Международная выставка MINExpo —
олимпиада для всех работников горнодобывающей промышленности. Раз в
четыре года в американском Лас–Вегасе собираются крупнейшие
производители карьерной техники, чтобы представить свои последние
разработки и решить, кто сегодня выше и сильнее всех на этом тесном, но
чрезвычайно престижном рынке. В нынешнем году участие в этой ярмарке
гигантов принял и белорусский богатырь — БелАЗ–75603.
360–тонный
самосвал произвел настоящий фурор за океаном, ежедневно собирая вокруг
себя сотни зрителей и позволив менеджерам заключить сразу несколько
контрактов с лидерами мировой горнодобывающей промышленности. Впрочем,
самое интересное в этой истории, как обычно, не попало ни в объективы,
ни в официальные пресс–релизы.
Продолжаем
сообщение («СБ» №182) о крупнейшей выставке в США, где безо всякого
преувеличения блещет автомобиль из Жодино. Весьма и весьма впечатляющий
самосвал на американской выставке БелАЗ представил впервые. Причина —
тысячи километров, отделяющие белорусский город Жодино от расположенного
в американской пустыне Лас–Вегаса. Даже обычную легковую отправить за
тридевять земель — непростая задача. Если же речь идет о титанических
грузовиках, то процесс доставки превращается в уникальный по своей
сложности «квест», прохождение которого само по себе говорит о многом.
Ежедневно
с конвейера МАЗа сходит несколько десятков грузовиков. Процесс сборки
самосвала БелАЗ занимает месяц. За это время из заготовок и отдельных
частей рождается уникальная машина, равной которой нет во всем мире.
После она вновь разбирается и отправляется в путь до одной из
разбросанных по карте мира точек, где самосвал уже ждут на медных,
угольных или соляных карьерах. Россия, Украина, Венесуэла, Чили... Но
одно дело — «обычный» 50 — 100–тонный БелАЗ, и совсем другое —
360–тонный «выставочный» образец...
«Путь
до пункта назначения занял больше двух месяцев». По словам одного из
организаторов белорусского стенда на MINExpo — генерального директора
занимающейся продвижением БелАЗа на рынок Северной Америки компании
«Вестерн Технолоджиз» Дмитрия Тихомолова, только водная часть маршрута
заняла почти 45 дней, а для того чтобы доставить БелАЗ до порта
Клайпеды, потребовался железнодорожный состав из 16 платформ, на которые
погрузили части белорусского супергрузовика.
Впрочем,
самый сложный этап был еще впереди. Сборка! Построить и разобрать
самосвал в заводских условиях — дело хоть и сложное, но привычное.
Совсем другое — собрать машину в полевых условиях, при том, что даже
одно колесо весит больше, чем небольшой грузовичок. В Лас–Вегасе эту
непростую задачу решала совместная группа из белорусских и американских
конструкторов, руководил которой заместитель главного конструктора
Леонид Семенов.
—
В первую очередь партнеры из американской фирмы «Джес» обеспечили нас
подъемными механизмами. Кранами, без которых даже разгрузить части
БелАЗа было невозможно. Вдобавок к этому в помощь нам была выделена
группа высококвалифицированных механиков, которые приняли самое активное
участие в сборке. И без того непростой процесс осложнялся тем, что все
работы приходилось вести на открытой площадке под палящим солнцем. Даже
просто находиться на улице при температуре выше 40 градусов — занятие не
самое приятное. Если же при этом необходимо передвигать и с высокой
точностью собирать части гигантского механизма...
Учитывая
условия, мы решили начинать работу как можно раньше. В 6 утра вся
команда уже была на ногах и поэтому до обеда успевала отработать весь
стандартный 8–часовой день.
Сборка
гиганта из доставленного в США «конструктора» у команды из 11 человек
заняла две недели. В последние дни платформу подняли двумя 150–тонными
кранами со специальных подставок и установили на мосты, каждый из
которых сам по себе весит более 100 тонн. Впрочем, по словам Семенова,
самой сложной частью работы стала покраска. Из–за долгой транспортировки
по морю многие детали самосвала потеряли вид, а на такой крупной
выставке, как MINExpo, машина должна не просто присутствовать. Она
должна впечатлять!
—
Красить БелАЗ — процесс очень тяжелый. Но в США дополнительную
сложность создало законодательство, запрещающее использовать на открытом
воздухе окраску с помощью обычных покрасочных аппаратов, а разрешенный
метод электростатического нанесения краски невозможно применять при
таких температурах. В результате красить БелАЗ пришлось вечером и даже
ночью, что также очень удивило американцев. Они просто не верили, что
такую сложную работу можно проводить при искусственном освещении посреди
пустыни и завершить в такой короткий срок. Сотрудники даже приходили
фотографироваться на фоне грузовика.
Последние
километры своего долгого пути многотонный автомобиль проехал своим
ходом по улицам Лас–Вегаса, вызвав огромный интерес у прохожих и
водителей. Не меньший фурор БелАЗ произвел среди профессионалов —
приехавших на выставку производителей–конкурентов и представителей
добывающих компаний. Дополнительный плюс имиджу компании добавила уже
существующая в Америке сеть дилеров, готовых осуществлять сервисное
обслуживание жодинских самосвалов. По словам генерального директора
Белорусского автомобильного завода Петра Пархомчика, нынешняя MINExpo
открыла, без преувеличения, новую страницу в истории предприятия.
—
То, что мы смогли привезти на выставку 360–тонный действующий самосвал,
произвело огромное впечатление на всех. С первых дней наш стенд был
самым посещаемым, а мы провели большое количество переговоров с
крупнейшими компаниями, которые высказали заинтересованность в
приобретении белорусских машин. Эта выставка проходит лишь раз в четыре
года, и лишних людей здесь нет. Только профессионалы. И поэтому я не
сомневаюсь, что даже при существующей сегодня конкуренции у нас появятся
новые контракты и новые покупатели из стран Южной и Центральной
Америки.