Внешняя политика: концепция и реальность
Павел Палажченко о причинах противоречивости российской внешней политики
Реальная внешняя политика делается людьми.
Поэтому за ней не теоретические конструкции вроде «мягкой силы» и
«сетевой дипломатии», а хаотичное сознание российской элиты, в котором
уживаются противоречивые представления о мире, несбыточные иллюзии и
старые и новые обиды.
Когда в начале 1970-х годов советское руководство взяло курс на
разрядку и договоренности с США по ограничению вооружений, люди,
интересовавшиеся внешней политикой, спрашивали, как это соотносится с
нашей антиимпериалистической риторикой и противостоянием с США едва ли
не во всех регионах мира. Вопрос был абсолютно законный, и вполне
вероятно, что и в самом руководстве он задавался. Напомню тогдашний
ответ на него, беспрестанно звучавший по телевидению и на лекциях о
международном положении: разрядка не означает прекращения идеологической
борьбы. Наоборот, в условиях разрядки идеологическая борьба
обостряется. Звучала и более определенная формулировка: мирное
сосуществование есть форма классовой борьбы на международной арене. Вдохновленные
этими тезисами, архитекторы советской внешней политики, видимо,
искренне считали, что разрядке не противоречат военные акции в Анголе и
Афганистане, не говоря уже о преследовании диссидентов. И до некоторой
степени они были правы: элементарный реализм диктовал Западу
необходимость поддержания рабочих отношений и каналов связи с ядерной
сверхдержавой. До поры до времени Запад был готов называть это
разрядкой. Но ни друзьями, ни партнерами, к чему на первых порах
искренне стремился Л. И. Брежнев, мы не стали. И не могли стать. Слишком
мало было у СССР и Запада общих тем. Внешняя
политика России эпохи Ельцина и Путина не менее противоречива, чем
советская внешняя политика эпохи Брежнева. Периоды сотрудничества и
«перезагрузки» сменяются вспышками конфронтации. Может
показаться, что Путин, ликвидирующий в 2002 году базу электронной
разведки на Кубе, и Путин, обвиняющий США в Мюнхене в 2006 году в
нечестной игре, — два разных человека (аналогичной была
внешнеполитическая эволюция Ельцина). И сегодня одновременно с принятием
«закона Димы Яковлева» и тотальным пропагандистским наступлением на США
на «Радио России» и телеканале Russia Today американские военные
самолеты с грузами из Афганистана бороздят российское воздушное
пространство и приземляются на аэродроме в Ульяновске. Объяснять
такие противоречия можно, хотя и трудно. Только что опубликованная
переполненная тяжеловесным теоретизированием «Концепция внешней политики
Российской Федерации» содержит в этом отношении мало нового, если не
считать ссылки на «закат исторического Запада», который пытается этому
сопротивляться и тем самым вызывает «нарастание напряженности в
международных отношениях». По мнению авторов «Концепции», негативно
влияет на глобальное развитие и «нерешенность структурных проблем и
затяжная депрессия в ведущих странах Запада». На этом фоне «Россия
последовательно выступает за снижение роли фактора силы в международных
отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной
стабильности». Если это так, то никаких противоречий,
непоследовательности, никаких шараханий и метаний из стороны в сторону в
нашей внешней политике быть не должно. А они есть. Почему? Реальная
внешняя политика делается людьми. За ней не теоретические конструкции
вроде «мягкой силы» и «сетевой дипломатии», которым отдали дань авторы
новой «Концепции», а хаотичное и причудливое сознание российской элиты, в
котором уживаются противоречивые, поверхностные представления о мире
(«геополитика»), несбыточные иллюзии и старые и новые, откровенно
высказываемые или затаенные обиды. Многое в нашем внешнеполитическом
сознании унаследовано от СССР и представляет собой советскую картину
мира, из которой вынут стержень – коммунистические идеи. Эти идеи
отброшены, но хочется многого и сразу — и
равноправного участия в западном клубе избранных, и роли противовеса
«коллективному Западу» (неплохо бы вместе с Индией и Китаем, которые,
правда, от этой роли уклоняются), и превращения постсоветского
пространства в сферу влияния и особых интересов России. Эти цели полностью противоречат друг другу, но этих противоречий не видят или не хотят видеть. В
то же время наша внешняя политика встроена в систему, возникшую в
стране с распадом СССР. Эта система неправовая и недемократическая. И
чем дальше, тем больше именно такой характер системы ощущается
российским руководством как проявление «суверенитета», который надо
охранять от поползновений Запада. В этом смысле Россия «боится Запада», и
периодически (в последнее время все чаще) ей приходится заявлять, что
западные порядки ей не нравятся и не подходят. И в этом же смысле наши
отношения с Западом асимметричны (Запад не боится, что российская
система станет привлекательной для его народов) и внутренне конфликтны:
Запад не может время от времени не выражать свое неодобрение каким-то
проявлениям «жизнедеятельности» этой системы. Хотя делает это часто
нехотя: Запад не хочет второй «холодной войны». Но второй «холодной
войны» не хочет и не может позволить себе и Россия. И у нее нет
альтернативной идеологии, которую она могла бы противопоставить
идеологии демократии и правового государства (неслучайно в «Концепции
внешней политики» говорится о приверженности России «общедемократическим
ценностям»). Поэтому полностью и последовательно антизападной
российская внешняя политика тоже быть не может. При
сохранении нынешней системы, можно с уверенностью предсказать
сохранение прежнего «колебательного контура» в российской внешней
политике, хотя прогнозировать ее конкретные повороты иногда нелегко. Внешнеполитические
метания происходят сейчас не в рамках ельцинской «многоподъездной»
системы, когда отдельные ведомства – МИД, военные, разведка – могли
открыто продвигать какие-то идеи и инициативы, а президент выступал в
качестве арбитра. Сейчас колебания происходят в голове одного человека.
Их результаты очевидны, импульсы и механизмы чаще всего скрыты. Но хотя
личные особенности Владимира Путина и его переориентация на
социально-консервативное «молчаливое большинство» россиян, испытывающих
по старой советской привычке психологическую потребность во «внешней
угрозе», могут оказать на траекторию нашей внешней политики некоторое
влияние, я не думаю, что оно будет очень большим. В конечном счете она
будет развиваться в коридоре возможностей, очерченных нашим
внешнеполитическим сознанием и характером российской политической
системы. Коридор, кстати говоря, не такой уж узкий. Мне кажется, что в
этом коридоре найдется место, например, для новых договоренностей с США
по ограничению вооружений. Дипломатии и пропаганде выпадет задача
оформить и обосновать такое развитие событий. Я
не удивлюсь, если через полтора-два года мы услышим, что
«договоренность по СНВ и ПРО стала важным достижением российской внешней
политики, но это не означает отказа от нашей принципиальной позиции
противодействия попыткам США и Запада навязывать свою шкалу ценностей
другим странам». Что-нибудь в этом духе и в этом стиле. Автор — эксперт «Горбачев-фонда» Статья отражает личную точку зрения автора
Источник:
|