Не
так давно в ряде информационных агентств появились сообщения о
намерении Ирака отказаться от контракта с Украиной на поставку
бронетранспортеров БТР-4. СМИ объявили возможную причину: поставщик к
2012 году не выполнил обязательств. Данный контракт был фактически
навязан Багдаду после того, как Украина поддержала военную кампанию США в
Ираке. Еще в 2007 году Пентагон извещал о предстоящей продаже Багдаду
336 украинских БТР-3Е1. Однако в итоге Ирак был вынужден заключить
контракт на поставку более новых БТР-4. Ситуацию разъясняет эксперт по
вопросам безопасности, заведующий отделом системного анализа проблем
военной безопасности Днепропетровского филиала Национального института
стратегических исследований Алексей Ижак.
– На ваш взгляд, есть ли основания доверять подобной информации, учитывая сумму и характер контракта?
–
Можно заметить, все сообщения, которые прошли в СМИ по этому поводу,
имеют один источник, который широко цитировался, часто без ссылки. Это
создавало впечатление подтверждения из разных мест. Достаточно проверить
любой из них доступными программами подсчета совпадений, чтобы
обнаружить, что уникальность текста – порядка 10 процентов. Различаются
только вводные слова и названия. Этот источник – блог в «Живом журнале»
(ЖЖ) одного известного российского исследовательского центра, который
занимается военными вопросами.
Через некоторое время в украинских
СМИ прошла контринформация, вброшенная Укрспецэкспортом. Она тоже была
приведена в упомянутом блоге ЖЖ, но с замечанием, что якобы прямого
опровержения нет. Однако достаточно почитать комментарии с двух сторон к
обеим записям, чтобы прийти к выводу: опровергать особо нечего, обычный
сетевой «холивар» на тему, чья бронетехника лучше – российская или
украинская. Надо сказать, весь 2012 год в этом блоге проявлялся какой-то
нездоровый негативный интерес к продвижению БТР-4Е на мировом рынке.
Выглядело это как «джинса» (проплаченный сюжет. – Прим. ред.) в
материалах во всех отношениях добротного исследовательского учреждения.
Фото: Михаил Ходаренок
Что
касается сути вопроса, с выполнением контракта проблемы действительно
есть: из 450 БТР-4 разных модификаций, которые к настоящему времени уже
должны были быть поставлены в Ирак, отправлено только 88. Еще 40 машин
приняты заказчиком в начале февраля 2012 года, и в настоящее время идет
их отгрузка.
Летом 2012-го данная тема с масштабным выбросом
инсайдерской информации и утверждениями, что контракт фактически
разорван, активно обсуждалась в украинских изданиях. Объектом критики
был относительно недавно созданный Укроборонпром (концерн, объединивший
большинство оборонных предприятий, выведенных из состава министерств, и
спецэкспортеров) и руководство Министерства обороны. Еще годом ранее в
украинской прессе прошла первая волна разоблачений, касавшаяся действий
нового руководства Укрспецэкспорта по пересмотру соглашений с
иностранными агентами, продвигающими экспортные контракты, в том числе в
Ираке (само существование таких агентов – обычная мировая практика).
Данный вопрос следует считать закрытым после комментариев, данных в
сентябре 2012 года послом Ирака в Киеве, и недавнего подписания
заказчиком актов приемки очередной партии БРТ-4Е. Условия контракта
пересмотрены в некоторых аспектах, но его основные параметры остаются в
силе.
– К каким последствиям для харьковского завода и ОПК Украины в целом может привести расторжение данного контракта?
–
Если бы контракт расторгли в пользу другой техники, последствия для
производителей были бы крайне тяжелыми. Но контракт остается в силе.
Может быть, с оглядкой на значительное отставание от графика иракское
руководство рассматривает варианты страховки с альтернативными
поставщиками. Однако если это и делается, то для стимулирования
дисциплины исполнения и, вероятно, для получения от Украины
дополнительных бонусов. В 2012 году, как было заявлено на официальном
уровне, прошли сложные переговоры и взаимные претензии были сняты.
Возможно, Ираку было обещано, что станут поставлять не только базовую
модель, но и модернизацию БТР-4МВ по мере ее доведения до серии.
Вероятны и какие-то другие бонусы. Но это только мои предположения.
–
Как, по вашему мнению, отреагирует руководство США на расторжение
инициированного ими соглашения и может ли шаг иракского правительства
свидетельствовать об ухудшении сотрудничества с американской стороной?
–
Скорее всего контракт не может быть расторгнут без согласования с США. В
нынешней ситуации вряд ли присутствует американский след на
государственном уровне. Возможно, есть какие-то коммерческие
противоречия, ведущие к информационным войнам. Но это корпоративный, а
не государственный уровень. Проблема существовала год или более назад,
когда изменился состав агентов, сопровождавших контракт. Сейчас эта
проблема вряд ли присутствует.
– Кроме того, информация о
возможном расторжении контракта появилась через несколько дней после
предъявления российским «Газпромом» украинскому «Нефтегазу» претензий за
нарушение оговоренных в контракте объемов поставок газа. Есть ли связь
между этими событиями?
– Газовые противоречия, кажется,
пронизывают все сферы украинско-российских отношений, но вряд ли они
прямо касаются вопроса о БТР-4Е, кроме как общим фоном. Я бы связал
нынешнюю информационную волну о поставках этой техники в Ирак с недавним
арестом в Астане двух сотрудников Укрспецэкспорта и выполнением
контракта на поставку и производство сотни БТР-4Е для Казахстана. По
заключенному в мае 2012 года соглашению десять машин должны быть
поставлены с Украины, основные – собраны в Казахстане. Это притом что в
апреле 2012 года Казахстан заказал в России новую партию БТР-82A из
девяноста машин с поставками в 2013–2014-м в дополнение к уже
приобретенным в 2011–2012 годах ста машинам. Россия в дальнейшем могла
бы рассчитывать на монополию, но появились украинцы с предложением
БТР-4Е.
– Если информация о расторжении многомиллионного
контракта является недостоверной, кто, на ваш взгляд, может быть
инициатором публикации подобных неподтвержденных слухов? И с какой целью
данная информация могла быть опубликована?
– Причиной
появления этой информации является, по моему мнению, промышленная
конкуренция, которая прямо не затрагивает государственный уровень. В
начале февраля на вооружение Российской армии был принят БТР-82А. При
этом Министерство обороны России собирается взыскать с производителя –
Арзамасского машиностроительного завода неустойку за срыв
гособоронзаказа на 200 бронемашин в 2011–2012 годах. Причиной срыва
называют экспортные поставки. То есть предприятие имеет такие же
проблемы с выполнением заказов, как и украинские производители
бронетехники (серийное производство испытывает трудности). Но в данном
случае главный пострадавший – российское военное ведомство, которое не
получило то, за что уплачены деньги. При этом на внешних рынках
нарастает давление со стороны конкурентов с незалежной. Украина и Россия
выбрали разные стратегии создания новой бронетехники. Первая создала
небольшой плацдарм – БТР-4Е с пересмотренной компоновкой трансмиссии,
позволяющей кормовое десантирование, но без претензии на общую
революционность технических решений. С этого плацдарма начато
наступление – заключены контракты с Ираком, Казахстаном, подписан
меморандум с Индией, ведутся перспективные переговоры еще с несколькими
странами. На недавней выставке в ОАЭ была представлена значительно
улучшенная модель БТР-4МВ.
Россия делает ставку на прорывное
решение – БТР «Бумеранг». Эта машина еще не готова (опытный образец
появится в лучшем случае летом 2013 года). При этом ни БТР-82А, ни
забуксовавший БТР-90 не имеют обязательного на сегодня минимума –
кормового десантирования (у них выход через боковые люки, ведущий к
значительным потерям в условиях боя). Даже при лучших технических
показателях по некоторым другим параметрам это очень серьезный фактор,
выводящий БТР-4 вперед. Может так случиться, что когда «Бумеранг» будет
готов, основные ниши на мировом рынке вооружений будут уже заняты
украинской техникой. Отсюда нервозность. Да еще собственное Министерство
обороны недовольно или того хуже – ставит в пример украинских
производителей бронетехники. Поэтому желание уничтожить конкурента хотя
бы информационно вполне объяснимо. В этом и следует искать источник
предвзято негативной информации о БТР-4Е последнего времени.