№55, четверг, 29 марта 2012
Регистраторы вытеснят творцов?
Почему внешнее независимое тестирование приводит к «натаскиванию фактов» учениками и отучает их мыслить Евгений
ЧЕРНОИВАНЕНКО, доктор филологических наук, профессор, декан
филологического факультета Одесского национального университета им. И.И.
Мечникова
Недавно мне пришлось присутствовать на совещании в гороно вместе с
десятком лучших школьных учителей. В ходе обсуждения вопроса, никак не
связанного с ВНТ, один из учителей с горечью заметил: «Наши ученики
теперь совсем «немые»: благодаря тотальному тестированию они вовсе
разучились говорить, да и писать тоже». Коллеги дружно поддержали его в
этом. Все они понимают то, чего часто не понимаем все мы: раньше ответ
ученика на каждом уроке был одновременно и проверкой качества его устной
или письменной речи; теперь же ему не нужно ни говорить, ни писать —
нужно только ставить крестики. Постепенно, не будучи востребованной,
сама способность выражать свои мысли в словесной форме начинает
атрофироваться. И сегодня это уже происходит...
Сегодня в связи с обсуждением новой редакции закона о высшем
образовании вновь разгорелись страсти вокруг внешнего независимого
тестирования (ВНТ). Мне, вместе с нынешним проректором нашего
университета А.В. Запорожченко, довелось быть членом небольшого
коллектива, который начинал разработку проекта внедрения ВНТ в Украине.
Тогда, десятилетие назад, это был пилотный проект, который осуществлялся
фондом «Відродження» и курировался Министерством образования и науки, а
также Академией педагогических наук. Тогда в его разработке принимали
участие по два представителя от каждого из четырех классических
университетов: Львовского, Харьковского, Одесского и Киево-Могилянской
академии. Руководила проектом молодая энергичная Лилия Михайловна
Гриневич...
Что привлекает людей в идее ВНТ? Я бы выделил три главных момента:
беспристрастность оценки знаний, объективность, а также то, что эта
система широко используется в мире, в частности в Европе.
Беспристрастность, по мнению большинства, — наиболее важное свойство
ВНТ, благодаря которому можно победить коррупцию в вузах. Собственно,
ради этого и было затеяно ускоренное внедрение ВНТ и превращение его в
единственную форму отбора абитуриентов. Но нам не говорят главного: в
действительности ВНТ вовсе не гарантирует эту беспристрастность. Дело в
том, что и на этапе проведения ВНТ (в школах), и на этапе обработки его
результатов (в региональных центрах тестирования и в республиканском
центре в Киеве) существует немало возможностей обеспечить нужную оценку
нужному выпускнику... Мы должны понять: степень защиты от вмешательства
заинтересованных лиц при ВНТ едва ли выше, чем при обычном письменном
или устном экзамене в вузе.
Объективность означает: кого бы и когда бы мы ни опрашивали, ответ
«дважды два — четыре» должен считаться правильным, а любой другой ответ
на вопрос о произведении данных чисел — неправильным. Но всем знакомым с
технологией тестирования известно, что в ходе прохождения ВНТ ваша
оценка зависит не только от соответствия ваших ответов истине, но и от
того, насколько правильными оказались ответы всех остальных его
участников. Если большинство их ответило лучше вас, то вы получите
низкую оценку, а если хуже — более высокую. Проще говоря, если вы
окажетесь в компании отличников и хорошистов, то за ответ «дважды два —
три» вы получите неудовлетворительную оценку, а если в компании
троечников и двоечников — удовлетворительную. Вот почему ВНТ при любых
обстоятельствах более или менее успешно пройдет подавляющее большинство
его участников. Вот почему оценки выставляет именно главный центр
тестирования после получения всех данных с мест.
Теперь об отношении к ВНТ за рубежом. Действительно, оно проводится во
многих странах — в Шотландии, например, уже с конца XIX века. Но,
во-первых, там оно проводится не только в выпускном классе, но и каждые
два-три года учебы. Это дает возможность оценивать развитие ученика,
уровень преподавания соответствующих предметов в данной конкретной школе
и даже классе конкретным педагогом. У нас так не сделали. Почему?
Во-первых, потому что дорого. Ввиду нехватки денег тестирование решили
проводить только в выпускных классах и на этом основании принимать в
вузы, что и сделали. Только вышло совсем не по-европейски: денег-то все
равно пришлось вложить очень много, но получить достоверные данные о
качестве школьного образования, проводя ВНТ только в выпускном классе,
да и то не для всех, невозможно. За рубежом результаты ВНТ учитываются
при поступлении в вузы, при этом в большинстве случаев университеты
проводят также собственные вступительные экзамены.
Нам пообещали, что путем внедрения ВНТ мы искореним коррупцию в вузах.
Не сказали только, какой ценой. Итак: разработка, испытание, подготовка к
печати тестовых заданий большим коллективом специалистов; издание,
расфасовка в спецупаковку, доставка во все региооны страны; работа
областных и республиканского центров тестирования и коллективов
инструкторов в каждой школе, где проводится тестирование; доставка детей
из сельских школ к местам проведения ВНТ и обратно; упаковка, доставка
заполненных тетрадей в региональные центры тестирования; обработка
результатов и печатание сертификатов. Но это еще не все: когда нам
официально сообщают стоимость ВНТ, весьма значительные суммы при этом не
учитываются.
ВНТ строится — в основной своей части или даже целиком — на так
называемых закрытых тестах, в которых предлагается несколько (обычно от
двух до пяти) вариантов ответа на заданный вопрос. Цель таких заданий —
проверить знание учеником конкретных фактов, например: в каком году
написан названный роман? в каком сборнике опубликовано названное
стихотворение? героем какого романа является N? Знание фактов
достигается преимущественно запоминанием. Подготовка к ВНТ по каждому
предмету требует запоминания огромного массива фактов. Для этого
требуется хорошо развитая и тренированная память, каковой большинство
школьников не обладает. Подготовка к прохождению ВНТ неизбежно
превращается в изнурительное зазубривание и «натаскивание». Но, как бы
ни старался ученик, он все равно боится того, что многое не запомнил или
уже позабыл. Страх — это стрессовое состояние, которое еще больше
дезорганизует память. Вот почему так часто в ходе проведения ВНТ даже
вполне успевающие ученики впадают в состояние ступора. Вот почему
оценки, полученные за ВНТ, так часто ниже школьных. Страх, стресс,
депрессивное состояние, на которые мы обрекаем собственных детей и
внуков, — тоже неизбежная плата за ВНТ. Но и это не главное.
ВНТ проверяет знание фактов. Как известно, освоение эмпирических фактов
— это лишь начало интеллектуальной деятельности. Выдающийся математик,
исследователь методологии научного познания Анри Пуанкаре еще столетие
назад отмечал: «Наука строится из фактов, как дом строится из кирпичей;
но сумма фактов не является наукой так же, как груда кирпичей не
является домом». Важны не только и даже не столько знания, как навыки,
умения и способности — обобщать факты, формулировать закономерности и
законы, строить концепции, продуцировать новые идеи. А это уже требует
чего-то совсем иного, чем механическое запоминание. И поэтому сегодня, в
век компьютеров с их сверхмощной памятью, наша способность помнить все
менее необходима, зато все более важна способность обобщать, решать,
теоретически, но притом творчески мыслить. Но именно эти способности ВНТ
никак не выявляет, не оценивает и не способствует их развитию. Этим оно
заметно отличается от традиционных вступительных экзаменов.
На обычном экзамене абитуриент в ходе решения сложной задачи может от
волнения ошибиться, умножая 7 на 8, и в итоге получить неверный ответ.
При тестировании такая ошибка будет для него роковой. На экзамене же я
увижу, что он ошибся, но ход решения был правильным, а это все-таки
важнее. А может быть, я увижу еще и то, что абитуриент предложил
нетривиальный способ решения данного типа задач, а значит, он обладает
несомненными математическими способностями.
Так же и на экзамене по литературе. Для меня как университетского
преподавателя менее всего важно то, что более всего важно для ВНТ —
знание эмпирических фактов, ведь это то, что мы с наименьшими усилиями
можем дать студенту в период учебы в университете. Для меня более всего
важно то, что вообще никак не учитывает ЗНТ — способности абитуриента к
обобщению этих фактов, к пониманию скрытых за фактами закономерностей, к
систематизации этих закономерностей в концепцию, уровень правильности
его устной речи и письма.
Таким образом, ВНТ очевидно противоречит целям вступительного экзамена.
Сделав ВНТ единственным средством отбора будущих студентов, мы лишили
себя возможности выбирать наиболее способных и отбираем только наиболее
знающих. Не хочу никого обижать, но если называть вещи своими именами,
то теперь мы все больше принимаем усидчивых и все меньше — талантливых.
Результаты не заставили себя ждать. Еще совсем недавно едва ли не все
студенты-отличники активно занимались научной работой. Теперь, когда мы
стали принимать в вузы по результатам ВНТ, картина стала меняться на
глазах: количество отличников, занимающихся научной работой, стало резко
падать. Все чаще для них это занятие оказывается непосильным и
неинтересным. При этом они продолжают оставаться отличниками. Но кто
завтра будет «двигать вперед науку»? Кто завтра встанет за кафедру в
вузе? Вот почему я против того, чтобы ВНТ было единственным средством
селекции при приеме в вузы. Тем не менее, сегодня оно не просто является
таковым, а становится структурообразующим принципом, на котором
начинает базироваться как средняя, так и высшая школа.
Наш консультант Альгирдас Забуленис не раз говорил: «Как только вы
введете ВНТ, ваша школа перестанет учить — она начнет «натаскивать»
учеников на прохождение тестирования, а это совсем не одно и то же. Так
было во всех странах, где его вводили, будет и у вас». Так оно и
случилось. Сегодня еще возможно осуществление разумного компромисса
вполне оправдавшей себя старой системы обучения и широкого внедрения
тестирования. Но еще несколько лет — и шанс будет упущен. Всезнаек для
программы «Самый умный» мы выпустим, а вот талантливых мыслителей — нет.
Регистраторы вытеснят творцов. Вот только кому и зачем они будут нужны в
современном мире?
Я не против ВНТ в принципе. Но оно не должно превращаться в
универсальное средство решения всех проблем средней и высшей школы. В
деле отбора тех, кто достоин учиться в вузах, должны принимать участие
все участники образовательного процесса: школа, государство,
университет. Сегодня школа участвует в этом процессе, выставляя средний
балл учащегося; государство посредством ВНТ проверяет знания учащегося и
заодно — объективность их оценки школой; а вот университет, для
которого и отбираются учащиеся, полностью отстранен от этого процесса:
он не может ни отобрать для себя лучших по вузовским критериям, ни
заодно проверить объективность их оценки школой и внешним тестированием.
Это не просто несправедливо — это глубоко ошибочно. Так считаю не один я
— такого же мнения подавляющее большинство моих коллег. И не потому,
что все мы являемся коррупционерами. Когда мы выступаем за сохранение
(наряду с ВНТ) вступительных экзаменов в вузах, мы думаем о судьбе
талантливых ребят, которые обязательно должны продолжить свое
образование в университетах, даже если в сельской школе их чему-то не
доучили. Мы думаем о судьбе университета, который должен учить в первую
очередь способных, а не «натасканных» репетиторами. Мы думаем о судьбе
образования, которое вовсе не сводится к запоминанию фактов.
Источник:
|