Славянская имитация западной модели образования
Владимир Дергачев
Тезисы доклада на международный симпозиум
«Восточноевропейское пространство: диалог России и Украины», 1
сентября 2012 года. Симпозиум был организован Мировым общественным
форумом «Диалог цивилизаций совместно с Национальным университетом
«Одесская юридическая академия».
На Западе «знание – сила, незнание — рабочая сила». В России и на Украине «звание – сила».
В современном мире успешно формируется и динамично
развивается мировой рынок качественного высшего образования в условиях,
когда интеллект и знания становятся стратегическим ресурсом
развития. Ведущие университеты мира отбирают по всему миру самых
талантливых студентов. Не секрет, что в этой борьбе выигрывают
американские вузы. Современные тенденции развития науки и высшего
образования в Соединенных Штатах создают долгосрочный фундамент
мировой экономической мощи, основанной на технологическом лидерстве.
В создании элитных американских университетов ведущую роль
играет частный бизнес. Бизнес в Соединённых Штатах в период
первоначального накопления капитала не отличался безупречной
репутацией. Но природа человека такова, что и самые богатые желали,
чтобы о них думали лучше. И американское государство пошло им на
встречу. Была создана система эндаумента (endowment) для
негосударственной поддержки образовательных учреждений. Этот
«дарственный фонд» формируется из взносов частного лица, фирмы или
корпорации и не при каких обстоятельствах не может быть потрачен. Финансирование
элитных университетов осуществляется за счет прибыли от вложения
благотворительных денег в ценные бумаги только надежных активов,
например, государственных облигаций высокоразвитых стран, акции
крупнейших компаний. Сумма благотворительности и прибыль
эндаументов освобождены от налогов, а прозрачный характер этой
деятельности не позволяет использовать эту систему для минимизации
налогообложения. И положительный результат этой политики налицо.
Энаумент Гарвардского университета составляет $34 млрд.,
Стэндфордского и Принстонского — по $14 млрд., Йельского — $13 млрд.
Подробно:
Стэнфорд. Как стать богатым и престижным университетом
Знания — геополитическая сила и стратегический ресурс.
Просвещение
является фундаментом для создания института власти и подготовки
правящей элиты качества (меритократии). Кстати, меритократия не
является изобретением западной цивилизации. Она впервые появилась в
средневековой Китайской империи (Поднебесной), стала фундаментом
процветания Блистательной Порты - Османской империи, которую за
качество преподавания сравнивали с Республикой Платона. Поданные
империи отличались не только беспрекословным повиновением, но и
самоотверженной готовностью служить и пожертвовать собой ради державы. В
начале реформ архитектор китайского «экономического чуда» Дэн
Сяопин обратился к президенту Рональду Рейгану с просьбой направить в
американские университеты сто тысяч молодых китайцев. К настоящему
времени более миллиона китайцев получили образование в Америке. Многие
из них вернулись на родину и стали эффективными рыночными менеджерами.
В постиндустриальном обществе
новые знания выступают в качестве заменителей традиционных ресурсов и
видов транспорта и ускоряют время, выступающее в качестве важного
экономического ресурса. В политике знание является самым
демократическим источник власти. Различается (по Элвину Тоффлеру)
три источника власти — насилие, богатство и знание. Насилие
дает низкокачественную власть. Богатство — власть среднего качества. Знания, приумножающие богатство и силу, дают высококачественную власть. Здесь знание одновременно выступает в качестве интеллектуального продукта и средства коммуникации. Одновременно, новая экономика, основанная на знании, потенциально опасна для всех держателей власти.
В бизнесе особенно актуально выдвижение знания или идеи, которую
можно превратить в необходимую и выгодную производительную
деятельность.
Имитация Болонского процесса.
В Европейском
Союзе реализуется с переменным успехом Болонское соглашение 1999 года с
целью создания единого гармонизированного европейского пространства
высшего образования и преодоления отставания от американских
университетов. Болонский процесс является детищем
постиндустриальной эпохи. В целях повышения конкурентоспособности
Германия планирует создать несколько элитных университетов. Средний
годовой бюджет немецкого университета составляет 200 млн. долларов.
Но как можно слепо заимовать Болонский процесс в другой
цивилизационной социальной среде с характерными процессами
деиндустриализации и моральной деградации? В России и на Украине
широкое распространение получила пародия на Болонский процесс, который
вначале был встречен без энтузиазма. Но когда выяснилось, что можно
вместо одного диплома продавать два – бакалавра и магистра,
коррупционный процесс в высшей школе пошел веселее. Имитация Болонского
процесса при низкой оплате труда преподавателей ведет к деградации
высшего образования.
Если сравнивать бюджеты американских, европейский и российских университетов, то соотношении будет 100:10:1.
То есть финансирование европейских университетов на порядок меньше,
чем в США, а в России на порядок меньше, чем в Западной Европе. В
России, Украине и других постсоветских государствах средний бюджет
университета составляет менее $1 млн. В 90-е годы прошла волна
переименований местных педагогических и других вузов в университеты.
Однако это на качество образования не сказалось. Наоборот, в условиях
коррумпированности вузов в избытке оказались выпускники — экономисты,
бухгалтеры и юристы с низким качеством образования при дефиците этих же
профессий с высоким профессиональным уровнем. Ресурс профессионалов из
советского прошлого исчерпан. Приходит новое поколение управленцев с
низким качеством высшего образования, включая купленные дипломы и
ученые степени. Моральный кризис дополнился интеллектуальным, ведущим к
гуманитарной катастрофе. Поэтому начавшийся кризис профессионализма
ставит крест на непрекращающихся пустопорожних разговорах о
модернизации.
Как можно эффективно внедрять современный Болонский процесс,
если не соблюдаются средневековые европейские нормы для образования. В
классических европейских университетах, начиная с эпохи Просвещения,
формируется уважительное отношение к мудрости и самостоятельному
мышлению. Потому что выпускник университета только часть личного
времени проводит в своем профессиональном качестве врача, юриста,
финансиста и т.д., тогда как человеком он должен оставаться всю жизнь.
Главное действующее лицо Болонского процесса не
коррумпированный чиновник от образования, а профессор, доцент и
студент. Сегодня преподаватель превратился в ремесленника, получающего
оплату за «горловые».
Как может зародиться новое знание у преподавателя, который
читает лекции в аудитории, техническое оснащение которой, включая
акустику, и микроклимат не отвечает средневековым европейским нормам. В
аудиториях зимой гуляет холод и сквозняки, весной и летом жарко. В
средневековых европейских университетах согасно регламлента в учебных
аудиториях должен был поддерживаться комфортный темпертарный режим для
восприятия знаний, а помещения регулярно проветриваться. Преподаватель
в необорудованной аудитории лишен возможности рождать новые мысли. На
восточноевропейских просторах днем с огнем можно встретить аудиторию,
отвечающую требованиям западным элитным университетам. Что стало нормой
у бедуинов из Аравийской пустыни.
В вузах России и Украины наблюдается массовое воровство
интеллектуального продукта из Интернета при написании рефератов,
курсовых и дипломных работ. За это в приличных университетах Запада и
Азии студентов исключают.
В советской высшей школе наблюдалось существенно отставание
от Запада гуманитарного образования. Поэтому считалось, что после
падения железного занавеса начнётся ренессанс гуманитарной науки. Но
этого не произошло в области философии, политологии и социологии.
Самостийная Украина декларирует два девятилетия европейский
выбор, а изучение европейской философии находится на первобытной
стадии. Из современных европейских философов студенты не могут назвать
не одного имени. Во время оранжевой власти бурно начала развиваться
«голомороведение». Однако в последние годы голодомороведы испытывают
трудности с финансированием этого единственного в мире научного
направления.
В восточнославянских странах получили развитие прикладные
политология (политтехнологии) и прикладная социология, обслуживающая
многочисленные организованные партийные группировки (ОПГ).
Политология
— наука, изучающая отношения между
субъектами в социально-политической сфере. Охватывает практику
политической жизни, объективную политическую реальность, образы
политического мышления. Политтехнологи (по восточноевропейскому) — «специальные дрессировщики», киллеры, стреляющий в народ за большие деньги. Политтехнологи занимаются преимущественно имитацией политической деятельности и обманом электората в особо крупных масштабах.
По числу университетов Россия и Украина догнали и опередили Соединённые Штаты.
Единственный их недостаток — тотальная коррумпированность и низкое
качество образования. Ресурс профессионалов из советского прошлого
исчерпан. Пришло новое поколение «эффективных» менеджеров-мародеров. На
этом фоне бесконечные разговоры о модернизации является бредом сивой
кобылы. Если обладателей купленных дипломов и научных степеней
судить, как в Америке за мошенничество, то «рулить» Россией и
Украиной будет некому.
Подробно: Имитационный тупик инновационного развития. Славянский привет Америке
Кризис профессионализма ставит крест на непрекращающихся
пустопорожних разговорах о модернизации. При существующей
государственной политике в отношении науки и образования, при
сложившихся теневых социальных отношениях, доминировании «бизнеса» на
государственных ресурсах, низкой оплаты труда ученых и педагогов,
являются несостоятельными разговоры о необходимости смены инерционного
развития на инновационное развитие. При высокой норме прибыли
физических лиц и корпоративных группировок, получившие преференции за
лояльность и «материальную помощь» властям, отсутствует социальный и
экономический фундамент для инновационного пути развития.
В президиуме симпозиума (слева направо):
Народный депутат Украины Сергей Гриневецкий, народный депутат
Украины, президент Национального университета «Одесская юридическая
академия», профессор Сергей Кивалов, Герой Советского Союза,
летчик-космонавт, Генеральный секретарь Мирового общественного форума
«Диалог цивилизаций», профессор Олег Атьков.
Как уже упоминалось выше, симпозиум проходил в Национальном
университете «Одесская юридическая академия». Несмотря на критическое
содержание доклада в восточноевропейском пространстве появились высшие
учебные заведения, не копирующие слепо Болонский процесс и где
созданы комфортные условия для учебы.
Источник: http://www.dergachev.ru/geop_events/061012.html
|