Газета "Коммерсантъ Украина", №92 (1582), 18.06.2012
Айнарис Менгельсон: там, где электричество стоит мало, его никто не экономит
Евроконсультант по реформе рынка электроэнергии о необходимых Украине изменениях
Реформа рынка электроэнергии в Украине
должна привести его к модели, принятой в странах ЕС. Это означает
переход на рыночное ценообразование, отказ от перекрестного
субсидирования и рост тарифов до экономически обоснованного уровня.
Главным консультантом Украины в этом вопросе выступает Региональная
ассоциация регуляторов электроэнергетики (ERRA). Начальник отдела
тарифообразования и ценообразования этой организации, директор
коммунальной комиссии Латвии АЙНАРИС МЕНГЕЛЬСОН рассказал специальному
корреспонденту "Ъ" ОЛЕГУ ГАВРИШУ о том, как должен измениться украинский
рынок в ближайшие годы и к чему подобные реформы привели в Латвии.
— Как вы оцениваете новый законопроект "Об
основах функционирования рынка электрической энергии Украины", поданный
в Верховную раду в начале июня?
— Этот законопроект поможет создать условия
для формирования нового рынка электроэнергии. Важно, что в нем
предусмотрен отказ от перекрестного субсидирования и определяется
переходный период для постепенного повышения тарифов для населения. Все
это создает условия для проведения реформ.
— Какая реформа, по вашему мнению, необходима Украине?
— Для начала в Украине нужно создать рынок
прямых договоров. То есть нужны трейдеры, которые будут поставлять
электроэнергию покупателям, минуя "Энергорынок". Облэнерго должны
заниматься распределением энергии по договорам с этим трейдером. В
Латвии, например, рынок заработал лишь тогда, когда всем крупным
потребителям сказали, что покупать электроэнергию они должны теперь
напрямую у производителей. Конечно, производителей должно быть
несколько, как минимум три, лучше четыре. Причем важно, чтобы у
производителей был диверсифицированный портфель энергомощностей, чтобы у
них была и атомная, и гидро-, и тепловая энергетика. В странах
Евросоюза крупные игроки, та же RWE, владеют самыми разными
электростанциями, в том числе и атомными.
— В странах ЕС электроэнергия продается как по прямым договорам, так и через биржи. Кто является владельцем таких бирж?
— В разных странах по-разному. Скажем, в
Скандинавии это четыре системных оператора — Норвегии, Швеции,
Финляндии, Дании. Сейчас латвийский и эстонский системные операторы
ведут переговоры о присоединении на правах совладельца этой биржи. Но в
основном энергетические биржи — это акционерные общества либо общества с
ограниченной ответственностью с множеством участников (системные
операторы в Скандинавии).
— В Украине 30% оптовой цены электроэнергии составляют льготы (дотационные сертификаты). Как быть с ними?
— В Латвии действовала такая же система
перекрестных субсидий. И, естественно, это убивало инвестиционную
привлекательность отрасли. При такой системе работы ни одна крупная
западная компания просто не станет инвестировать в генерирующие
мощности. У нас в Латвии был переходный период. За четыре года мы
повысили стоимость электроэнергии до такого уровня, что он начал
покрывать затраты. Конечно, существуют низкие тарифы на грани
себестоимости для какого-то очень небольшого числа потребителей, которые
действительно очень нуждаются. Но сегодня в Украине льготы дают всем
вне зависимости от платежеспособности. В Украине при сегодняшней оптовой
рыночной цене (ОРЦ) в 68,6 коп. за кВт ч потребители I класса платят
74,4 коп. за кВт ч, потребители II класса — 94,7 коп. за кВт ч, а
население — всего 23,7 коп. за кВт ч, то есть в три раза меньше ОРЦ. Для
ЕС такой подход неприемлем.
— Сколько времени в Латвии заняла реформа рынка электроэнергии?
— В 2002 году мы разработали методологию
реформы и приняли соответствующий закон. Сама реформа прошла с 2003 по
2007 год. К 2012 году в Евросоюзе не осталось ни одной страны, которая
бы имела тарифы на электроэнергию, не покрывающие себестоимости.
— В ЕС население покупает электроэнергию дороже, чем промышленные потребители?
— В целом, конечно, дороже. Это обусловлено
объективными факторами: поставить 1 кВт ч электроэнергии крупному
предприятию существенно дешевле, чем отдельной семье. Но бывают
исключения. Дело в том, что оптовые покупатели приобретают
электроэнергию на бирже. А там цена зависит от объема потребления в
течение суток. В пиковые моменты, например утром, электроэнергия для
оптового покупателя стоит дороже, чем средняя цена для населения в
тарифе. Но, как правило, тариф (стоимость электроэнергии и ее
транспортировки) для населения в странах Евросоюза выше, чем для
оптового покупателя, на 40-50%.
— Но разве в Европе политики не пытались удержать рост тарифов на электроэнергию?
— Такие попытки были. Но со временем от
такого подхода отказались. Влияние политики на электроэнергетику очень
существенно и в странах ЕС. Но никому и в голову не придет заставлять
производителей продавать ниже себестоимости или вводить перекрестное
субсидирование. Практика показывает, что если мы долго удерживаем тарифы
на низком уровне, у компаний не хватает средств на инвестиции, на
возобновление основных фондов, и потом, когда все доходит до ручки, и
приходит время менять оборудование полностью и сразу, тарифы повышают
одномоментно в несколько раз. Это шок для экономики.
— Можете сравнить цены на электроэнергию в Украине и в Европе?
— Цены на электроэнергию для населения в
Украине самые низкие в Европе. Такой системы субсидирования населения в
странах Евросоюза не существует. В качестве примера: розничные тарифы
для бытовых потребителей в Германии составляют 34,9, в Словакии — 23,6,
Венгрии — 21,4, Чехии — 20,3, Франции — 19,6, Польше — 18,6, Румынии —
15,0, Болгарии — 12,0, России — 11,8, а в Украине — 3,5 американских
цента за кВт ч.
— Изменилась ли культура потребления электроэнергии в странах, вступивших в Евросоюз, после перехода к более высоким тарифам?
— Да, и значительно. Люди так устроены, что
откладывают такие инвестиции на потом, а фактически инвестируют в
снижение энергопотребления только после роста тарифов. Около 30%
электроэнергии в стране может быть сэкономлено при простом изменении
привычек потребления, а еще 30% — за счет энергосберегающих технологий.
То есть при росте тарифов на электроэнергию на 50% семьи смогут
сэкономить путем бережливости.
— Снижение энергопотребления отразилось на объемах продаж энергокомпаний?
— Фактически не отразилось, потому что шло
два одновременных процесса. С одной стороны, все переходили на
энергоэффективные лампы, утепляли дома, менялась сама культура
потребления энергии, а с другой у населения появлялось больше новой
техники, различных гаджетов и устройств, что естественным путем
увеличивало потребление энергии. В результате одно компенсировало
другое, и общий объем потребления остался тем же. Хотя если бы экономии
не произошло, он бы вырос, причем значительно. Практика свидетельствует о
том, что там, где электричество стоит очень мало, его никто не
экономит. Такой расход ресурсов не выгоден для экономики в целом.
— Сегодня украинские производители
электроэнергии имеют рентабельность минус 3,5%. Какой минимальный
уровень рентабельности европейских энергетических компаний закладывают в
тарифы для населения?
— В зависимости от страны минимальный
приемлемый уровень рентабельности в энергетике — это 5-7%. Хорошая
рентабельность в торговле — это 10-12%. Если выше — это очень хорошо.
— Для Украины актуальна проблема льготных
тарифов для некоторых видов промышленных потребителей. Периодически та
или иная отрасль просит для себя преференций. Сейчас с такими просьбами
выступают металлурги. Как с этим обстоит ситуация на европейском рынке?
— В Евросоюзе не существует льготных тарифов
для промышленности. Но у нас есть другая возможность. Рынок позволяет
покупать ночью более дешевую электроэнергию, чем днем, из-за падения
потребления. И многие собственники энергозатратных производств переходят
на ночной график работы, конечно, там, где это возможно. В Украине
такую возможность не используют в полной мере.
— В Украине долги за электроэнергию сейчас составляют 12,8 млрд грн. Чем это грозит?
— В 1994-1997 годах в Латвии также имели
место проблемы с долгами. Мы были должны российским поставщикам очень
много денег за газ, нефть, мазут. В основном проблема долгов разрешилась
за счет роста тарифов на электроэнергию и газ. Просто в какой-то момент
мы поняли, что идти против экономической логики и иметь низкие тарифы
на электроэнергию для населения невозможно.
— Как борются с неплательщиками в Европе?
— В странах Евросоюза можно отключить от
поставок электроэнергии любую организацию, естественно, заранее об этом
предупредив. Нельзя отключить сразу те объекты, от которых зависит жизнь
людей — например, реанимационное отделение больницы. Говорить о других
объектах не приходится — за долги без лишних разговоров отключат и
полицию, и налоговую администрацию, и мэрию. То есть все очень жестко.
Кроме того, имеются штрафы и пени за неуплату за электричество.
— Поможет ли решить проблему долгов отмена запретов на отключение должников?
— Без этого, в принципе, невозможно реформировать рынок.
— Что получила Украина от вступления в Европейское энергетическое сообщество?
— Вопрос в том, что она хотела получить.
Вступление в Энергосообщество — это только первый шаг, который
мобилизует силы для дальнейшей реформы рынка. Да и вступление Украины в
Энергосообщество пока является чисто номинальным. До тех пор пока в
Украине есть один покупатель электроэнергии — "Энергорынок", говорить о
полноценной интеграции рано.
— Насколько сильно государство вмешивается в регулирование рынка электроэнергии в странах Евросоюза?
— Местные рынки сегодня достаточно свободные —
существует минимум давно устоявшихся правил, определяющих их работу.
Сейчас активно создается регуляторная база для трансъевропейского рынка
электроэнергии, для перетоков энергии между странами. В этом процессе
наша ассоциация принимает активное участие. Это позволит продавать
мощности перетоков, которые существуют между странами. В странах Балтии
мы можем продавать и получать до 40% потребляемой электроэнергии между
собой. В целом по Евросоюзу это было не более 8%. Сейчас Евросоюз
стремится увеличить перетоки до 30%.
— Как вы оцениваете планы Евросоюза по значительному увеличению доли альтернативной электроэнергии?
— Нетрадиционная энергетика напрямую связана с
ценой квот на выброс CO2. Пока цена квот находится на сегодняшнем
низком уровне, развивать альтернативную электроэнергию в таком объеме,
который запланировала Еврокомиссия, экономически не имеет смысла. Цена
на выбросы должна всерьез вырасти, только это даст экономический стимул
для развития "зеленой энергетики". Либо должен произойти прорыв в
технологиях, который бы значительно удешевил производство альтернативной
электроэнергии.
Интервью взял Олег Гавриш
|
Региональная ассоциация регуляторов электроэнергетики
Досье
ERRA — международная организация, в
которую входят независимые регуляторы энергорынка преимущественно из
стран Центральной и Восточной Европы, а также аффилированные организации
Африки, Ближнего Востока и США. Начиная с 1999 года, Национальная
ассоциация контролеров коммунальных предприятий США (NARUC) и агентство
международного развития США (USAID) проводили форумы и ознакомительные
поездки для сотрудников регуляторов из вышеназванных стран. Во время
встреч участники сошлись во мнении, что нужна ассоциация, подобная
NARUC. В декабре 2000 года в Бухаресте 15 участников подписали
конституцию, что послужило началом деятельности ERRA. Сейчас организация
разрабатывает тарифную базу для всех своих членов. Объединяет 23
постоянных, 3 ассоциированных и 6 аффилированных членов. Организация
была официально зарегистрирована в апреле 2001 года, ее секретариат
находится в Будапеште.
|
Источник:
|