О времени и о себе
Михаил Жванецкий: «Звание свалилось абсолютно неожиданно. Явно кто-то настучал на меня!..»
Александр ЛЕВИТ, «ФАКТЫ» (Одесса)
30.03.2012
Указом президента Российской Федерации Дмитрия Медведева писателю и сатирику Михаилу Жванецкому присвоено звание народного артиста.
В третий раз. В 1991 году Михаил Михайлович стал народным артистом
Советского Союза. Тогда он, наряду с Аллой Пугачевой, был включен в
список, составленный первым и единственным президентом СССР Михаилом
Горбачевым. В 1999 году писателя отметили аналогичным званием в Украине.
Нынешнюю награду Жванецкий получил спустя две недели после своего
78-летия. «Государство становится родиной только после того, как мы его полюбим, и оно сумеет полюбить нас в ответ»
— Звание свалилось абсолютно неожиданно! — признался «ФАКТАМ» Михал
Михалыч. — Ведь я никаких документов не подавал, не хлопотал, никакие
характеристики на меня никто не требовал. Ничего! Явно кто-то что-то
где-то настучал, донес на меня! — Это все — «одесские штучки». — Полагаю, это штучки кремлевские. — Выходит, что было до вашего первого народного (1991 год), то и осталось. — Усугубилось. —
Михал Михалыч, вы же сами когда-то сказали в родной Одессе: «Холера
ушла, но все то хорошее, что она принесла с собой, могло бы и остаться».
— Безусловно. Чем мне нpавилось то вpемя — тем, что мы получали такие
товаpы, для пpименения котоpых искали у себя определенные места. Наши
женщины стали аpоматными и нежными. На улицах появились люди, котоpым
можно было подpажать. Нас стали учить тому, что можно купить
и употpебить — для этого, для этого, для этого. Дети пеpестали писать в
пеленки, стали писать в пампеpсы. Это огpомное облегчение. Считаю,
изобpетение пампеpсов — одно из величайших. Сколько я помню свой
одесский двоp — все вpемя стиpали и pазвешивали. Спали, pожали, стиpали.
Пока человек не становился взpослым, он записывал все вокpуг. — А потом уже становился звездой.
— На что это вы намекаете, молодой человек! Впрочем, звездность в наши
кризисные дни — даже хорошо. Тот, кто умеет что-то конкретное делать,
будет жить нормально. Напомню, необходимость мышления впервые была
признана еще до нашей эры. Сегодня она наконец-то отвергнута. Когда ты
без мозгов, куда бы ты ни шел, получается — вперед. Без мозгов ты,
конечно, больше двигаешься. — Например, в Москве. Как живется-работается?
— Говорить об этом непросто, в особенности сейчас, когда минули
десятилетия пребывания в одном городе с Кремлем. Занесло меня в эти края
давненько. Вернее, ровно сорок лет назад меня сдали в «Эрмитаж». Именно
в этом здании располагался московский театр миниатюр. Однако ощущение
того, что в столице я сплю на рабочем месте, не покидает. В кабинете
расстелил постель и там живу, потихоньку. Что до «работается», то лучше
всего в родной Одессе, на даче, у моря. — На родине.
— Столицу называют городом одного дела. Чтобы подписать одну справку,
ты полдня едешь туда, полдня — обратно. Никакой жизни! Когда я сваливаю в
Одессу, уже в самолете меня приглашают в гости. Я же отвечаю, что и так
там буду. Все фейерверки и салюты — под моим балконом. Как при
артподготовке. Еще в Одессе прокатиться на яхте приглашают олигархи.
Касательно родины. Она — это третья ступень: сначала держава, потом
государство, затем уже родина. Государство становится родиной только
после того, как мы его полюбим, и оно сумеет полюбить нас в ответ. «Я не руковожу тем, что пишу. Даю честное слово! Подчиняюсь организму» — Дружите с новыми русскими? — Украинскими (улыбается).
Понимаете, здесь вопрос философский, я бы сказал. Когда появились эти
новые, они вызвали определенное любопытство. Сегодня они уже мне
неинтересны. Да и я им, очевидно, неинтересен: вдруг обнаружил, что
очень богатые люди меня не зовут, я не в их вкусе. Им подавай знакомых
артистов. — Вы — абсолютно безвестный.
— Для них — абсолютно. Все какое-то примитивное такое, поющее.
Цыпочки, ножечки, ручечки… Такое ощущение, что нынче все заняты чем-то
очень изматывающим, поэтому хотят быстро-быстро отдохнуть, освободиться.
Я помню время, когда делали нечто необременительное, такое, после чего
не надо было отдыхать. Теперь все устают. «Михал Михалыч, — говорят, —
да не надо об этом думать». Поэтому я тоже перестал их снабжать смыслом,
и все-таки хочется, если уж говорить, то поумнее немножко. Мне кажется,
тут можно найти удачное соединение, но я очень боюсь, что сегодняшняя
жизнь, когда мы смотрим на настоящую войну и воспринимаем ее как
художественный фильм, заставит в искусстве искать беззаботность. Увы,
смысл нынче оказался в резервации. — Над чем смеются сейчас? Ставите ли перед собой задачу написать смешно или как-то иначе формулируете?
— Не ставлю задачу писать смешно и раньше не ставил. Просто раньше во
мне это веселье било через край, и получалось. И сейчас есть некоторые
вещи, ну, такие, как выборы, которые сразу вызывают во мне веселье. Вот
это начинает бить фонтаном и ведет моей рукой, и ложится на бумагу. Вот и
говоришь разные вещи. «Вот сегодняшняя трагедия — выборы», — пишу я.
Это большая трагедия, это я еще писал о выборах в Украине. За два дня я
насмотрелся: профессора, академики… Но рожи — это что-то страшное.
Почему они хотят в парламент? Есть же рестораны, кафе, ночные клубы —
иди туда. — Красота кругом и красотки.
— Может быть. Но мы уже убедились, что красота мир не спасает. Сколько
красоты сейчас показывают, сколько красивых женских тел на телеэкране.
Нас держат в слегка возбужденном состоянии, а мир спасти так и не
удалось. — Так, может, юмор его спасет?
— Убежден. Только юмор быть должен настоящим. Над чем смеетесь — это
одно, от чего смеетесь — другое. То, что происходит сегодня, это «от
чего». Вот нам показали, как кто-то пукнул, крякнул. И этого хватает. — То ли дело выборы, смена власти в той же России. — Один вахту сдает, другой принимает. По старой дружбе, так сказать. Следует учитывать, что ВВП (Владимир Владимирович Путин)
превратился в торговую марку, брэнд, с которым слишком многие стремятся
себя ассоциировать — политики, артисты, юмористы, журналисты,
кинематографисты… Кого ни возьми. Кроме того, ребята, видимо,
договорились выстраивать образ власти как сильной руки, хотя я сторонник
сильной головы. Впрочем, для меня важнее, чтобы говорили правду. Это
почему-то стало главным. Я не руковожу тем, что пишу. Даю честное слово!
Подчиняюсь организму. Если он говорит: это ложь — значит, ложь. Сейчас
все опять залезли под ковер, и оттуда даже рычания не слышно. Только
слюна течет. У меня в душе нет хамства, не люблю персонально обижать
человека, не зная твердо, кто он такой. Вижу застенчивую улыбку нашего
вновь назначено-избранного президента и думаю: это у Владимира
Владимировича профессиональное или природное? «Власть работает по принципу «делай, что говоришь, но не говори, что делаешь…» — К какому выводу приходите?
— Если удастся с ним встретиться, обязательно спрошу: «Владимир
Владимирович, вот вы говорите об экономическом росте. Я в этом плохо
понимаю, в людях разбираюсь лучше. Разве за последнее время стало меньше
взяток, смертей, голодовок, протестов?» Власть работает по принципу
«делай, что говоришь, но не говори, что делаешь». — Как на ваше президентское (Жванецкий — президент Всемирного клуба одесситов. — Авт.) мнение, интереснее жить сейчас или было при советской власти?
— Веселее было тогда. Такого количества идиотов «сверху» я никогда не
видел. Они шли как армия, а число дураков и умных при этом было равным.
Сейчас умных стало больше. Но и число дураков не уменьшилось… — Можете дать рецепт душевного равновесия?
— Если бы. Пожалуй, сейчас надо только паниковать и больше ничего.
Паникеры долго живут. А те, которые спокойные, рано закругляются в
определенной больнице. Это как в семье. Надо постоянно допекать
домашних: «Видишь, у меня нога болит? А видишь покраснение?» И глядишь,
тебе кто-то что-то посоветует. Надо, надо паниковать. А наша привычка
переносить все молча и якобы мужественно — скверная привычка. — Передается ли по наследству чувство юмора?
— Думаю, что да. Правда, я бы не называл это чувством, лучше —
способом мышления. Маленький совет. Если у вас нет чувства юмора —
держите возле себя человека, у которого оно есть. Вообще, хотя бы
следите за ним. Нет, развить чувство юмора невозможно. И это грустно.
Грустно, когда встречаешь людей, лишенных чувства юмора, а их очень
много. Особенно «патриотически» настроенных, они почему-то все его
начисто лишены. Они очень серьезны. Все время трескучие фразы,
бесконечная геополитика, все жутко пафосное. Абсолютно нет чувства
юмора. Я, наверное, им кажусь очень мелким и вшивым, потому что я
ироничен. Ну, а они мне. Так и живем… — Вы, понятное дело, этим чувством, способом мышления наделены. Кого же держите рядом? — Жену, но… дома
я серьезен. Очень редко использую это дикое оружие. Если у тебя
спрашивают что-то насчет денег, какой юмор здесь может быть?! Здесь надо
отвечать конкретно. Было и такое, что жена в прямом смысле этого слова
выбросила на улицу подаренную ей брошь. Не понравилась она ей. Это тоже
свой юмор. Короче, под давлением снаружи юмор рождается внутри. — Можно для читателей что-то из того, что «изнутри»? — Можно, несколько из последнего: -
Ум и талант не всегда встречаются. А когда встречаются, появляется
гений, которого хочется не только читать, но и спросить о чем-то.
- Очень противно быть пророком. Неприятно видеть, как твои самые жуткие предсказания сбываются.
- Или умереть, к чертям собачьим, или жить, гори оно огнем.
- Мне по телефону женский голос:
— Как живешь? — Прекрасно! — Ой, простите, я не туда попала. — Туда, туда! — закричал я, но она уже бросила трубку. Так и живешь: ни пожаловаться, ни поделиться. - Если раздуть свои радости до размеров неприятностей, то можно и от них получать наслаждение.
- Внутреннее благородство кого хочешь выведет из себя.
Концов счастливых не бывает. Если счастливый — значит, не конец.
Источник:
|