Недавно на трассе перевернулся автобус, в котором дети возвращались из
спортивного лагеря. Водитель уснул за рулем, так как перед этим провел
восемь часов в дороге. Директор лагеря не только позволила везти детей в
автобусе без ремней безопасности и с уставшим водителем, но и "забыла"
вызвать машину полицейского сопровождения. Кстати, это частный и далеко
не дешевый лагерь. Так что экономия на перевозке детей выглядит особенно
трогательно. Теперь моя коллега, чьи сыновья ехали в этом автобусе (у
старшего – сотрясение мозга, оба сильно испугались), собирается в суд.
Будь я в США, тоже подала бы в суд – на автосервис,
"забывший" мою машину на месяц. Или на банк, гонявший меня по всей
Москве и области из-за того, что менеджеру было лениво копаться в
документах. Но я не в США, поэтому в суд не пойду.
В последнее время у нас наблюдается какой-то странный
перекос. Все только и говорят о несчастном бизнесе, которому мешают,
который давят – и который надо немедленно избавить от излишнего
контроля. Я берусь утверждать, что бизнес у нас абсолютно безнаказан и
неконтролируем. То, что называют контролем, на самом деле лишь повод для
чиновничьего и полицейского рэкета, не более. При этом понятно, что
участковый, берущий мзду с ларька, уже не будет журить его владельца за
продажу сигарет подросткам, а санитарный врач, уносящая с
подведомственной территории огромные торбы с "контрольными закупками", с
пониманием отнесется к нуждам владельца подпортившегося товара.
При этом у нас так любят говорить о "потребительском
терроризме", что даже смешно. Алло, граждане, максимальные выплаты т.н.
"морального вреда" (куда у нас на самом деле входят и все косвенные и
недоказанные траты – например, на такси) составляют максимум 10 тысяч
рублей! При этом суд, присуждающий столь разорительный для
бизнесмена-ответчика платеж, длится не менее трех месяцев, а ушлый
адвокат ответчика может его и до двух лет дотянуть. Адвокат для истца,
кстати, будет стоить от 30-50 тысяч. Нормальный человек будет платить
такие деньги и тратить месяцы на разбирательства не ради нищенской
компенсации, а только в исключительных случаях – как вот коллега, чьи
дети были в перевернувшемся автобусе. Все остальные просто махнут рукой.
И эти "несчастные" бизнесмены будут и дальше хамить, работать спустя
рукава, терять ваши документы, тратить нервы, время и проч.
Изменить это может только абсолютно безжалостное,
грозящее разорением наказание за нарушение прав потребителей. Когда за
скользкое крыльцо магазин рискует стать банкротом, а уж за аварию с
сонным водителем виновные будут расплачиваться всю жизнь.
Сурово? Но если организаторов митингов можно штрафовать на полмиллиона рублей,
то почему к тем, кто рискует нашим здоровьем, нашими жизнями и нашими
нервами, нельзя применять гораздо более жесткие санкции? Почему
обыватель должен быть защищен от охамевшего бизнеса меньше, чем омоновец
– от митингующих?
Введите потребительский террор! Потому что сегодня бизнес
учтив с чиновником, который может его разорить, с полицейским, который
может посадить. А потребитель ему ничего не сделает, даже прибыли не
лишит, потому что затраты "отбиты" уже на первом клиенте – при наших-то
наценках. В результате – живем от аварии до трагедии.