Чем закончится «ахметизация» Укроборонпрома?
27.06.2012 17:13
Автор: "Хвиля"
Назначение главой «Укроборонпрома» ставленника
Ахметова Сергея Громова вызвало горячее обсуждение в украинской
экспертной среде. Собственно, все, что известно о нынешнем назначенце –
так это то, что свою карьеру посвятил структурам Рината Ахметова, попав в
«оборонку» с поста исполнительного директора болгарского прокатного
предприятия Promet Steel, входящего в холдинг Метинвест, находящегося
под контролем Ахметова.
Тем не менее, многие в этом назначении увидели
серьезные предпосылки к «большому переделу» в сфере украинской оборонки.
О своем видении ситуации «Хвиле» рассказывает руководитель Центра военно-политических исследований Дмитрий Тымчук.
- Итак, «ахметовские» пришли в ВПК. Значит ли это, что оборонка отдана на откуп Ахметову?
- Ну я бы не утверждал столь категорично, что
оборонно-промышленный комплекс отдан на растерзание Ахметову. Почему-то
мало кто вспоминает, что ушедший из «Укроборонпрома» на пост министра
обороны Дмитрий Саламатин – также из «ахметовских», его связывали с
именами Рината Леонидовича и Колесникова. Сменивший его на посту
руководителя «Укроборонпрома» Перегудов – тоже не «из левых», а по сути
правопреемник Саламатина.
Более того: насколько известно, Саламатин с уходом
на военное ведомство не забывает про «Укроборонпром», весьма дотошно
контролируя процессы и контракты. Согдается впечатление, что он на
выставках вооружений проводит больше времени, чем в войсках. Но ему как
министру обороны это было бы простительно, если бы он еще не выступал с
комментариями перед СМИ как фактический руководитель оборонки. Это,
конечно, странно.
- Многие обратили внимание, что нынешний Громов, пришедший в ОПК на должность госслужащего - чистой воды бизнесмен...
- Саламатин, скажем так, тоже не самый великий
управленец, такой же бизнесмен. Здесь, думаю, стоит отметить два
момента. Во-первых, нынешняя власть вообще державой управляет, как
князек своим колхозом – должности раздаются как подарки, и из желания
иметь своих «смотрящих». Управленческий опыт и качества, воспитание и
обучение государственному менеджменту роли не играют – Янукович и его
компания просто не понимают, что это такое. Потому главный управленец у
них – совковый чинуша Азаров, умеющий только ворочать админресурсом и
воспринимающий должность как кормушку.
А во-вторых, стоит понимать философию этой самой
власти. У них нет задачи развивать, есть задача доить и выжимать. Для
этого качества бизнесмена в украинском понимании (т.е. умение давлением и
обманом, идя по трупам, достигать целей) ценнее, чем качества
образованного госслужащего. Логика проста: если человек смог в свое
время подняться на «гоп-стопе» и незаконной торговле валютой и шмотками в
конце 80-х, раскрутиться на фирмах-однодневках, рэкете и финансовых
махинациях в статусе полууголовника в 90-х, а потом научился пожирать
конкурентов, кидать партнеров и втюхивать всякое дерьмо потребителям –
он успешен, потянет любую госструктуру, где есть серьезные финансовые
потоки. Главное – чтобы к этому был и беззаветно предан.
- Чем грозит нынешнее назначение оборонке?
- Не исключено, что речь идет о подготовке к смене
формы собственности основных предприятий ОПК и, как следствие, о
грядущем большом дерибане. Надо признать: Януковичу в сфере ОПК удалось
то, что никак не могли сделать долгие годы до него – навести порядок.
Ежегодно через сферу ОПК у нас по линии экспорта идет порядка 1 млрд
долл, плюс внутренние контракты – прежде всего, по госзаказу. Кусок не
самый жирный, но и не слабый. Поскольку ранее в этой сфере была
неразбериха, кто ни попадя стремился контролировать эти финансовые
потоки, между президентом и Кабмином то и дело возникали ссоры. А сама
оборонка была предоставлена сама себе – никто не производил координацию,
де-факто никто не управлял процессами и не консолидировал усилия
производителей и экспортеров оружия.
Создание «Укроборонпрома» было нужным шагом. При Ющенко, в 2007 году пытались создать национальное агентство по вопросам ОПК,
которое играло бы роль единого органа, управляющего всеми процессами в
оборонке, но эта идея была доблестно провалена. А Янукович смог. То, что
это ему нужно как раз для контроля над финансами, а не для развития ОПК
– второй вопрос.
Остался второй критический вопрос украинской
оборонки – определение формы собственности. У нас вся оборонка, как
известно, традиционно имела государственную форму собственности, возможность участия частных инвесторов в проиводстве и экспорте украинских вооружений была создана лишь в 2005 году. Но наличие мощных административных барьеров сразу заставляли сомневаться в изменении картины инвестиций в украинский ОПК даже с открытием такой возможности.
И это при том, что производственная база ОПК страны фактически не
обновлялась за все время независимости и изношена в среднем на 80%, то
есть на сегодня вопрос инвестирования отрасли – более чем актуален.
Т.е., с одной стороны, решать вопрос с формой
собственности объективно надо. Государство в лице Минобороны и прочих
силовиков слишком бедное, оно не прокормит госзаказом нашу оборонку. С
другой стороны, начать процесс приватизации предприятий ОПК – это
означает раздерибанить весь нынешний военно-промышленный потенциал
державы на корню.
- Неужели Ахметов будет меньше заботиться о своих предприятиях оборонки, чем это делает сейчас держава?
- Не знаю. Посмотрите на предприятия Ахметова –
сильно он заботиться о модернизации производства и о своих рабочих? Если
да, то с оборонкой тоже все будет нормально (правда, неизвестно, какая
часть доходов попадет державе, а какая отправится в оффшоры). Если нет –
делайте выводы.
Хотя здесь еще одна угроза. Как показывает мировой опыт, единый холдинг по производству и продаже оружия, а тем более в частных руках, будет концентрировать внимание на экспорте вооружений в ущерб их производству в интересах национальной обороны.
Учитывая, что у Вооруженных сил денег нет и не предвидится, украинская
оборонка в этом случае вообще может «забыть» об армии. А армия – о новых
вооружениях.
Источник:
|