№179-180, пятница, 5 октября 2012
NB!
Кто будет считать голоса?
Эксперты уверены — говорить о фальсификациях
результатов голосования на парламентских выборах пока рано, и
предупреждают: незаметно это сделать не удастся Анна ЧЕРЕВКО, «День»
Тема массовых фальсификаций на предстоящих парламентских выборах
циркулирует в обществе уже давно. Первый шквал критики поднялся после
вынесения решений относительно регистрации или отказа в регистрации
некоторых кандидатов. Затем разгорелся скандал вокруг двух членов ЦИК от
оппозиции, которых требовали исключить из рядов Центризбиркома. Теперь
международные и отечественные эксперты обсуждают процедуру формирования
окружных и участковых комиссий и их непосредственную деятельность.
Создание окружных и участковых избирательных комиссий завершилось 26
августа и 24 сентября соответственно. Однако до сих пор продолжаются
дискуссии о нарушениях во время отбора членов комиссий. Дело в том, что
закон о выборах декларирует сбалансированность и равенство возможностей
партий иметь своих представителей в комиссиях, которые будут
осуществлять широкий спектр полномочий и — главное — подсчитывать
голоса. Однако украинское законодательство оказалось настолько
либеральным, что не установило никаких ограничений для субъектов
избирательного процесса относительно того, кто может делать
представление для участия в формировании комиссии.
Как известно, в нынешней избирательной гонке выразила желание принимать
участие 81 партия. Возмущение экспертов вызвал тот факт, что любая из
зарегистрированных партий имеет право на представительство в любой из
225 ОИК, несмотря на то, выдвигает ли там партия своего кандидата. В
свое время ЦИК предлагала законодателям норму, согласно которой партия
или кандидат могли воспользоваться правом на представительство только в
тех ОИК, где они имели своих кандидатов. Такая инициатива была
отклонена.
Механизмом защиты от монополизации комиссий представителями некоторых
политических сил и техническими партиями должен был стать процесс отбора
представителей, а именно — жеребьевка. В соответствии с действующим
законодательством, Центризбирком должен был избрать членов комиссии для
каждого округа отдельно. Однако в последний момент ЦИК решила провести
единственную жеребьевку, результаты которой признали действительными на
всех округах. Такое решение мотивировали длительностью процедуры
жеребьевки. «Только одна процедура жеребьевки (вытягивание из барабана
81 конверта, объявление и документальная фиксация результата) по этой
сокращенной, как трактуют эксперты, схеме продолжалась в режиме
заседания ЦИК 40 минут. Однако если бы Комиссия действовала по другому
принципу и проводила бы жеребьевку 81 субъекта по всем 225 округам, то
вышеназванные 40 минут необходимо умножать на 225 округов. Таким
образом, этот процесс даже в непрерывном режиме занял бы 9000 минут, что
составляет 150 часов рабочего времени или 6,25 суток!» — сообщает сайт
ЦИК.
Координатор избирательных программ Гражданской сети «Опора» Ольга
АЙВАЗОВСКАЯ объяснила «Дню», что приведенные Комиссией аргументы
относительно продолжительности процедуры не совсем соответствуют
действительности. По ее словам, жеребьевка представителей в ОИК на
прошлых парламентских выборах проводилась отдельно для каждого округа.
На президентских выборах 2010 года ЦИК решила создавать комиссии путем
единственной жеребьевки, однако международные организации, включительно с
ОБСЕ, посоветовали пересмотреть такой способ отбора. Поэтому заявления
Центральной избирательной комиссии опровергаются предыдущим опытом.
Кроме того, решить проблему с избыточной продолжительностью процесса
жеребьевки можно было путем привлечения новейших технологий. «Если бы
ЦИК использовала не примитивный метод жеребьевки, то есть вытягивание
конвертов из барабана, а что-то более прогрессивное — например,
программы, которые генерируют случайные числа, провести жеребьевку для
каждой из 225 ОИК можно было бы намного быстрее», — уверяет эксперт.
Несмотря на дискуссии относительно законности жеребьевки, результат уже
есть, и он довольно неутешительный. Из всех зарегистрированных
политических сил ЦИК определила 19 партий, представители которых вошли
во все ОИК. Еще пять парламентских партий, а именно: Партия регионов, ВО
«Батьківщина», КПУ, Народная партия и «НУ-НС» — делегировали своих
представителей во все ОИК автоматически, по подписи руководителей этих
фракций. Стоит добавить, что две последние не выдвигают на выборах
партийный список: их кандидаты будут баллотироваться только по
мажоритарке.
Кроме того, в результате примененного ЦИК пути отбора такие партии, как
«Молодь до влади», «Братство», «Єдина родина» и «Русь Єдина», выдвинув
от одного до нескольких кандидатов в одномандатных округах, получили
представительство во всех 225 ОИК. Немного меньше членов ОИК получили
партии «Руська єдність» — 221, «Союз анархістів» — 220 и ХДПУ — 219.
«Мы делали анализ победителей жеребьевки, и это подтверждает тезис, что
окружные избирательные комиссии были созданы за счет технических
политических сил, которые таким образом нарушили политический баланс», —
комментирует ситуацию Ольга Айвазовская. В частности, она подчеркнула,
что созданные таким образом комиссии могут принимать решения,
противоречащие закону. Опыт показывает, что даже в случае обращения в
суд — приговоры представителей Фемиды относительно одинаковых ситуаций
могут отличаться в зависимости от округа.
Учитывая процесс создания окружных избирательных комиссий, проблемы,
связанные с их деятельностью, возникли сразу. Часть первых заседаний ОИК
не состоялась совсем или прошла с проблемами. По сообщению координатора
«Опоры», эта ситуация обусловлена тем, что в состав некоторых комиссий
были включены люди, не проживающие в пределах округа или региона. «В
Донецке обнаруживались представления людей, проживающих в Крыму», —
говорит Айвазовская. Также происходили массовые замены членов комиссий,
которые представляли в основном технические партии. «Большое количество
технических партий, чей жребий был выбран, на 100% заменили состав своих
представлений в 225 ОИК в течение одной недели сентября — это не может
не вызывать обеспокоенности», — говорит координатор «Опоры».
Замечания есть и к непосредственной деятельности комиссий. По словам
эксперта, не все ОИК соблюдали сроки приема документов кандидатов и
партий, что ставило участников избирательных соревнований в разные
условия. Кроме того, на отдельных округах была применена широко
используемая на выборах технология «атаки клонов». «Приносили
представления на пять партий, и в них всех были одинаковые кандидаты на
членство в комиссии», — рассказывает Айвазовская. То есть кому-то было
очень нужно, чтобы именно эти люди принимали участие в организации
избирательного процесса и подсчета голосов. По словам эксперта, на одном
только 167 округе Тернопольской области избирательная комиссия
зафиксировала 1723 таких «двойников». На 166 округе той же области
некоторые партии использовали другой «фокус» — здесь среди двойников
нашлись «мертвые души». «Законодательство предполагает, что к
представлениям необходимо прилагать собственноручно написанное и
подписанное заявление человека о его желании быть членом избирательной
комиссии, — подчеркивает представитель «Опоры», — появление двойников и
умерших свидетельствует о том, что технические партии воспользовались
базами данных людей без их согласия для представлений. А следовательно,
документы с подписью человека подделывались».
Возникли некоторые проблемы и с регистрацией наблюдателей. По словам
Айвазовской, 122 Луганская ОИК требует, чтобы координатор заверила
печатью и своей подписью постановление ЦИК о возможности присутствия
наблюдателя от организации. «Понимаете уровень юридической грамотности
этих людей?» — возмущается эксперт.
Отдельного разговора заслуживает и деятельность участковых
избирательных комиссий. Введенные ЦИК изменения относительно процесса
отбора представителей партий и кандидатов коснулись и их. Таким образом,
ОИК провели разовую жеребьевку для всех участков в пределах округа.
Учитывая то, что единую процедуру отбора Центризбирком не предложил,
окружные избирательные комиссии проводили его на свое усмотрение: тянули
конверты, шарики, сложенные листочки и тому подобное. Некоторые
кандидаты говорят, что после жеребьевки выяснялось, что человек,
осуществлявший отбор, — бывший фокусник. Использовали при отборе и
другие махинации. «Если для жеребьевки использовали бумажки — они
несколько отличались друг от друга», — говорит Айвазовская. Кто-то
проводил жеребьевку открытым способом, другие — нет: во время процесса
отбора в комнату не пускали представителей тех или иных кандидатов или
политических сил. Апогеем беспредела стал случай в Луганской области.
«Результат жеребьевки не понравился председателю окружной избирательной
комиссии, и он решил провести его повторно, серьезно изменив результат
распределения мест в УИК среди партий», — отмечает член «Опоры». По ее
словам, некоторые результаты жеребьевки были запрограммированы
заблаговременно.
Итак, примеры некоторых фальсификаций совершенно наглядны. Несмотря на
то, что факты нарушений закона о выборах облетели все СМИ, Центральная
избирательная комиссия уполномочена решать подобные вопросы только после
представления жалоб и обращений. Член ЦИК Андрей МАГЕРА рассказал
«Дню», что в ЦИК действительно поступают разные жалобы от субъектов
избирательного процесса, но он не припоминает случаев, когда жалобы
касались закрытых заседаний ОИК, повторных жеребьевок в УИК, отказа
допуска наблюдателей и так далее. «В случае наличия подобных фактов
необходимо подавать обращение. Кроме ЦИК, можно также обращаться в суды,
поскольку суды, в отличие от ЦИК, рассматривают не только жалобы на
бездеятельность ОИК, но и на решение и действия ОИК и членов ОИК», —
отметил Магера.
Несмотря на скандалы и существенные замечания относительно состава
окружных и участковых комиссий, говорить о фальсификации результатов
выборов, по мнению Ольги Айвазовской, на данный момент некорректно.
«Есть факт: комиссии созданы таким образом, что взаимный контроль между
политическими силами осуществляться не будет, поэтому можно ожидать
разные инциденты в день выборов. Однако оснований для того, чтобы
говорить о возможности фальсификации подсчета голосов, пока нет», —
уверяет она.
Такого же мнения придерживается и председатель Комитета избирателей
Украины Александр ЧЕРНЕНКО. «Опыт показывает, что избирательные комиссии
почти всегда контролировались властью или определенными кандидатами, но
законом предусмотрена определенная процедура проведения выборов и
подсчета голосов», — заявил Черненко. По его мнению, люди, которые
входят в состав комиссий, прекрасно понимают, что любые махинации тянут
за собой уголовную ответственность. «Большинство из тех, кто подчиняет
себе комиссии, делает это не для фальсификаций, а на всякий случай», —
убежден председатель КИУ. «Даже если некоторые политические силы имеют в
комиссии большинство для принятия решений, им в противовес выступит
меньшинство, которое, если не остановит, то сможет сделать факты
нарушений публично известными и обжаловать их», — заверил Черненко.
«Незаметно фальсификации провести нельзя», — констатировал он.
Достаточно большие надежды руководитель Комитета избирателей возлагает и
на наблюдателей. «Даже если комиссия нарушит процедуру подсчета
голосов, об этом в любом случае станет известно», — аргументирует он.
«Комиссии не сбалансированы и сформированы с нарушениями, но
окончательно утверждать, что комиссии будут что-то фальсифицировать, я
бы не спешил», — подытожил Черненко.
Стоит отметить, что политологи уже назвали эти выборы самыми грязными, а
члены ЦИК характеризуют эту кампанию как самую тяжелую. СМИ все чаще
обращается к цитате, авторство которой приписывают Иосифу Сталину:
«Неважно, как люди проголосовали, важно, как посчитали». В сети уже
несколько недель активно призывают людей выходить 29 октября под стены
Верховной Рады и добывать в борьбе свое право на реальные рычаги влияния
на власть и осуществлять управление собственной страной демократическим
способом. Однако заблаговременные выводы делать все же не стоит.
Черненко утверждает, что за выборами в Украине пристально следят
представители общественного сектора и международные организации. «Если
грубое игнорирование закона все же произойдет — будет соответствующая
реакция со стороны оппозиции и международных сообществ», — убежден
Черненко. Будем надеяться, что после принятия соответствующей резолюции
США, которая засвидетельствовала наличие в Украине политических
преследований и угрожает санкциями для всех, кто причастен к аресту
экс-премьер-министра Юлии Тимошенко, властная верхушка наименьшим
образом заинтересована в том, чтобы парламентские выборы признали
нелегитимными.
«2/3 СОСТАВА КАЖДОЙ ОИК — ЭТО ЛЮДИ, СВЯЗАННЫЕ С ПАРТИЕЙ ВЛАСТИ»
Максим КОВАЛЬ, председатель Союза юристов Николаевщины, адвокат:
— Новым законом предусмотрено, что в формировании окружных комиссий
принимают участие партии, которые выдвинули даже одного кандидата в
депутаты по всей Украине. Поскольку таких «мощных» партий в Украине
свыше 80, а состав ОВК — 12 — 18 лиц, ЦИК провела жеребьевку, по
результатам которой по всем шести округам Николаевщины ОИК были
сформированы по представлению партий с пророссийскими названиями. Они не
только не имеют офиса в области, не только не выдвинули здесь ни одного
кандидата, но и вообще не смогли представить в состав комиссий ни
одного жителя Николаевщины! Поэтому в состав 127 — 132 ОИК (в том числе
на руководящие должности) попали представители, которые проживают в
Киеве или в Крыму. Естественно, что они не посетили ни одного заседания.
В течение августа-сентября эти малоизвестные партии уже заменили таких
представителей жителями Николаевщины, которые на прошлых выборах
работали в избирательных комиссиях от провластных партий и кандидатов.
То есть, несмотря на вроде бы представительство от 12 — 18 партий,
фактически 2/3 состава каждой ОИК — это члены комиссий, связанные с
партией власти. А такие общеизвестные партии, как «УДАР» и «Свобода», не
получили ни одного места в ОИК. Считать ли это манипулированием?
Риторический вопрос.
«ФОРМИРОВАНИЕ КОМИССИЙ — ЭТО ШАГ К ТОМУ, ЧТОБЫ ВЫБОРЫ НЕ БЫЛИ ПРОЗРАЧНЫМИ И ЧЕСТНЫМИ»
Владимир ПРИТУЛА, эксперт проекта «Крымский политический диалог»:
— В Крыму конфликт с формированием и работой окружной комиссии был
фактически лишь во 2-м мажоритарном округе, но именно это и говорит о
том, что во время их формирования был удачно использован
административный ресурс. Есть много депутатов разных уровней, партийных и
общественных активистов, которые ранее были известны как деятели Партии
регионов, а сегодня они вдруг представляют в окружных и участковых
комиссиях разные малоизвестные или маловлиятельные партии. Понятно, что
это представители технических партий, которые фактически являются
проводниками и реализаторами политики и интересов Партии регионов.
Следовательно, при формировании комиссий были как конфликты интересов,
так и, вероятно, махинации и злоупотребления админресурсом. А это
значит, что в их работе уже сейчас запланированы нарушения закона и прав
избирателей, злоупотребления служебным положением и т. п. Во всяком
случае это шаг к тому, чтобы выборы не были прозрачными и честными. Есть
и еще будет немало исков в суд по поводу формирования и деятельности
избирательных комиссий, однако у меня есть обстоятельные сомнения
относительно независимости наших судов и правоохранительных органов,
поэтому я прогнозирую, что эти иски не улучшат ситуацию, которая может
привести к большим конфликтам во время выборов. Следовательно, по их
итогам определенные силы, международные организации могут поставить
вопрос о незаконности этих выборов, а это для Украины будет очень плохо.
«БЫЛИ ПРЯМЫЕ ФАЛЬСИФИКАЦИИ»
Виктор БОБЫРЕНКО, политолог, эксперт Сумской общественной организации «Бюро анализа политики»:
— Если говорить о процессе формирования окружных избирательных комиссий
в Сумской области, то внешне все было выдержано в рамках закона.
Согласно проведенной жеребьевке, партии-победители жребия предоставили
кандидатуры своих представителей. Однако я считаю, что была использована
и «серая» политтехнология. Например, от малоизвестных партий в окружные
комиссии «сели» фактически представители Партии регионов. В Сумах на
учредительном заседании окружной комиссии 157-го округа случился смешной
инцидент. Кандидат от Объединенной оппозиции Олег Медуница спросил
секретаря комиссии, представителя «Братства» Ольгу Марченко: «А кто же
является лидером вашей партии?», чем просто озадачил женщину, она не
смогла ничего ответить. Так же представители в комиссиях от других
«диванных» партий об этих политических силах и их лидерах не знают
ничего. При формировании участковых комиссий были допущены уже прямые
фальсификации. «Виновата» во всем оказалась электронная система
«Выборы», которая не выписана в законе, но на нее почему-то ссылаются.
Согласно законодательству, ОИК формируют участковые комиссии. Однако
никто из членов комиссий не был в курсе, как именно проводить
жеребьевку. В барабан вбрасывались лоты по принципу «Жеребьевка по
субъектам представления». А фактически комиссия ввела в компьютеры не
субъектов представления, а кандидатуры от этих субъектов. Наблюдатели
вели один подсчет результатов, а окружная комиссия вводила другие
результаты по другой процедуре. Как следствие, у всех получились разные
результаты. Причем результаты в интересах власти. И теперь в участковых
комиссиях, по нашим подсчетам, представители власти и оппозиции — в
пропорции 3/4.
«...«ТЕХНИЧЕСКИЕ» ЛЮДИ КАК ИМИТАЦИЯ ДЕМОКРАТИЧНОСТИ ВЫБОРОВ»
Вячеслав ГОЛОВЧЕНКО, эксперт в области организации и проведения предвыборных кампаний:
— Странности нового закона о выборах народных депутатов проступили уже
на стадии формирования избирательных комиссий. В 130 и 131 округах долго
не могли найти представителей Союза анархистов Украины. А в составе
окружной избирательной комиссии № 131 (г. Вознесенск) произошли кадровые
перестановки — в третий раз сменился председатель. Ранее председателем
ОИК №131 вместо Раисы Солодаевой стал Юрий Бондарь, который был
делегирован от Украинской Народной Партии. Однако и его полномочия были
досрочно прекращены согласно постановлению ЦИК от 18.09.2012 №970. В
свою очередь, в комиссию был включен и назначен на должность
председателя Анатолий Вишневский, который в 2004 году на выборах
Президента был членом территориальной избирательной комиссии
территориального избирательного округа № 133 от кандидата на пост
Президента Украины Януковича Виктора Федоровича. Сам Юрий Бондарь не
знал о своем смещении. Стоит отметить, что от партийных лидеров УНП ни
Раиса Солодаева, ни Юрий Бондарь никакой информации о смене председателя
не получали, а обо всем узнали или из официального сайта ЦИК, или из
уст новоиспеченных председателей комиссий. Этот пример позволяет сделать
предположение, что некоторые партии участвуют в выборах, исключительно
поставляя специальных «технических» людей для имитации демократичности
выборных процедур. Не лучше выглядят составы участковых комиссий. Так, в
округе №129, как рассказал заместитель председателя Анатолий Кравченко,
некоторые председатели УИК смогли сначала собрать только по 7 членов
комиссии, другие просто отказывались приходить на заседания и от работы в
УИК вообще отказывались, ссылаясь на то, что не знали, кто их включил в
избирательные комиссии. В сельских участках наблюдается еще больший
формализм в подготовке к процессу голосования.
Анастасия ТРОШИНА, корпункт «Дня» в Николаеве; Николай СЕМЕНА, «День», Симферополь; Алла АКИМЕНКО, Сумы
Источник:
|