Фото Reuters |
Среди побочных эффектов наводнения в Краснодарском крае заслуживает внимания всплеск интереса к разнообразным теориям заговора, призванным ответить на традиционный российский вопрос: «Кто виноват?» Согласно этим теориям, виноваты представители местных и региональных властей. Примечательно, что роль козла отпущения чиновникам достается в нагрузку к другой вдохновенно играемой ими роли – всемогущих полубогов, все держащих под контролем.
Аномальный характер наводнения в Крымске – такого подъема воды не наблюдалось за всю историю метеорологических наблюдений в этом уголке Кубани – как непосредственно пострадавшие от него люди, так и остальные россияне имеют тенденцию объяснять не в материалистических терминах (объем осадков, особенности рельефа и градостроительства и прочее), а существующим заговором представителей власти против простых граждан. Теориям заговора нет числа: от решения чиновников спустить воду из Неберджаевского водохранилища на Крымск, выведя тем самым из-под удара стихии свой главный ресурс – инфраструктуру нефтяной промышленности, до существования секретных подземных водохранилищ местных олигархов.
При этом рациональные доводы экспертов, например, о том, что масштабный однократный спуск воды из этого резервуара технически невозможен, просто игнорируются. Уровень недоверия и даже ненависти к представителям власти пострадавших от наводнения людей настолько высок, что в любых рациональных аргументах относительно форс-мажорных обстоятельств видятся подвох и результат манипулирования властей.
Впрочем, разумное объяснение истерии по поводу всеобщего заговора все же можно найти. Происходящее видится логичной расплатой за столь полюбившийся российским чиновникам образ всемогущих правителей, способных решить любую проблему и контролирующих все и всех. Именно вера населения в этот образ была одним из краеугольных элементов стабильности нулевых годов.
Всеобщность контроля имеет и обратную сторону: во всем происходящем видится рука власти. Подобно тому, как в архаических обществах за дождями и засухой виделись не природные катаклизмы, а божественная рука. Если что-то происходит, то за этим наверняка стоит чиновный промысел. Или уж как минимум чиновникам известно все, что случается и даже может случиться.
Вера во всемогущество обладателей власти делает их ответственными за все происходящее. Если происходят приятные для граждан события (собственно, конъюнктура нулевых приучила граждан к хорошим новостям, ассоциирующимся с чиновным промыслом), то чиновники примеряют лавровый венок. Если же происходят катастрофы, то они автоматически становятся козлами отпущения. Логика существующей системы отношений между властью и обществом не оставляет других вариантов интерпретации происходящих событий.
Рене Жирар, известный франко-американский философ, отмечает, что одним из способов управления насилием в обществе является поиск козлов отпущения – людей, предположительно ответственных за происходящие несчастья. Пришельцы, аутсайдеры (иноверцы, иностранцы, представители других национальностей) являются первыми кандидатами на роль козлов отпущения. Но еще лучший кандидат на эту роль – тот, кто одновременно находится и внутри общества, и вне его. Иными словами, Всемогущий Правитель. Он, с одной стороны, представляет собой плоть от плоти самого общества. А с другой – возвышается над ним ввиду исключительного статуса.
Жирар интерпретирует в этом ключе миф о царе Эдипе (его
древнегреческое общество сделало козлом отпущения за общий грех). Более
близкие к нам примеры превращения Правителя в козла отпущения можно
найти в Румынии (Николае Чаушеску), Ираке (Саддам Хусейн), Ливии (Муамар
Каддафи) и ряде других стран. Станем ли мы свидетелями очередного
таинства превращения?