-летняя Хеди Кончиева. «Нам нравятся мальчики, но мы
следуем правилам ислама. Аллах отблагодарит нас в следующей жизни».