№173, четверг, 27 сентября 2012
Самоучитель: как спасать школу
Общественность Донецка создала и представила книгу «самопомощи» Владимир ВОЛОВНЕНКО, Донецк
Пока организации политических партий устраивали митинги по поводу
закрытия украинских школ на Донбассе (не столько беспокоясь о конечном
результате, сколько о собственном пиаре) — общественная организация
подготовила практическое пособие для родителей, которые решили защищать
право своих детей на достойное образование.
В Донецком пресс-клубе состоялась презентация книги «Як уберегти школу у
власній громаді: керівництво до дії», изданной «Восточноукраинским
центром общественных инициатив». Как рассказала заместитель председателя
этой неправительственной самодеятельной организации Оксана Дрепина,
авторский коллектив, состоящий из педагогов-практиков, научных
работников и специализирующихся на проблемах общественного сектора
юристов, работал предельно быстро, осознавая актуальность проблемы в
современной отечественной ситуации.
В самом деле, по статистике, собранной волонтерами ВЦОИ, в прошлом году
в стране было ликвидировано 213 общеобразовательных школ, в частности
на Донбассе (Донецкая и Луганская области) — более трех десятков.
Зачастую местные власти закрывали школы, игнорируя мнение местных
жителей, не принимая во внимание социальную ситуацию. Что закономерно
вызывало в ответ возмущение и вспышки стихийного сопротивления.
Некоторые из примеров становились известными всей стране, а именно —
борьба родительского актива за украинскую школу № 111 в Донецке,
которая, наконец, после ряда уличных акций и судебной волокиты
увенчалась успехом. Что касается другого случая, то в соседней Макеевке
«неперспективные» школы все-таки ликвидировали, и сегодня школьники из
рабочих предместий испытывают сами на себе последствия скороспелой
образовательной реформы.
— Как правило, решившись бороться за сохранение той или иной школы,
активисты сталкиваются со стандартным комплексом проблем: куда
обращаться с жалобами на неправомерные действия местной власти, как
грамотно оформить судебный иск, организовать публичную акцию, привлечь
прессу, — рассказывает Оксана. — На все эти вопросы дает ответ наше
пособие.
Также издатели предоставили слово тем, кто уже сумел защитить право
своих детей учиться в любимой школе. А оригинальные варианты здесь не
перечислить. Ведь когда учебное заведение где-нибудь в отдаленном
населенном пункте действительно «малокомплектное», то в целях его
выживания иногда бывает целесообразно сдать часть помещений в аренду
почтовому отделению, библиотеке или сельсовету. Пригодится и приведенный
в книге опыт соседней Польши, которая пережила подобные перипетии
несколько лет назад.
— Чиновничье рвение в последнее время немного приутихло, — констатирует
Оксана Дрепина, — потому что скоро выборы. Однако несложно
спрогнозировать, как после них с новыми силами возьмутся за
«оптимизацию» образовательной сети. Поэтому «Восточноукраинский центр
общественных инициатив» готовит свой ответ: тренинги и систему
мини-грантов для групп активистов, которые будут активно выступать
против закрытия школ на Донбассе. Кстати, достижением нашего проекта
оказалось и то, что успешные «протестанты», которых мы привлекали для
работы над пособием, сейчас выражают желание оперативно выезжать в точки
конфликтов, помогать родительским коллективам своим практическим
опытом. И это уже немалое подспорье.
А для более близкого знакомства с тем, «Як уберегти школу у власній
громаді», издатели поместили книгу на своем интернет-сайте в открытом
доступе. Другие статьи этой полосы:
Источник:
|