Минуло 30 лет со дня первого полета Ан-124, до сих пор не имеющего аналогов в мире
— По сей день самолет Ан-124 «Руслан» не имеет аналогов в мире, — заявил на пресс-конференции по случаю 30-летия первого полета легендарного самолета президент — генеральный конструктор Государственного предприятия «Антонов» Дмитрий Кива. — «Руслан» предназначался военным. Но еще в 1980-е приступили к разработке гражданской модификации, способной взять на борт 150 тонн.
В распоряжении нашего предприятия есть семь гражданских «Русланов». Они
выполняют заказы по всему миру, принося весомую прибыль. Кстати,
мы зарабатываем за рубежом для страны 400 миллионов долларов в год. Этот
факт не дает покоя некоторым влиятельным людям. Они уже неоднократно
делали попытки завладеть нашим предприятием. К счастью, при всех
украинских властях оказывались крупные руководители, которые пресекали
такие поползновения.
Сейчас ведется работа, направленная на возобновление производства «Русланов» в России на авиационном заводе в Ульяновске (украинско-российский проект. — Авт.).
Там сохранилась вся необходимая для этого оснастка. Некогда она была
и на авиазаводе в Киеве. Но лет десять назад ее сдали в металлолом. Еще
не так давно в сборочном цехе снимали телевизионные шоу. Теперь киевский
завод входит в состав нашего предприятия. Мы уже вложили в его
возрождение порядка миллиарда гривен. Набрали и обучили полторы тысячи
новых рабочих. Строим самолеты.
В советские годы в Киеве построили 20 «Русланов», в Ульяновске — 36.
О том, что стало толчком к созданию легендарной крылатой машины, рассказал заслуженный летчик-испытатель Герой Украины Александр Галуненко:
— Показ в 1965-м году во Франции на авиационной выставке
в Ле Бурже первого в мире широкофюзеляжного самолета «Антей» стал
мировой сенсацией. В связи с этим в США поставили задачу форсированными
темпами создать транспортный самолет с грузоподъемностью вдвое большей,
чем у «Антея», — 100 тонн. Зная это, советское правительство поручило
коллективу Олега Антонова сконструировать машину, способную перевозить 100-120 тонн.
Оказалось, выполнить эту задачу, используя устоявшиеся подходы,
невозможно. В Америке ее не решили до сих пор. Антонов же справился,
предложив ряд революционных решений. Некоторым коллегам они казались
недопустимыми, например, уменьшение запаса устойчивости
самолета-гиганта. Считалось аксиомой, что этот показатель обязательно
должен быть большим. Олег Константинович пошел против, казалось бы,
незыблемых истин. Поэтому на него писали жалобы вплоть до Центрального
комитета партии.
— Есть несколько легенд о том, как появилось название «Руслан». По одной из них, Антонов назвал самолет в честь своего сына.
— Я знаю, что он провел конкурс. Причем авторы идей должны были
обосновать свои предложения. Генеральный конструктор выбрал имя
сказочного героя. Видимо, сыграло роль то, что в этом слове звучит
«Ан» — название машин нашего конструкторского бюро.
Мне довелось участвовать в первом полете 24 декабря 1982 года.
Командиром экипажа был заслуженный летчик-испытатель СССР Владимир
Терский. Я — вторым пилотом. Всего было построено три образца для
государственных летных испытаний. Их провели за три года.
— Вы имели возможность спрыгнуть с парашютом, если бы возникла угроза катастрофы?
— Да, парашюты у нас были. Причем опытные экземпляры «Русланов»
оборудовали особыми люками — чтобы можно было оперативно покинуть
самолет.
*Этот снимок сделан 30 лет назад сразу после первого полета «Руслана». На фото третий справа Александр Галуненко
— Кстати, гражданский вариант «Руслана» более надежная машина, чем
ее армейский вариант, — говорит Дмитрий Кива. — Ведь военные летчики
летают с парашютами. Гражданские — без них. Отсюда и повышенные
требования к уровню безопасности машин.
За несколько лет до развала Советского Союза антоновское КБ получило
от государства кредит на покупку двух самолетов «Руслан» и начало
коммерческие рейсы. Эта идея, кстати, была подсказана опытом 1970-х.
Для освоения нефтяных и газовых месторождений Сибири понадобилось
перебросить колоссальные объемы грузов. Дорог в отдаленных районах
не было, и ситуацию спасали «Антеи». Они запросто садились
на расчищенные и утрамбованные полосы в тундре и тайге. За работу
«Антеев» антоновцы получали по бартеру жилье, автомобили.
— Создание авиакомпании «Антонов», эксплуатирующей «Русланы», имело для
нас неоценимое значение, ведь вскоре государственное финансирование
почти прекратилось, — продолжает Александр Галуненко. — За счет средств,
которые авиакомпания зарабатывает на международном рынке, мы продолжали
создание новых самолетов.
— Правда, в начале 1990-х Соединенные Штаты запрещали
«Русланам» залетать на свою территорию — не были уверены, что самолет
соответствует требованиям Чикагской конвенции о международной
гражданской авиации, — продолжает Дмитрий Кива. — Поэтому мы провели
сертификационные испытания, позволившие подготовить более
200 документов, подтверждающих соответствие машины этой конвенции.
К сожалению, в ходе выполнения этих испытаний произошла трагедия — погиб
экипаж Сергея Горбика.
— Сейчас у «Русланов» степень свободы «пять». Это значит, что они имеют
право летать в любую страну мира, — добавляет Александр Галуненко.
Кстати, на днях пришло сообщение о решении НАТО продолжить еще на два
года аренду двух «Русланов» для перевозки военных грузов. Эти машины
предоставляет предприятие, которое антоновцы открыли вместе
с российскими партнерами.
В конце 1980-х на базе «Руслана» был создан самолет с самой
большой в мире грузоподъемностью — 250 тонн — «Мрия». На таком названии
настоял Петр Балабуев, возглавлявший КБ после смерти Олега Антонова.
Острословы дали свою трактовку слову «Мрия»: Миша, Рая и я. Имелись
в виду лидер Советского Союза Михаил Горбачев и его супруга Раиса.
— Пока «Мрия» существует в единственном экземпляре, — говорит Дмитрий
Кива. — Но есть фюзеляж для второго образца. Мы ведем переговоры
с российскими партнерами о его совместной достройке.