Погода в Киеве на неделюSV  Ukraine
Среда, 18.12.2024, 21:48| RSS | Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Главная
Меню сайта
Категории раздела
Актуально [120]
Инфо [156]
Факты [136]
События, Происшествия [147]
IT-news [78]
Мнения, интервью [189]
Досье [70]
Общество, право [144]
Стрельба [56]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Поиск


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Новий РОЗВИТОК

  • Главная » Файлы » Актуально

    Деньги останутся в «семье». Как власть потратит 23,9 млрд кредитных средств Госпрограммы активизации развития экономики
    14.03.2013, 08:09




    17:47 | 13.03.2013   


    Деньги останутся в «семье». Как власть потратит 23,9 млрд кредитных средств Госпрограммы активизации развития экономики

    Очень похоже на то, что от экономических инициатив власти выиграют сами чиновники, а также – «семейный» бизнес власть имущих.


    // Фото: infa.kharkov.ua

    Автор:  Анна Долгарева, НБН




    Очередная попытка Кабмина Азарова оздоровить украинскую экономику – реализация Госпрограммы активизации развития экономики на 2013-2014 годы – может обернуться банальным перераспределением бюджетных средств «из одного кармана в другой». Какие из отраслей сумеют все-таки воспользоваться шансом и первыми получат дешевые кредиты?


    Цели программы публично озвучил министр экономического развития и торговли Игорь Прасолов в конце января. Основное – увеличение реального ВВП до 2,5-3% в 2013 году (с минимального показателя в 0,2% в 2012 году) и стимулирование реализации инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики.

    О механизме решения поставленных задач тоже подумали. Госгарантии – один из механизмов Государственной программы активизации экономического развития на 2013-2014 годы.

    Господдержка перспективных секторов будет осуществляться через банк, созданный специально для кредитования наиболее привлекательных проектов украинской экономики по сниженным процентным ставкам и под государственные гарантии.

    Цена вопроса

    Общая смета средств, которые для воплощения в жизнь Госпрограммы активизации экономики планируется привлечь , – 382 млрд гривен, Из них 172 млрд грн. должны составить средства инвесторов и 210 млрд. грн. бюджетные вложения.

    «В 2013 году на реализацию программы предполагается выделить ориентировочно 23,9 млрд грн. из госбюджета, в котором они уже заложены. Для других источников (так называемых «инвестиционных») госгарантии составят не более 30%», – говорит директор департамента стратегического планирования развития экономики Минэкономразвития и торговли Евгений Олейников.

    По сути, реальная программа на сегодняшний день представляет собой не призрачные сотни миллиардов гривень, а те конкретные 23,9 млрд гривен, которые выделят из бюджета. Вопрос лишь в том, кому они достанутся.

    Как пояснил первый вице-премьер Сергей Арбузов, Государственный банк развития будет создан на базе существующего Украинского банка реконструкции и развития (УБРР). Он станет банком первого уровня, и, в свою очередь, сможет предоставлять кредиты другим банкам, компенсируя при этом часть процентной ставки для такого типа заемщиков. В уставный фонд новосозданного финансового учреждения будет передано 10 млрд грн.

    Что касается дальнейшего распределения средств, то чиновники делают оговорку, мол, Госгарантии кредитования получат не все, а только самые перспективные проекты.

    Игорь Прасолов акцентирует внимание на том, что основной плюс – в реальности выполнения. Однако, с учетом украинского опыта разработки других масштабных госпрограмм и национальных проектов (достаточно вспомнить хотя бы скандальную историю Владислава Каськива и LNG-терминала – НБН) реальность выполнения действительно является «достоинством» весьма существенным.

    Кому поможет держава

    В настоящее время конкретные проекты еще не выбраны. Однако в правительстве четко дают понять: к отраслям, в кредитовании которых государство заинтересовано, относятся те, кто является крупным потребителем продукции других отраслей экономики. В первую очередь – металлургического комплекса. Де-юре – получить финансовое вливание имеют шанс ракетно-космическая отрасль, авиационная, судостроительная и производство сельскохозяйственной техники. Амбиции в новых проектах разрешено проявлять предприятиям жилищно-коммунального хозяйства и транспортной инфраструктуры.

    Де-факто – существует десять критериев отбора потенциальных получателей государственных средств (инвестиционных проектов как производственного, так и непроизводственного значения), определенных приказом Минэкономразвития №697 от 13.06.2012 г.

    «Выделение госгарантий будет происходить после того, как экспертный совет получит проработанные с конкретным банком технико-экономические обоснования. Проекты будут оцениваться с точки зрения периода возврата инвестиций и их рентабельности», – отмечает Сергей Арбузов. Другими словами, промышленным предприятиям чиновники предлагают принять участие в очередном тендере.

    «К примеру, реализация обновления парка грузовых и пассажирских вагонов и реализация проектов в строительстве увеличит спрос на отечественный металл. Развитие авиастроения будет способствовать росту производства в машиностроительной отрасли. Рост производства в агропромышленном секторе увеличит платежеспособный спрос на сельскохозяйственную технику», – отмечает Игорь Прасолов.

    Однако то, что об отечественном вагоностроении всерьез задумались только после того, как потратили $307 миллионов на закупку десяти корейских поездов Hyundai, которые регулярно ломаются, выглядит минимум странным. Непонятно, как заставить крупные агрохолдинги, которые являются основные покупателями крупной сельхозтехники, переориентироваться европейских комбайнов типа John Deere или Claas на отечественный «Славутич».

    Пока банкиры потирают руки от перспектив, независимые эксперты настроены весьма осторожно. Фактические результаты выполнения программы могут оказаться весьма сомнительными. Очень похоже на то, что от экономических инициатив власти выиграют сами чиновники, а также – «семейный» бизнес власть имущих.

    «За» и «против»

    Ярко выраженные сторонники госпрограммы – среди государственных банков. «Мы получили ответ на то, какие отрасли нужно кредитовать, потому что именно они будут поддержаны государством. Соответственно риск кредитования будет меньше и процентная ставка ниже», – отмечает председатель правления «Укргазбанка» Сергей Мамедов. В «Ощадбанке» считают, что наличие государственных гарантий освободит кредиторов от необходимости брать двойные-тройные залоги.

    Губернаторы тоже двумя руками «за». Главы Донецкой и Черкасской области Андрей Шишацкий и Сергей Тулуб убеждены, что Госпрограмма активизации развития экономики на 2013-14 года активизирует промышленный потенциал регионов, у глава Черновицкой области Михаил Папиев рассчитывает, что это повысить агропромышленный потенциал региона.

    В то же время заместитель главы комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики и труда Павел Розенко убежден, что Государственный банк развития станет еще одной коррумпированной вертикалью, позволяющей через государственные механизмы предоставлять определенные преференции тем или иным предприятиям.

    Член наблюдательного совета Центра социально-экономических исследований CASE-Украина Владимир Дубровский добавляет, что финансирование под госгарантии в бюджетной сфере означает, что «платить все равно придется, из бюджетов будущих периодов, но уже с процентами». При этом получателями таких гарантий на практике могут быть только государственные органы – распорядители бюджета, или местные власти. Вопрос, на каких условиях местные власти будут взаимодействовать с коммерческими предприятиями остается открытым.

    «Если кому-то что-то дешево достается, то за это должны платить другие. Если есть желание реализовывать инвестиционные проекты, достаточно было выделить ресурс крупным банкам. Хотя бы по той причине, что коммерческие банки, как правило, гораздо лучше управляют проектам, чем государственные. Они имеют гораздо лучшую отчетность. Идея создания дополнительной структуры, которая будет распределять государственные деньги, на мой взгляд, не является здравой», – комментирует ситуацию директор экономических программ  Центра имени Разумкова Василий Юрчишин.

    Не верят в то, что госпрограмма действительно заработает, вливая новую жизнь в проблемные отрасли и некоторые депутаты. «Проект Госпрограммы активизации развития экономики на 2013-2014 годы – это обычная фикция, исключительно виртуальный проект. Обтекаемые рассуждения о привлечении средств под госгарантии и новые кредиты в лучшем случае завершатся ничем. В худшем – правительство и президент загонят нашу страну в еще больший экономический кризис и еще более глубокую долговую яму», – заявил нардеп Андрей Ильенко (ВО «Свобода»).

    Недостатком программы Андрей Ильенко называет ее «исключительно региональное направление». Так, во многих ее пунктах предусмотрено направление средств на инфраструктурные проекты в Донецкой области и в юго-восточных регионах Украины, в то время как на Центр и Запад почти ничего не предусмотрено.

    В чем корень зла

    Одной из серьезных проблем украинской экономики является, по мнению экспертов, медленное возобновление кредитования. «Проблемы реального сектора экономики кроются в кредитах под 25% годовых при нулевой инфляции. Поэтому создание нового банка, который будет выдавать кому-то кредиты за откаты, ничего не решит», – считает Павел Розенко.

    По словам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, чтобы что-то производить, предприятиям не хватает оборотных средств».

    Стоит отметить, что попытки стимулировать развитие проблемных секторов экономики были и раньше. В частности, активно привлекались кредиты для агропромышленного комплекса – правда, не из бюджета, а от обычных банков. Стимулирование шло путем создания льгот для кредитующих банков. Например, в октябре Сергей Арбузов сообщал о том, что банки, которые согласились на предложение Национального банка Украины о снижении процентов по кредитам АПК, получили рефинансирование от НБУ. А речь о подобных способах заинтересовать банки в кредитовании шла давно – президент поручал разработать способы стимулирования долгосрочного кредитования  АПК еще в 2011 году. Однако, судя по всему, попытка не удалась в достаточной мере, если пришлось привлекать новый госбанк.

    С кредитованием таких отраслей как авиастроение, судостроение, ЖКХ дела обстояли еще хуже: о проблемах с привлечением кредитов под эти проекты говорилось давно. В 2012 году, впрочем, была сделана попытка поддержать коммунальную инфраструктуру с помощью дешевых бюджетных проектов. В рамках этой программы было предусмотрено потратить 20 миллионов гривен. О результатах эффективности прошлогодних проектов власти скромно умалчивают.



    Источник:
            








    Категория: Актуально | Добавил: ekjack
    Просмотров: 410 | Загрузок: 0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz