Оперативники МВД отмечают интерес преступников к
бюджетным иномаркам и предупреждают о новых способах угонов авто с
суперсовременными системами безопасности
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юрий Снегирев
Оперативники МВД подвели «криминальные итоги» 2012 года по
угону автомобилей. Добычей преступников стали более 52 тыс. автомобилей.
Больше половины похищений пришлось на Москву и Санкт-Петербург.
Бессменный
лидер «рейтинга украденных авто» — продукция «АвтоВАЗа». 33% от всех
краденных авто приходится на вазовские модели (более 17 тыс.
автомобилей). На втором — четвертом местах рейтинга японские автомобили —
Toyota, Mazda и Mitsubishi (6,2 тыс., 2,7 тыс., 2,1 тыс. авто). В
пятерке продукция еще одной отечественной компании — «Группа ГАЗ».
В
2012 году преступники, по данным МВД, стали чаще похищать Audi, Renault
и Hyundai. Менее востребованными у воров стали BMW, Honda и Mitsubishi.
Люксовые автомобили также нередко становятся добычей преступников: за
прошлый год было похищено 690 автомобилей Lexus, 212 — Infiniti, 88 —
Porsche. Последние строчки криминального рейтинга заняли автомобили Saab
—
13 шт., Jeep — 25, Jaguar — 26 и китайские Chery — 36.
Оперативники
объясняют активность злоумышленников доступностью высокотехнологичной
криминальной техники и электроники. Кроме того, неожиданную помощь
угонщикам оказали автомобили с новейшими системами бесконтактного
доступа в салон и запуска двигателя, опознающие хозяина по электронным
меткам.
Как рассказали «Известиям» в МВД, самой
востребованной у похитителей моделью среди иномарок стал японский
паркетник Mazda CX-7. Одной из жертв автоугонщиков, получивших заказ
именно на эту марку, стал, например, известный телеведущий Сергей
Светлаков. Джип шоумена угнали в мае прошлого года с парковки дома на
Рублевке. Как предположил сам Светлаков, автомобиль, который он
преподнес в подарок своей теперь уже бывшей супруге Юлии, уже находится
где-нибудь на территории южных регионов России. У оперативников, однако,
несколько иное мнение насчет судьбы угнанной машины.
— В
основном такие автомобили уходят на запчасти, — рассказал «Известиям»
замначальника отдела Главного управления уголовного розыска (ГУУР) МВД
России Владимир Зуб. — Разукомплектование также постигает многие машины,
которые уже сняты с производства. Кстати, отечественные «ВАЗы»
составляют 33% от автомобилей, которые были похищены для продажи на
детали.
Еще одной излюбленной моделью воров стал также
внедорожник Toyota RAV4. Как и другие машины с системой бесконтактного
доступа в салон и запуска двигателя, джип похищают относительно новым
способом под названием «длинная рука». В этом случае своей машины
лишались владельцы, которые оставляли ключ от машины, служащий
электронной меткой, около входной двери, в карманах верхней одежды, в
сумках или на тумбочке.
— Похитители следуют за хозяином
машины, фактически провожая его до квартиры. Люди имеют обыкновение
бросать ключи от машины в коридоре на тумбочке или в карманах одежды.
Преступники дистанционно, через дверь, сканируют сигнал от электронной
метки ключей с помощью специального оборудования и затем используют этот
код для похищения машины. В итоге автомобиль разрешает доступ, считая,
что к ней подошел реальный владелец, — пояснили «Известиям»
оперативники.
По словам специалистов, довольно высокое число
краж автомобилей связано и со значительным снижением цен на специальные
технические средства и электронику и их доступностью на черном рынке.
Код-грабберы, отмычки, сканеры и глушилки GSM-сигналов стали доступны
практически всем желающим.
— Если раньше стоимость многих
технических средств могла доходить до нескольких миллионов рублей, то
теперь такое же оборудование можно приобрести даже за 70 тыс. рублей.
Самое дорогое оборудование на черном рынке в принципе уже не превышает
700 тыс. рублей. Причем на законодательном уровне не предусмотрено
реального наказания за изготовление технических средств, что является
серьезной проблемой, — рассказал «Известиям» эксперт рабочей группы
Госдумы по IT и телекоммуникациям Денис Маймистов.
По словам
эксперта, раньше оборудование изготавливалось лишь в Германии и Польше,
поэтому было дорогим, однако теперь их производят теневые фирмы в России
и Белоруссии.
Полицейские отмечают, что негативно на
криминогенной обстановке в стране сказался и Таможенный союз между
Россией, Белоруссией и Казахстаном.
— Как только открылись
наши границы с соседними странами, дорогостоящие угнанные иномарки из
России буквально хлынули в Казахстан, а оттуда — в страны Центральной
Азии. Номера и ПТС на таких машинах — белорусские, — поясняет
замначальника отдела ГУУР МВД Владимир Зуб.
Оперативники
рассказывают, что, несмотря на изобилие новых технических средств, в
криминальном бизнесе до сих пор активно «работают» воры-карманники,
похищающие ключи от машины, и аферисты, хитростью выманивающие водителей
из их дорогих автомобилей.
— Бывает, что водителям просто
плюют в лицо, если у них открыто окно. Когда те выходят разбираться,
сообщники воров угоняют машину, — рассказывают полицейские. — Впрочем,
самым распространенным способом заставить владельца автомобиля выйти из
машины по-прежнему является имитация ДТП, когда угонщики кидают во время
движения в их машину мыло или картошку, а затем говорят, что те их
будто бы задели при перестроении.
Также, по словам
полицейских, распространены случаи, когда девушки-автомобилистки при
продаже своей иномарки разрешают потенциальному покупателю опробовать
машину в движении, после чего остаются без автомобиля и денег.
—
Существуют десятки способов хищений автомобилей. Чтобы не стать жертвой
угонщиков, стоит оборудовать автомобиль противоугонным комплексом, не
носить все ключи на одной связке, вытаскивать ключ зажигания, выходя из
автомобиля, а также стараться парковать машину в хорошо освещенных
местах, — советуют полицейские.
Особенно внимательными к
своим машин оперативники просят быть в будние дни, потому что основная
часть угонов приходится на середину недели. Также, согласно статистике,
70% хищений автомобилей совершается в ночное время.
Эксперты
также говорят, что своеобразной защитой от угона дорого автомобиля может
стать аэрография или заметная наклейка на кузовных деталях — случаи,
когда похищаются автомобили с рисунками, единичны.