2012-08-31
/ Анатолий Аркадьевич Кошкин - доктор исторических наук, профессор Института стран Востока, академик РАЕН.


япония, ссср, курилы / Рыболовные шхуны около нового пирса в бухте Малокурильской острова Шикотан. Фото РИА Новости
Рыболовные шхуны около нового пирса
в бухте Малокурильской острова Шикотан.

Фото РИА Новости

Японское правительство в последнее время «смягчило» свою позицию о «незаконной оккупации северных территорий», то есть южной части Курильских островов, правонационалистические силы Японии, в том числе их рупор газета «Санкэй симбун», продолжают использовать это пропагандистское клише. Не вступая в полемику со сторонниками версии о «захвате русскими японских территорий», полагаю необходимым вновь обратить внимание читателя на исторические факты и документы, подтверждающие законность владения Россией Курильскими островами.

Один из тезисов японской пропаганды – это утверждение о том, что советское правительство якобы ни до войны, ни во время войны не выдвигало претензий на Курильские острова, а захватило их, воспользовавшись поражением Японии. Однако из протоколов переговоров с японскими представителями следует, что советские руководители отнюдь не считали решенным вопрос о принадлежности Сахалина и Курильских островов и открыто об этом заявляли. Так, например, во время состоявшейся 18 ноября 1940 года беседы с послом Японии в СССР Ёсицугу Татэкава нарком иностранных дел Вячеслав Молотов указал, что общественное мнение в СССР будет связывать вопрос о заключении пакта о ненападении с Японией с вопросом о возвращении утраченных ранее территорий – Южного Сахалина и Курильских островов. Было заявлено, что если Япония не готова к постановке этих вопросов, то было бы целесообразно говорить о заключении пакта не о ненападении, а о нейтралитете, не предусматривающем разрешение территориальных проблем. Японское правительство тогда приняло эту позицию.

ЯЛТИНСКИЕ ДОГОВОРЕННОСТИ

Как известно, подписанное 11 февраля 1945 года Ялтинское соглашение трех великих держав по вопросам Дальнего Востока констатировало договоренность о возвращении Советскому Союзу южной части острова Сахалин и передаче Курильских островов. Главы правительств США, СССР и Великобритании особо отметили в документе, что «эти претензии Советского Союза должны быть безусловно удовлетворены после победы над Японией». Известно высказывание президента США Франклина Рузвельта о том, что «русские хотят вернуть то, что у них было отторгнуто».

В 8-м пункте Потсдамской декларации об условиях капитуляции милитаристской Японии записано: «Условия Каирской декларации должны быть выполнены, японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и менее крупными островами, которые мы укажем». Приняв условия Потсдамской декларации, японское правительство согласилось с этим положением о будущих границах своей страны.

В утвержденном президентом США Гарри Трумэном «Общем приказе №1» командования союзных войск о капитуляции японских вооруженных сил определялось: «Включить все Курильские острова в район, который должен капитулировать перед Главнокомандующим советскими вооруженными силами на Дальнем Востоке». Выполняя это положение приказа, советские войска заняли острова Курильской гряды вплоть до Хоккайдо. В связи с этим трудно согласиться с утверждением японского правительства о том, что советское командование якобы намеревалось занять Курильские острова только до острова Уруп, а острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи оккупировали, лишь «узнав об отсутствии (на них) американских войск». Изобретенная же после войны географическая новация о «невхождении» указанных четырех островов в состав Курильской гряды (японское название – Тисима рэтто) опровергается японскими документами и картами довоенного и военного периодов.

Принципиальное значение имеет директива командующего оккупационными войсками в Японии генерала Дугласа Макартура № 677/1 от 29 января 1946 года, в которой во исполнение 8-го пункта Потсдамской декларации определялись острова, изымавшиеся из-под японского суверенитета. Наряду с другими территориями Япония лишалась всех островов к северу от Хоккайдо. В директиве четко указывалось, что из-под юрисдикции государственной или административной власти Японии исключаются острова Тисима (Курильские), а также группа островов Хабомаи (Сусио, Юри, Акиюри, Сибоцу, Тараку) и остров Шикотан. Японское правительство не возражало, ибо это соответствовало условиям капитуляции.

Вслед за изданием директивы во исполнение Ялтинского соглашения о возвращении Южного Сахалина и передаче СССР Курильских островов 2 февраля 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР на этих территориях была образована Южно-Сахалинская область с включением ее в состав Хабаровского края РСФСР.

Согласие правительства Японии с решением союзных держав о выводе всех Курильских островов из состава японского государства содержится в тексте Сан-Францисского мирного договора 1951 года. Пункт «с» статьи 2-й договора гласит: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года».

Тогда японское правительство исходило из того, что Курилы (острова Тисима) перестали быть японской территорией. Это со всей определенностью проявилось при ратификации Сан-Францисского мирного договора в парламенте Японии. Заведующий договорным департаментом МИД Японии Кумао Нисимура 6 октября 1951 года сделал в Палате представителей следующее заявление: «Поскольку Японии пришлось отказаться от суверенитета на острова Тисима, она утратила право голоса на окончательное решение вопроса об их принадлежности. Так как Япония по мирному договору согласилась отказаться от суверенитета над этими территориями, данный вопрос в той мере, в какой он имеет к ней отношение, является разрешенным». Известно и заявление Нисимура в парламенте 19 октября 1951 года о том, что «территориальные пределы архипелага Тисима, о котором говорится в договоре, включают в себя как Северные Тисима, так и Южные Тисима». Таким образом, при ратификации Сан-Францисского мирного договора высший законодательный орган японского государства констатировал факт отказа Японии от всех островов Курильской гряды.

ЖЕСТ ДОБРОЙ ВОЛИ

После ратификации Сан-Францисского договора в политическом мире Японии существовал консенсус по поводу того, что в ходе мирного урегулирования с СССР территориальные претензии следует ограничить лишь близкими к Хоккайдо островами, а именно добиваться возвращения только Малой Курильской гряды Хабомаи и острова Шикотан. Это было зафиксировано в принятой единогласно парламентской резолюции всех политических партий Японии 31 июля 1952 года. Тем самым фактически признавалась принадлежность СССР остальных Курильских островов, включая Кунашир и Итуруп.

Хотя на японо-советских переговорах об окончании состояния войны и заключении мирного договора японская делегация первоначально выдвинула претензии на все Курильские острова и южную половину Сахалина, в действительности ставилась задача вернуть в состав Японии только острова Хабомаи и Шикотан. Полномочный представитель правительства Японии на советско-японских переговорах 1955–1956 годов Сюнъити Мацумото признал, что, когда он впервые услышал предложение советской стороны о готовности передать Японии после заключения мирного договора острова Хабомаи и Шикотан, то «сначала не поверил своим ушам», а «в душе очень обрадовался». Не так давно ведущая центральная газета Японии «Асахи» в серии статей об истории советско-японских переговоров подтвердила, что требование о расширении территориальных претензий к СССР было спровоцировано противниками нормализации двусторонних отношений.

В результате вместо мирного договора 19 октября 1956 года была подписана Совместная декларация СССР и Японии, которая прекращала состояние войны и восстанавливала дипломатические и консульские отношения между двумя странами. В качестве жеста доброй воли тогдашнее советское правительство согласилось внести в текст декларации следующее положение: «Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан (Шикотан) с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией». Подписав и ратифицировав этот документ, японское правительство фактически признало принадлежность всех Курильских островов Советскому Союзу, ибо последний мог «передать» другому государству лишь свою территорию.

КТО ПОДОГРЕВАЕТ РЕВАНШИСТОВ

Испытывая серьезное давление со стороны не заинтересованных в японо-советском добрососедстве США, японское правительство стало уходить от выполнения записанных в Совместной декларации положений. Для «обоснования» нежелания заключать мирный договор на достигнутых условиях были расширены территориальные претензии к СССР. В перечень требований были произвольно включены самые крупные и хорошо освоенные острова Курильской гряды – Кунашир и Итуруп, которые в Совместной декларации не упоминаются.

Предъявление территориальных претензий к СССР и другим соседним государствам является нарушением условий Потсдамской декларации и подписанного «от имени Его Величества Императора Великой Японской империи и японского правительства» Акта о капитуляции Японии. 6-й пункт Акта гласит: «Настоящим мы даем обязательство, что японское правительство и его преемники будут честно выполнять условия Потсдамской декларации, отдавать те распоряжения и предпринимать те действия, которые в целях осуществления этой декларации потребует верховный командующий союзных держав или любой назначенный союзными державами представитель».

Территориальные претензии на Курильские острова находятся в прямом противоречии с положениями вышеприведенной директивы верховного командующего союзных держав №677/1 от 29 января 1946 года. В данном случае можно говорить об открытом непризнании итогов Второй мировой войны и требовании их пересмотра.

Притязания японского правительства на территории, владение которыми закреплено в Конституции Российской Федерации, подпадают под понятие «реваншизм». Как известно, в политическом лексиконе реваншизм (фр. revanchisme, от revanche – «отмщение») означает «стремление к пересмотру результатов поражений в прошлом, к возвращению потерянных в войне территорий». Попытки обвинить Российскую Федерацию в якобы «незаконной оккупации и удержании Курильских островов», на наш взгляд, создают ситуацию, когда российское правительство в случае продолжения подобных утверждений на официальном уровне вправе поставить данный вопрос перед международной общественностью в ООН, а также обратиться с иском в Международный суд в Гааге.

Напомним, что Япония имеет «территориальные проблемы» со всеми соседними государствами. На днях правительство Республики Корея выступило с решительным протестом против включения японских притязаний на находящиеся под управлением Сеула острова Токто в правительственную «Белую книгу по вопросам обороны». Напряженная обстановка сохраняется и в районе удерживаемых Японией островов Дяоюйдао (Сэнкаку), на которые претендует КНР. Не приходится говорить, что нагнетание ажиотажа вокруг территориальных претензий к соседним государствам отнюдь не объединяет, а разделяет народы, сеет между ними рознь, чревато конфронтацией, в том числе военной.