Уже в который раз всего неделя зимней оттепели наглядно
показала несостоятельность действий высших госменеджеров в автодорожной
сфере. Построенные и подремонтированные при помощи нашумевших тендеров
трассы рассыпаются прямо на глазах. Вместе с ними превращаются в ничто
десятки миллиардов бюджетных гривен и рассказы чиновников о том, что в
Украине дороги строят и ремонтируют качественно.
Причина разыгравшейся трагедии давно известна: бюджетные вливания в
автодороги не могут поддержать и развить их до нужного экономике уровня.
Приход же частных инвестиций в сектор сильно осложнен из-за
самоуверенности и бездействия главы правительства, который не предлагает
приемлемых планов реформ.
Вот как выглядит ситуация в цифрах. В Украине 192 тыс. км автодорог.
При бывшем главном транспортном чиновнике Борисе Колесникове была
утверждена концепция, по которой, преимущественно за счет бюджета,
запланировано построить к 2018 году 2 тыс. км новых автодорог, а всего
предложено вложить в дорожное строительство и реконструкцию $33 млрд.
При этом сейчас половина бюджета дорожного ведомства идет не на
строительство и ремонт, а на выплату процентов по ранее взятым кредитам.
Однако, это меньше оценок
специалистов Мирового банка, по мнению которых Украина должна тратить на
поддержание дорожной сети в рабочем состоянии не менее 1,5% ВВП (около
$2,5 млрд). А еще $5 млрд в течении ближайших 10 лет ежегодно вкладывать
в создание новых шоссе, что в сумме дает $37,5 млрд ежегодных расходов
до 2018 года. Данная цифра также выглядит очень оптимистичной оценкой,
так как в стране, при хорошей погоде, по оценкам профильного ведомства,
стандартам соответствует всего 2% автодорог.
При этом, пока инвесторов никто не зовет, бюджетное финансирование
хромает на обе ноги, а на места летит «утешающая инструкция» искать
местные резервы. Так, по словам премьера, в январе дорожники получили
417 млн грн из госбюджета.
«По большому счету, нужно как минимум два миллиарда гривен. Поэтому
надо сконцентрировать все возможные ресурсы, не распылять их, искать
местные резервы», - сказал Азаров.
Сегодня же Госагентство автодорог признало негодность 17% дорог, а
сам Николай Азаров уже поспешил пролить слезу по поводу разрушенной
трассы Киев-Одесса. И это в ситуации, когда зима и перепады температуры
далеко еще не закончились.
«Проехать по дорогам сложно, в ряде случаев невозможно... Без слез
нельзя смотреть на автодорогу Киев-Одесса», - констатировал премьер.
Такое положение дел вдвойне непонятно, так как раньше транспортные
чиновники уверяли, что новые дороги в стране строятся и ремонтируются по
самым передовым технологиям и должны выдержать много лет эксплуатации.
«Качество – это один из приоритетов работы Государственной службы
автомобильных дорог Украины. Качество сегодня и технологии не отличаются
от европейских и по конструкции дорожного покрытия», - обрисовал
ситуацию в ноябре 2011 года в интервью «Радио Свобода» тогдашний
заместитель главы «Укравтодора» Евгений Прусенко, ныне являющийся
советником главы Госагентства автодорог Украины.
На этом фоне пошли победные сообщения о том, что во всех регионах
Украины уже запускаются асфальтовые заводы, которые изготовят горячую
смесь для заделки ям.
«Укравтодор уже запускает заводы по производству асфальтобетона.
Поэтому уже начаты работы по устранению ям и разрушений на автомобильных
дорогах по всей территории Украины», - отметил заместитель министра
инфраструктуры Владимир Корниенко.
Следовательно, можно ожидать в региональных и центральных СМИ волны
фотографий того, как рабочие кладут асфальт в лужи – ведь страну ждет
как минимум еще два месяца слякоти. А потому уложить асфальт в
соответствии с технологией на сухие дороги получится далеко не везде,
что гарантировано пустит на ветер еще не один миллиард бюджетных гривен.
Правительство же, вместо разработки документов для прихода инвестиций
в отрасль, пытается решить проблему в духе жесткой сатиры. Чтобы трассы
не портились, Николай Азаров решил ограничить движение грузовиков. Как
будто стране остро не хватает еще и паралича транспорта на фоне снижения
реального производства в течение уже двух кварталов.
«Можно оптимизировать дорожное движение. Продумать схемы и графики
движения крупнотоннажного транспорта - чтобы максимально сохранять наши
дороги», - сказал Азаров, уточнив, что этим должны заняться Министерство
внутренних дел совместно с «Укравтодором» и местными администрациями.