Погода в Киеве на неделюSV  Ukraine
Среда, 18.12.2024, 21:07| RSS | Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Главная
Меню сайта
Категории раздела
Актуально [120]
Инфо [156]
Факты [136]
События, Происшествия [147]
IT-news [78]
Мнения, интервью [189]
Досье [70]
Общество, право [144]
Стрельба [56]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Поиск


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Новий РОЗВИТОК

  • Главная » Файлы » Актуально

    Регистраторы вытеснят творцов?
    30.03.2012, 12:06

            №55, четверг, 29 марта 2012

    Регистраторы вытеснят творцов?

    Почему внешнее независимое тестирование приводит к «натаскиванию фактов» учениками и отучает их мыслить

    Евгений ЧЕРНОИВАНЕНКО, доктор филологических наук, профессор, декан филологического факультета Одесского национального университета им. И.И. Мечникова


    ФОТО АНДРЕЯ КРЫМСКОГО

     

    ЭКСПЕРТНЫ СЧИТАЮТ, ЧТО ТЕСТИРОВАНИЕ ИЗМЕНЯЕТ САМУ ПРИРОДУ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ: АКЦЕНТ ДЕЛАЕТСЯ НЕ НА ТАЛАНТЕ И МЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЯХ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА, А НА УСИДЧИВОСТИ И ЗНАНИИ ФАКТОВ, ЧТО МЕНЕЕ ВСЕГО ВОСТРЕБОВАНО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

     

    Недавно мне пришлось присутствовать на совещании в гороно вместе с десятком лучших школьных учителей. В ходе обсуждения вопроса, никак не связанного с ВНТ, один из учителей с горечью заметил: «Наши ученики теперь совсем «немые»: благодаря тотальному тестированию они вовсе разучились говорить, да и писать тоже». Коллеги дружно поддержали его в этом. Все они понимают то, чего часто не понимаем все мы: раньше ответ ученика на каждом уроке был одновременно и проверкой качества его устной или письменной речи; теперь же ему не нужно ни говорить, ни писать — нужно только ставить крестики. Постепенно, не будучи востребованной, сама способность выражать свои мысли в словесной форме начинает атрофироваться. И сегодня это уже происходит...

    Сегодня в связи с обсуждением новой редакции закона о высшем образовании вновь разгорелись страсти вокруг внешнего независимого тестирования (ВНТ). Мне, вместе с нынешним проректором нашего университета А.В. Запорожченко, довелось быть членом небольшого коллектива, который начинал разработку проекта внедрения ВНТ в Украине. Тогда, десятилетие назад, это был пилотный проект, который осуществлялся фондом «Відродження» и курировался Министерством образования и науки, а также Академией педагогических наук. Тогда в его разработке принимали участие по два представителя от каждого из четырех классических университетов: Львовского, Харьковского, Одесского и Киево-Могилянской академии. Руководила проектом молодая энергичная Лилия Михайловна Гриневич...

    Что привлекает людей в идее ВНТ? Я бы выделил три главных момента: беспристрастность оценки знаний, объективность, а также то, что эта система широко используется в мире, в частности в Европе. Беспристрастность, по мнению большинства, — наиболее важное свойство ВНТ, благодаря которому можно победить коррупцию в вузах. Собственно, ради этого и было затеяно ускоренное внедрение ВНТ и превращение его в единственную форму отбора абитуриентов. Но нам не говорят главного: в действительности ВНТ вовсе не гарантирует эту беспристрастность. Дело в том, что и на этапе проведения ВНТ (в школах), и на этапе обработки его результатов (в региональных центрах тестирования и в республиканском центре в Киеве) существует немало возможностей обеспечить нужную оценку нужному выпускнику... Мы должны понять: степень защиты от вмешательства заинтересованных лиц при ВНТ едва ли выше, чем при обычном письменном или устном экзамене в вузе.

    Объективность означает: кого бы и когда бы мы ни опрашивали, ответ «дважды два — четыре» должен считаться правильным, а любой другой ответ на вопрос о произведении данных чисел — неправильным. Но всем знакомым с технологией тестирования известно, что в ходе прохождения ВНТ ваша оценка зависит не только от соответствия ваших ответов истине, но и от того, насколько правильными оказались ответы всех остальных его участников. Если большинство их ответило лучше вас, то вы получите низкую оценку, а если хуже — более высокую. Проще говоря, если вы окажетесь в компании отличников и хорошистов, то за ответ «дважды два — три» вы получите неудовлетворительную оценку, а если в компании троечников и двоечников — удовлетворительную. Вот почему ВНТ при любых обстоятельствах более или менее успешно пройдет подавляющее большинство его участников. Вот почему оценки выставляет именно главный центр тестирования после получения всех данных с мест.

    Теперь об отношении к ВНТ за рубежом. Действительно, оно проводится во многих странах — в Шотландии, например, уже с конца XIX века. Но, во-первых, там оно проводится не только в выпускном классе, но и каждые два-три года учебы. Это дает возможность оценивать развитие ученика, уровень преподавания соответствующих предметов в данной конкретной школе и даже классе конкретным педагогом. У нас так не сделали. Почему? Во-первых, потому что дорого. Ввиду нехватки денег тестирование решили проводить только в выпускных классах и на этом основании принимать в вузы, что и сделали. Только вышло совсем не по-европейски: денег-то все равно пришлось вложить очень много, но получить достоверные данные о качестве школьного образования, проводя ВНТ только в выпускном классе, да и то не для всех, невозможно. За рубежом результаты ВНТ учитываются при поступлении в вузы, при этом в большинстве случаев университеты проводят также собственные вступительные экзамены.

    Нам пообещали, что путем внедрения ВНТ мы искореним коррупцию в вузах. Не сказали только, какой ценой. Итак: разработка, испытание, подготовка к печати тестовых заданий большим коллективом специалистов; издание, расфасовка в спецупаковку, доставка во все региооны страны; работа областных и республиканского центров тестирования и коллективов инструкторов в каждой школе, где проводится тестирование; доставка детей из сельских школ к местам проведения ВНТ и обратно; упаковка, доставка заполненных тетрадей в региональные центры тестирования; обработка результатов и печатание сертификатов. Но это еще не все: когда нам официально сообщают стоимость ВНТ, весьма значительные суммы при этом не учитываются.

    ВНТ строится — в основной своей части или даже целиком — на так называемых закрытых тестах, в которых предлагается несколько (обычно от двух до пяти) вариантов ответа на заданный вопрос. Цель таких заданий — проверить знание учеником конкретных фактов, например: в каком году написан названный роман? в каком сборнике опубликовано названное стихотворение? героем какого романа является N? Знание фактов достигается преимущественно запоминанием. Подготовка к ВНТ по каждому предмету требует запоминания огромного массива фактов. Для этого требуется хорошо развитая и тренированная память, каковой большинство школьников не обладает. Подготовка к прохождению ВНТ неизбежно превращается в изнурительное зазубривание и «натаскивание». Но, как бы ни старался ученик, он все равно боится того, что многое не запомнил или уже позабыл. Страх — это стрессовое состояние, которое еще больше дезорганизует память. Вот почему так часто в ходе проведения ВНТ даже вполне успевающие ученики впадают в состояние ступора. Вот почему оценки, полученные за ВНТ, так часто ниже школьных. Страх, стресс, депрессивное состояние, на которые мы обрекаем собственных детей и внуков, — тоже неизбежная плата за ВНТ. Но и это не главное.

    ВНТ проверяет знание фактов. Как известно, освоение эмпирических фактов — это лишь начало интеллектуальной деятельности. Выдающийся математик, исследователь методологии научного познания Анри Пуанкаре еще столетие назад отмечал: «Наука строится из фактов, как дом строится из кирпичей; но сумма фактов не является наукой так же, как груда кирпичей не является домом». Важны не только и даже не столько знания, как навыки, умения и способности — обобщать факты, формулировать закономерности и законы, строить концепции, продуцировать новые идеи. А это уже требует чего-то совсем иного, чем механическое запоминание. И поэтому сегодня, в век компьютеров с их сверхмощной памятью, наша способность помнить все менее необходима, зато все более важна способность обобщать, решать, теоретически, но притом творчески мыслить. Но именно эти способности ВНТ никак не выявляет, не оценивает и не способствует их развитию. Этим оно заметно отличается от традиционных вступительных экзаменов.

    На обычном экзамене абитуриент в ходе решения сложной задачи может от волнения ошибиться, умножая 7 на 8, и в итоге получить неверный ответ. При тестировании такая ошибка будет для него роковой. На экзамене же я увижу, что он ошибся, но ход решения был правильным, а это все-таки важнее. А может быть, я увижу еще и то, что абитуриент предложил нетривиальный способ решения данного типа задач, а значит, он обладает несомненными математическими способностями.

    Так же и на экзамене по литературе. Для меня как университетского преподавателя менее всего важно то, что более всего важно для ВНТ — знание эмпирических фактов, ведь это то, что мы с наименьшими усилиями можем дать студенту в период учебы в университете. Для меня более всего важно то, что вообще никак не учитывает ЗНТ — способности абитуриента к обобщению этих фактов, к пониманию скрытых за фактами закономерностей, к систематизации этих закономерностей в концепцию, уровень правильности его устной речи и письма.

    Таким образом, ВНТ очевидно противоречит целям вступительного экзамена. Сделав ВНТ единственным средством отбора будущих студентов, мы лишили себя возможности выбирать наиболее способных и отбираем только наиболее знающих. Не хочу никого обижать, но если называть вещи своими именами, то теперь мы все больше принимаем усидчивых и все меньше — талантливых.

    Результаты не заставили себя ждать. Еще совсем недавно едва ли не все студенты-отличники активно занимались научной работой. Теперь, когда мы стали принимать в вузы по результатам ВНТ, картина стала меняться на глазах: количество отличников, занимающихся научной работой, стало резко падать. Все чаще для них это занятие оказывается непосильным и неинтересным. При этом они продолжают оставаться отличниками. Но кто завтра будет «двигать вперед науку»? Кто завтра встанет за кафедру в вузе? Вот почему я против того, чтобы ВНТ было единственным средством селекции при приеме в вузы. Тем не менее, сегодня оно не просто является таковым, а становится структурообразующим принципом, на котором начинает базироваться как средняя, так и высшая школа.

    Наш консультант Альгирдас Забуленис не раз говорил: «Как только вы введете ВНТ, ваша школа перестанет учить — она начнет «натаскивать» учеников на прохождение тестирования, а это совсем не одно и то же. Так было во всех странах, где его вводили, будет и у вас». Так оно и случилось. Сегодня еще возможно осуществление разумного компромисса вполне оправдавшей себя старой системы обучения и широкого внедрения тестирования. Но еще несколько лет — и шанс будет упущен. Всезнаек для программы «Самый умный» мы выпустим, а вот талантливых мыслителей — нет. Регистраторы вытеснят творцов. Вот только кому и зачем они будут нужны в современном мире?

    Я не против ВНТ в принципе. Но оно не должно превращаться в универсальное средство решения всех проблем средней и высшей школы. В деле отбора тех, кто достоин учиться в вузах, должны принимать участие все участники образовательного процесса: школа, государство, университет. Сегодня школа участвует в этом процессе, выставляя средний балл учащегося; государство посредством ВНТ проверяет знания учащегося и заодно — объективность их оценки школой; а вот университет, для которого и отбираются учащиеся, полностью отстранен от этого процесса: он не может ни отобрать для себя лучших по вузовским критериям, ни заодно проверить объективность их оценки школой и внешним тестированием. Это не просто несправедливо — это глубоко ошибочно. Так считаю не один я — такого же мнения подавляющее большинство моих коллег. И не потому, что все мы являемся коррупционерами. Когда мы выступаем за сохранение (наряду с ВНТ) вступительных экзаменов в вузах, мы думаем о судьбе талантливых ребят, которые обязательно должны продолжить свое образование в университетах, даже если в сельской школе их чему-то не доучили. Мы думаем о судьбе университета, который должен учить в первую очередь способных, а не «натасканных» репетиторами. Мы думаем о судьбе образования, которое вовсе не сводится к запоминанию фактов.



    Источник:    
        



    Категория: Актуально | Добавил: ekjack
    Просмотров: 408 | Загрузок: 0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz